Деньги, слава и туристы.
Зачем Ханты-Мансийску статус «Новогодней столицы России»?
С 2013 года Ханты-Мансийск борется за шанс стать главной новогодней площадкой России. И вот, спустя четыре года, после престижных побед на нескольких общероссийских и международных конкурсах, проект «Ханты-Мансийск – Новогодняя столица» отметили в Министерстве культуры и присвоили столице Югры статус «Новогодней столицы России 2017-2018 года».
О том, что именно повлияло на это решение, как изменится Ханты-Мансийск через год рассказал заместитель Главы Администрации города Константин Пенчуков.
- Константин Львович, в Ханты-Мансийске несколько лет подряд реализуется проект «Ханты-Мансийск – Новогодняя столица». Каковые основные итоги этого проекта? Помог ли он привлечь новых туристов? Какой опыт за эти годы удалось извлечь с точки зрения развития внутреннего туризма? Есть ли у Ханты-Мансийска шанс стать популярной туристической площадкой на карте России?
- Интерес к проекту из года в год заметно повышается, нам удается проводить все большее количество мероприятий культурно-развлекательной и туристического направленности. Увеличивается количество участников. В этом проекте задействовано практически все городское сообщество, представители самых разных социальных групп. Это государственные и муниципальные чиновники, сотрудники учреждений культуры и спорта, члены общественных организаций, волонтерских движений. Порядка 1000 человек вовлечены в организацию этого проекта. Хочу отметить, что увеличивается также доля соорганизаторов из числа представителей бизнеса- и это самый важный результат, потому что все-таки туристическая отрасль – это, прежде всего, бизнес, а мы только создаем условия.
Поэтому я считаю, что этот проект уже сегодня имеет успех. В прошлом году мы стали призерами всероссийского конкурса лучших муниципальных практик, несколько месяцев назад получили награду в Совете федерации. Все это тоже способствует узнаваемости проекта, его продвижению. На мой взгляд, еще через несколько лет проект «Новогодняя столица» будет очень эффективным инструментом для создания условий развития въездного туризма в городе Ханты-Мансийске.
- Вы принимаете участие в крупных туристических форумах и выставках, где наверняка и другие регионы также представляют свои разработки, проекты, продукты в сфере внутреннего туризма. Вы чувствуете конкуренцию? Как Ханты-Мансийск выглядит на этом фоне? Есть ли действительно серьезные преимущества у нас, позволяющие строить такие оптимистичные планы в отношении развития городского туризма?
- Действительно, конкуренция на внутреннем туристическом рынке возрастает, и связано это с понятными внешнеэкономическими причинами, поэтому буквально все регионы очень активно стали работать в сфере туризма. Об этом свидетельствует, к примеру количество участников, заявляющихся на конкурсы общероссийского масштаба. Возьмем один из наиболее известных туристических конкурсов - Russian Event Awards. Мы победили на этом конкурсе среди 170 номинантов! Это, конечно же, большая конкуренция.
- Главная изюминка предстоящего Нового года, центральное мероприятие уже определено?
- На ближайший Новый год мы прорабатываем сразу несколько новых мероприятий. К примеру, есть идея создания резиденции Новогодней елки. Это будет красивое, хорошо обустроенное место, где можно будет проводить праздничные новогодние, рождественские мероприятия. Вторая идея – проведение большого концертного мероприятия с приглашением звезд, причем, мы хотим совместить его с рождественской ярмаркой. Это тоже, по задумке, будет очень зрелищное, феерическое действо, думаю, что никто не пожалеет, кто придет на этот концерт.
- Как поможет в реализации «Новогодней столицы» федеральная поддержка, то, что проект вошел в общероссийские планы, программы и т.д.? Чего вы ожидаете?
