USD:
EUR:

Как Алтайскому краю победить в конкуренции за отдыхающих

Соизмеримы ли затраты на туризм доходам, которые возвращаются в казну, и не стал ли он финансовой «черной дырой» для бюджетных средств?

Как Алтайскому краю победить в конкуренции за отдыхающих

По итогам 2016 года, регион посетили два миллиона туристов, утверждают краевые власти. Несмотря на то что признанной методики подсчета показателя не существует, и в правительстве, и среди представителей отрасли уверены: поток гостей демонстрирует стабильный рост. Впрочем, и ресурсов на эту отрасль экономики ежегодно тратится немало. Соизмеримы ли затраты на туризм доходам, которые возвращаются в казну, и не стал ли он финансовой «черной дырой» для бюджетных средств, — обсудили эксперты на круглом столе в Сибирской медиагруппе.

Со скидкой на погрешности

Чтобы оценить динамику, с которой региональные власти вкладываются в развитие туризма, достаточно сказать, что 12 лет назад наша экспозиция на главной выставке «Интурмаркет» в Москве умещалась на 60 кв. м. В 2017 году она занимала уже 800 из 24 тыс. кв. м, при том, что всего сюда съехались 1 470 участников. Санаторно-курортный отдых, активный, познавательный и экотуризм — всего с 11 по 13 марта возможности территории здесь представляли 66 туробъектов. Презентация каждый год превращается в шоу. А последние пять лет край выступает неизменным стратегическим партнером «Интурмаркета». По оценке руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, результат активного продвижения заметен: наш регион стал одним из лидеров внутреннего и въездного туризма в стране.

Главным фактором, привлекающим большинство гостей, остается природа. С географическим центром Евразии соперничают только Байкал и Камчатка. Региональные власти ежегодно отчитываются о приросте количества приезжающих сюда отдыхать: так, в 2017 году цифра перевалила за 2 млн человек и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 10%. Однако подтвердить цифру достоверными данными пока невозможно.

«Два миллиона туристов в год — очень спорная цифра. На деле сложно посчитать этот показатель. У нас ведь не островное государство, и к нам приезжают со всех сторон. Также непросто выделить именно туристов из всей массы посетителей», — оценил ситуацию директор турфирмы «Плот» Александр Смирнов.

В подтверждение сомнений специалисты в туротрасли ссылаются на сокращение количества авиарейсов в Алтайский край. Нужно признать, что на итоговые цифры влияет «теневой» сектор. Львиная доля отдыхающих приезжает без помощи турагентов и туроператоров. Нелегальные организаторы активно осваивают спортивное и сельское направления и, по разным оценкам, располагают половиной потока из числа тех, кто едет за активным или деревенским отдыхом.

Хотя большинство экспертов соглашается с тем, что гостей в крае летом действительно стало больше. А вот зимний сезон 2016-2017 оценивается неоднозначно. Насладиться алтайскими пейзажами многим помешали природные катаклизмы. В «Плоте» рассказывают, что не удалось организовать ни одной тургруппы из-за плохой метеообстановки. В другие годы за сезон успевали возить до четырех групп.

Сезонность — в числе факторов, которые по-прежнему тормозят развитие отрасли в крае, признают игроки рынка. Пока горным склонам Белокурихи и Алтайского района профессионалы — горнолыжники и сноубордисты — предпочитают Кемеровскую область (Шерегеш). Там в этом году толщина снежного покрова на вершинах достигала шести метров. Край уступает из-за недостатка снега в горных районах, где подолгу устанавливается теплая погода. Впрочем, соперничать с горнолыжными курортами региону и не стоит, считает президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Елена Чупина.   

«Неуместно сравнивать нас с другими территориями, — отмечает эксперт. — Мы уже задавались вопросом, как вывести Белокуриху на уровень горнолыжного курорта и уйти от образа исключительно оздоровительного комплекса. Считаю, можем предложить то, чего нет у других, — собственный туристический продукт. У нас есть олимпийские спортсмены — можно организовать в Белокурихе обучающие школы для детей. В это время взрослые могут сочетать горнолыжный отдых с оздоровлением. Нужно думать в направлении того, какие плюсы дает нам курорт».

Туристы выбирают море

Регион готов принимать 60 тыс. туристов единовременно, утверждают краевые власти. 20 тыс. мест при этом предлагаются в круглогодичных объектах, не закрывающихся на зимний сезон. Увеличить долю гостей из европейской части России было бы возможно за счет более интенсивной работы по расширению гостиничного фонда высокого класса, считают специалисты. К европейским стандартам качества приближаются условия отдыха в Белокурихе. За исключением города-курорта у нас пока не аккредитовано четырех- и пятизвездочных отелей, в то время как к качеству размещения гости из центральной России более притязательны. Региону не хватает самостоятельности в плане присвоения звездности, считает Чупина. Решить проблему могло бы наделение властей полномочиями по аккредитации средств размещения.

В значительной мере ограничивает развитие туризма дороговизна перевозок из центральных областей России. О проблеме уже слышали федеральные власти, однако решение до сих пор не найдено. Пока региональное правительство говорит лишь о возможном субсидировании авиаперевозок в будущем. Транспортная проблема замыкается на том, что отдых не пользуется постоянным сверхспросом. Конкуренция авиаперевозчиков по этому направлению попросту отсутствует, поэтому Алтай по-прежнему ждет субсидирования перелетов. Наземный транспорт — автобусный парк, — по оценке специалистов, тоже нуждается в обновлении. Для перевозки статусных гостей автобусы приходится заказывать в соседней Новосибирской области. Приобретать собственный транспорт предпринимателям невыгодно: срок окупаемости может затянуться.

Немалый объем работы еще предстоит выполнить для улучшения качества сервиса, считает Елена Чупина. Турбизнес остро нуждается в профессиональных экскурсоводах, способных вызвать интерес и достоверно рассказать гостям о богатом историко-культурном наследии региона. Экологичный и по-своему уникальный отдых в Алтайском крае при всех достоинствах и недостатках остается дорогим продуктом, стоящим в одном ценовом ряду с отдыхом на море, утверждают эксперты. Но даже высокий ценник не позволяет, по их словам, большинству небольших туробъектов зарабатывать на туризме. Полноценное функционирование объектов длится не больше двух месяцев в году. Вырученное за это время идет на то, чтобы покрыть издержки — содержание персонала и материального фонда за 12 месяцев, а предприниматели нередко остаются «в минусе», резюмируют в АРАТ.

Источник: brl.mk.ru

Также в рубрике
По оценкам краевых властей, в Приморье в 2022 году приедет более 3 миллионов туристов, основные потоки – из Москвы и Хабаровска
 0

Запущен первый онлайн-сервис бронирования площадок для деловых мероприятий

 0