Савельев: за девять лет Аэрофлот претерпел настоящую цифровую трансформацию
26 декабря 2018 | Эксперты РТ
Аэрофлот сегодня является не только крупнейшим российским авиаперевозчиком, но и одной из ведущих авиакомпаний мира. О том, нужен ли ребрендинг компании, о росте парка самолетов и цифровой трансформации технологий рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Виталий Савельев.
— Довольны ли вы результатами работы авиакомпании на сегодняшний день?
В 2018 году группа "Аэрофлот" продолжила развивать маршрутную сеть, расширяя географию полетов и увеличивая емкости по наиболее востребованным направлениям. Эффективность этого подхода подтверждается положительной динамикой наших результатов. По итогам девяти месяцев группа перевезла 42,2 миллиона пассажиров, что на 10,2% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Выручка группы "Аэрофлот" в январе-сентябре по МСФО составила 466,3 миллиарда рублей, увеличившись на 15,2%. Рентабельность группы, как и большинства авиакомпаний мира, в этом году сильно зависит от затрат на топливо – ключевой статьи расходов для авиакомпаний. Чтобы нивелировать данное влияние, мы ввели ряд новых инициатив по контролю расходов в дополнение к уже существующим.
— В этом году в России прошел Чемпионат мира по футболу. Как это масштабное событие повлияло на работу компании, были ли сложности?
Что касается Чемпионата мира по футболу, который Россия принимала этим летом, то мы более чем довольны его результатами. Чемпионат принес Аэрофлоту дополнительный пассажиропоток и положительный финансовый результат, а также стал отличной возможностью продемонстрировать наш сервис иностранным гостям мундиаля. Большинство внутренних и международных направлений пользовались высоким спросом. Для перевозки зарубежных гостей были выставлены дополнительные емкости на наиболее значимых маршрутах. Внутри России мы разработали и запустили специальную программу прямых перевозок между городами чемпионата. Эффект от чемпионата для группы "Аэрофлот" в целом положительный, хотя для авиакомпании "Аэрофлот" как сетевого перевозчика были и определенные сложности. Доля транзитных пассажиров по некоторым направлениям снизилась из-за высокого спроса на прямые перевозки. Для эффективного использования емкостей мы провели масштабную оптимизацию расписания. К примеру, часть емкостей с азиатских направлений была переброшена на маршруты в Европу и Америку.
— Аэрофлоту исполнилось 95 лет. Не считаете ли Вы, что пришло время переформатировать компанию и провести ребрендинг?
Мы являемся одной из ведущих авиакомпаний мира с международным мировоззрением. При этом мы ценим историю нашего бренда. Когда я стал генеральным директором в 2009 году и привел с собой новую команду для модернизации Аэрофлота, были предложения отказаться от старого логотипа авиакомпании. Мы настояли на том, чтобы сохранить логотип, потому что мы гордимся нашими традициями и наследием. При этом мы уверенно смотрим в будущее и делаем ставку на современные цифровые технологии для дальнейшего развития.
Предшественник Аэрофлота, авиаперевозчик "Добролет", был основан в 1923 году. В этом году мы отмечаем нашу 95-ю годовщину. Аэрофлот является третьей по старшинству авиакомпанией в мире. Во время Второй мировой войны Аэрофлот сыграл решающую роль в поддержке наших войск, освободивших Европу и весь мир от гитлеровских нацистов. Самолеты Аэрофлота перевозили отряды солдат и припасы на осажденные линии фронта, в том числе в Ленинград и Сталинград. В 1990 году Аэрофлот вошел в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая авиакомпания в мире по количеству перевезенных пассажиров. Это впечатляющее наследие, и мы очень им гордимся.
Сегодня облик Аэрофлота определяют его устремленность в будущее, приверженность инновациям и цифровизации. Наша авиакомпания успешно реализует основные аспекты своей ИТ-стратегии. Мы активно развиваем онлайн-продажи, мобильные приложения, новые цифровые решения для пассажиров и персонала.
Мы хотим, чтобы на мировом рынке Аэрофлот воспринимался как глобальный бренд с российскими корнями и международными масштабами бизнеса.
— Расскажите о планах Аэрофлота по развитию авиапарка?
Мы делаем ставку на молодой и современный флот. Сегодня авиапарк нашей компании является самым молодым среди крупнейших мировых авиаперевозчиков, чей флот насчитывает более 100 самолетов. Основу нашего парка составляют новейшие воздушные суда семейства Airbus А320, А330, Boeing 737, Boeing 777 и Superjet 100. Средний возраст наших самолетов составляет 4 года. Мы регулярно пополняем флот новыми самолетами, которые поступают прямо с заводов. Молодой флот обеспечивает целый ряд преимуществ: высочайший уровень безопасности и комфорта пассажиров, топливную эффективность и экологичность.