- Для нас самый важный итог этого года, связанный с реализацией проекта - то, что нас отметили в Министерстве культуры и мы из федерального Агентства по туризму получили подтверждение, что город Ханты-Мансийск в Новый год с 2017 на 2018 официально становится новогодней столицей России. Это очень важный статус, потому что он предполагает, что для организации культурно-развлекательных и туристических мероприятий уже будут привлекаться средства не только муниципального бюджета, но и регионального, и федерального. Мы изучили опыт тех городов, кому такой статус присваивали в прошлые годы и увидели, что это очень эффективный инструмент повышения уровня деятельности всех субъектов туристической отрасли. Это привлекает и средства, и внимание, и туристов.
- Четыре года уже реализуется проект. Все-таки, на Ваш взгляд, можно сказать, что удалось добиться реального экономического эффекта, городская отрасль туризма – она сформировалась? Есть какие-то цифры, по которым Вы судите о том, есть ли реальная экономическая перспектива у таких общегородских проектов или пока нет?
- Да, об этом можно судить на уровне экспертных оценок, естественно мы ведем и простой учет гостей, стараемся научиться правильно считать туристические потоки. К примеру, нам удалось посчитать, что в 2013 году, когда мы начали реализацию проекта, на наших городских новогодних площадках поучаствовали в различных мероприятий около 25 тысяч человек, Новый год-2016 – порядка 75 тысяч, то есть интерес заметно повышается.
К примеру о популярности Ханты-Мансийка можно судить по количеству запросов в поисковые системы по разному поводу: как доехать, стоимость проживания, питания, наличие досуга и прочее. Интерес у людей есть, и мы видим, что в этот период он резко повышается.
Нам удалось по методикам, предлагаемым Агентством по туризму и компаниям, занимающимся финансовой аналитикой, получить расчет в среднем затрат туриста в дни пребывания в Ханты-Мансийске в новогодние каникулы. В прошлый Новый год гости Ханты-Мансийска оставили в нашем городе 13,5 миллионов рублей. Это была выручка, прибыль бизнеса, которая потом превратились в налоги и т.д. То есть экономический эффект уже есть.
- Нельзя не спросить, продолжая эту тему и о транспортных перспективах Ханты-Мансийска как туристического города. Все-таки одним из серьезных факторов, тормозящих развитие внутреннего туризма, является удаленность города, а значит дороговизна перелета. Вы планируете влиять на ценообразование, договариваться с перевозчиками?
- Дело в том, что, приступая к реализации этого проекта, мы в том числе оценивали и возможные риски, которые будут нам мешать. И среди этих рисков были и сложная транспортная схема, и дороговизна, равно как и опасения, что низкие температуры не позволят нам провести часть запланированных мероприятий на открытых площадках. И с теми, и с другими рисками мы столкнулись. И с теми, и с другими рисками справляемся.
К примеру, что касается транспортной труднодоступности Ханты-Мансийка, то, начиная с прошлого года мы ведем переговоры с представителями РЖД, есть надежда, что удастся договориться о более выгодных условиях оплаты проезда к нам для детских туристических групп. Сейчас возникла идея создания новогоднего поезда между несколькими субъектами – Ямалом, Югрой и югом Тюменской области. Мы в этот процесс вошли и стали участниками диалога.
Сегодня, накануне предстоящих больших мероприятий, связанных с тем, что Ханты-Мансийск станет новогодней столицей России, мы предполагаем, что нам удастся наладить диалог с авиакомпанией ЮТЕЙР. Может быть, в этот разговор мы вовлечем представителей федеральных туристических сетей, чтобы обеспечить туристам перелет в Ханты-Мансийск на более выгодных условиях.
- А с погодной канцелярией удается договариваться?
- Что касается морозов, мы всегда предусматриваем достаточное количество альтернативных мероприятий в теплых помещениях, поэтому, как я уже говорил, сразу после Нового года, со 2 января, открыты двери всех наших музеев, картинных галерей, кинотеатров, театров. Каждый год мы приглашаем дополнительно на гастроли интересный коллектив со спектаклями и представлениями.
Так что в случае низких температур, местным туроператорам всегда есть, что предложить гостям Ханты-Мансийска и гарантировать, что они незабываемо проведут время в нашем городе.
Источник: informugra.ru