Как Алтайскому краю победить в конкуренции за отдыхающих
Соизмеримы ли затраты на туризм доходам, которые возвращаются в казну, и не стал ли он финансовой «черной дырой» для бюджетных средств?
По итогам 2016 года, регион посетили два миллиона туристов, утверждают краевые власти. Несмотря на то что признанной методики подсчета показателя не существует, и в правительстве, и среди представителей отрасли уверены: поток гостей демонстрирует стабильный рост. Впрочем, и ресурсов на эту отрасль экономики ежегодно тратится немало. Соизмеримы ли затраты на туризм доходам, которые возвращаются в казну, и не стал ли он финансовой «черной дырой» для бюджетных средств, — обсудили эксперты на круглом столе в Сибирской медиагруппе.
Со скидкой на погрешности
Чтобы оценить динамику, с которой региональные власти вкладываются в развитие туризма, достаточно сказать, что 12 лет назад наша экспозиция на главной выставке «Интурмаркет» в Москве умещалась на 60 кв. м. В 2017 году она занимала уже 800 из 24 тыс. кв. м, при том, что всего сюда съехались 1 470 участников. Санаторно-курортный отдых, активный, познавательный и экотуризм — всего с 11 по 13 марта возможности территории здесь представляли 66 туробъектов. Презентация каждый год превращается в шоу. А последние пять лет край выступает неизменным стратегическим партнером «Интурмаркета». По оценке руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, результат активного продвижения заметен: наш регион стал одним из лидеров внутреннего и въездного туризма в стране.
Главным фактором, привлекающим большинство гостей, остается природа. С географическим центром Евразии соперничают только Байкал и Камчатка. Региональные власти ежегодно отчитываются о приросте количества приезжающих сюда отдыхать: так, в 2017 году цифра перевалила за 2 млн человек и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 10%. Однако подтвердить цифру достоверными данными пока невозможно.
«Два миллиона туристов в год — очень спорная цифра. На деле сложно посчитать этот показатель. У нас ведь не островное государство, и к нам приезжают со всех сторон. Также непросто выделить именно туристов из всей массы посетителей», — оценил ситуацию директор турфирмы «Плот» Александр Смирнов.
В подтверждение сомнений специалисты в туротрасли ссылаются на сокращение количества авиарейсов в Алтайский край. Нужно признать, что на итоговые цифры влияет «теневой» сектор. Львиная доля отдыхающих приезжает без помощи турагентов и туроператоров. Нелегальные организаторы активно осваивают спортивное и сельское направления и, по разным оценкам, располагают половиной потока из числа тех, кто едет за активным или деревенским отдыхом.
Хотя большинство экспертов соглашается с тем, что гостей в крае летом действительно стало больше. А вот зимний сезон 2016-2017 оценивается неоднозначно. Насладиться алтайскими пейзажами многим помешали природные катаклизмы. В «Плоте» рассказывают, что не удалось организовать ни одной тургруппы из-за плохой метеообстановки. В другие годы за сезон успевали возить до четырех групп.
Сезонность — в числе факторов, которые по-прежнему тормозят развитие отрасли в крае, признают игроки рынка. Пока горным склонам Белокурихи и Алтайского района профессионалы — горнолыжники и сноубордисты — предпочитают Кемеровскую область (Шерегеш). Там в этом году толщина снежного покрова на вершинах достигала шести метров. Край уступает из-за недостатка снега в горных районах, где подолгу устанавливается теплая погода. Впрочем, соперничать с горнолыжными курортами региону и не стоит, считает президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Елена Чупина.
«Неуместно сравнивать нас с другими территориями, — отмечает эксперт. — Мы уже задавались вопросом, как вывести Белокуриху на уровень горнолыжного курорта и уйти от образа исключительно оздоровительного комплекса. Считаю, можем предложить то, чего нет у других, — собственный туристический продукт. У нас есть олимпийские спортсмены — можно организовать в Белокурихе обучающие школы для детей. В это время взрослые могут сочетать горнолыжный отдых с оздоровлением. Нужно думать в направлении того, какие плюсы дает нам курорт».
Туристы выбирают море
Регион готов принимать 60 тыс. туристов единовременно, утверждают краевые власти. 20 тыс. мест при этом предлагаются в круглогодичных объектах, не закрывающихся на зимний сезон. Увеличить долю гостей из европейской части России было бы возможно за счет более интенсивной работы по расширению гостиничного фонда высокого класса, считают специалисты. К европейским стандартам качества приближаются условия отдыха в Белокурихе. За исключением города-курорта у нас пока не аккредитовано четырех- и пятизвездочных отелей, в то время как к качеству размещения гости из центральной России более притязательны. Региону не хватает самостоятельности в плане присвоения звездности, считает Чупина. Решить проблему могло бы наделение властей полномочиями по аккредитации средств размещения.
В значительной мере ограничивает развитие туризма дороговизна перевозок из центральных областей России. О проблеме уже слышали федеральные власти, однако решение до сих пор не найдено. Пока региональное правительство говорит лишь о возможном субсидировании авиаперевозок в будущем. Транспортная проблема замыкается на том, что отдых не пользуется постоянным сверхспросом. Конкуренция авиаперевозчиков по этому направлению попросту отсутствует, поэтому Алтай по-прежнему ждет субсидирования перелетов. Наземный транспорт — автобусный парк, — по оценке специалистов, тоже нуждается в обновлении. Для перевозки статусных гостей автобусы приходится заказывать в соседней Новосибирской области. Приобретать собственный транспорт предпринимателям невыгодно: срок окупаемости может затянуться.
Немалый объем работы еще предстоит выполнить для улучшения качества сервиса, считает Елена Чупина. Турбизнес остро нуждается в профессиональных экскурсоводах, способных вызвать интерес и достоверно рассказать гостям о богатом историко-культурном наследии региона. Экологичный и по-своему уникальный отдых в Алтайском крае при всех достоинствах и недостатках остается дорогим продуктом, стоящим в одном ценовом ряду с отдыхом на море, утверждают эксперты. Но даже высокий ценник не позволяет, по их словам, большинству небольших туробъектов зарабатывать на туризме. Полноценное функционирование объектов длится не больше двух месяцев в году. Вырученное за это время идет на то, чтобы покрыть издержки — содержание персонала и материального фонда за 12 месяцев, а предприниматели нередко остаются «в минусе», резюмируют в АРАТ.
Источник: brl.mk.ru
Запущен первый онлайн-сервис бронирования площадок для деловых мероприятий