Аэрофлот является безусловным лидером российского рынка авиаперевозок и достойно представляет нашу страну за рубежом. Мы стремимся укрепить имидж России как сильной авиационной державы и оказываем поддержку современным российским разработкам. Аэрофлот – крупнейший эксплуатант российского самолета Superjet 100. Количество воздушных судов данного типа в авиапарке компании составляет 50 машин. В сентябре 2018 года Аэрофлот и Объединенная авиастроительная корпорация заключили соглашение на поставку еще 100 самолетов Superjet 100. Помимо SSJ 100 мы также ожидаем поставку 50 новейших российских среднемагистральных самолетов МС-21.
— Группа "Аэрофлот" запустила свой лоукостер в 2014 году. Расскажите, пожалуйста, про развитие этой дочерней авиакомпании.
Низкобюджетной авиакомпании "Победа" в этом году исполнилось четыре года. Она летает в десятки пунктов России, в том числе между регионами, включая 33 международных направлений. Авиакомпания находится на верном пути к тому, чтобы в этом году превысить отметку в 7 миллионов пассажиров – это более чем на 50% выше показателя 2017 года. Такой темп роста позволит "Победе" уже в ближайшем будущем закрепиться в пятерке крупнейших авиакомпаний России по пассажиропотоку.
Запуск и последующее развитие авиакомпании "Победы" — одна из самых ярких российских бизнес-историй последнего десятилетия. Мы создали новую компанию буквально с нуля. Более того, впервые в истории России мы реализовали классическую модель лоукост-перевозчика. Предельная операционная эффективность "Победы" подтверждена, в частности, корпорацией Boeing – по ее данным, "Победа" занимает первое место в мире по налету часов на Boeing 737NG.
Кроме того, "Победа" вносит ценный вклад в жизнь россиян, повышая доступность авиаперевозок. С начала полетов авиакомпания перевезла около 19 миллионов человек. Не менее 13% клиентов "Победы", это пассажиры, которые смогли впервые в жизни позволить себе путешествие самолетом.
— Современные технологии являются неотъемлемой частью авиаиндустрии. Как Аэрофлот использует современные технологии в своей работе?
Наша отрасль всегда была передовой в части использования современных технологий. Мы стали продавать билеты по всему миру через электронные системы еще до появления Интернета, разработали модели динамического ценообразования, давно используем системы автоматического пилотирования, а каждый самолет является источником больших данных, ежедневно генерируя терабайты информации.
За последние девять лет Аэрофлот претерпел настоящую цифровую трансформацию. Сегодня мы занимаем четвертое место по цифровизации среди авиакомпаний мира.
Основная ценность для Аэрофлота – это наш пассажир и его удовлетворенность, поэтому мы делаем все, чтобы цифровой опыт наших клиентов был комфортным и приятным. Аэрофлот остается лидером среди онлайн-магазинов России, а наше мобильное приложение стало полноценным спутником пассажира и заслуженно получило титул лучшего приложения года.
У пассажиров высоко востребован доступ в интернет во время полета. Поэтому мы поставили задачу внедрить Wi-Fi на всех самолетах нашего авиапарка. Сегодня все дальнемагистральные самолёты Аэрофлота уже оборудованы системой беспроводного доступа в интернет. Теперь мы постепенно устанавливаем Wi-Fi оборудование на наши среднемагистральные самолеты.
Мы активно работаем и над цифровизацией внутренних процессов, от офисной работы до обслуживания самолётов. Благодаря использованию передовых ИТ-решений компании удалось автоматизировать 100% бизнес-процессов.
Одним из ключевых направлений развития является использование технологий Big Data. Мы с успехом применяем их в цифровом маркетинге и уверены, что эти технологии позволят кардинально изменить наше взаимодействие с пассажиром.
Важной вехой цифровизации Аэрофлота стало внедрение стандарта NDC, разработанного IATA. В этом году мы получили сертификат высшего уровня – Level 3 – и рассчитываем, что с помощью этой технологии Аэрофлот сможет повысить эффективность агентских продаж.
Современные технологии помогают оптимизировать работу персонала компании. Так, например, мы практически полностью избавились от бумажного документооборота на всех уровнях. Менеджмент компании использует систему "Монитор руководителя", специально разработанную под нужды Аэрофлота, для онлайн-доступа к более чем 500 показателям деятельности компании. А наши пилоты и бортпроводники используют планшеты для работы с документацией по рейсам.
Таким образом, цифровые технологии позволяют полностью трансформировать бизнес компании. С одной стороны, мы можем лучше учитывать потребности клиентов, улучшать уровень их обслуживания и увеличивать продажи. С другой стороны, благодаря цифровизации мы постоянно повышаем эффективность нашей работы и можем предлагать пассажирам доступные авиаперевозки.
Также в рубрике
Эксперт: сообщение касается в первую очередь самостоятельных путешественников
0