USD:
EUR:

Что мешает развитию агротуризма в России?

В условиях осложнения внешнеполитической ситуации особенно актуальными стали вопросы развития аграрного и туристического сектора.

Что мешает развитию агротуризма в России?

Логичным воплощением этих тенденций является агротуризм.

Предпосылки развития отрасли и её ключевые особенности

Агротуризм — это направление, рассчитанное в основном на жителей мегаполисов, для которых сельская жизнь является экзотикой, ради которой они готовы не только смириться с некоторым дискомфортом, но и заплатить деньги. Данное направление в России только находится в стадии зарождения и говорить о его влиянии на туристическую отрасль пока не приходится.

Ключевой особенностью успешных проектов в этой сфере является не просто сельская местность, но и наличие поблизости природных заповедников, дикой природы, водоёмов или экзотичных сельских промыслов. Так, например, в Алтайском крае в 2016 году было официально зарегистрировано более 200 агротуристических хозяйств. Если проводить оценку по количеству информационных запросов и консультационных услуг в этой сфере, то, по словам Юрия Захарова, начальника управления края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, данная отрасль является крайне перспективной и в последние годы переживает небывалый подъём.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются владельцы подобных комплексов, являются отсутствие законодательной базы, специализированной под особенности отрасли, и региональных программ поддержки, а также острая необходимость в льготном кредитовании и достаточно крупных инвестициях.

Ряд экспертов называет 2016 год переломным для развития агротуризма в России, поскольку сейчас в условиях ограниченности выбора зарубежных направлений и перегруженности отечественных курортов мощный импульс получили либо давно забытые, либо вновь зарождающиеся тенденции. Сможет ли агротуризм сохранить свою привлекательность при условии отсутствия ограничений, остаётся главным вопросом. В настоящий момент, даже с учётом тепличных условий, доля этого направления на Российском туристическом рынке не превышает 2%.

При создании туристического комплекса в сельской местности одного только деревенского колорита явно не достаточно, людям необходимо предложить разнообразный досуг, в том числе и требующий дорогостоящего оборудования, лицензирования и определённой квалификации организаторов, в частности: охота, катание на гидроциклах, параплане, джипинг… В противном случае отрасль рискует потерять популярность, так и не завоевав её в полной мере. Исходя из вышесказанного, у сельских жителей и фермеров просто нет необходимого капитала для развития, а созданием крупных агротуристических комплексов зачастую занимаются бизнесмены, далёкие от деревенского колорита, что также негативно сказывается на популярности направления.

Что касается законодательной базы, то агротуризм в настоящее время зафиксирован только в поправках к федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», что не позволяет определить ведомство, ответственное за регулирование отрасли. Кроме того, если к подобным комплексам приметить существующую систему оценки отелей, без её адаптации под специфику агротуризма, это может попросту уничтожить только зарождающееся направление.

Успешные механизмы функционирования и поддержки этой сферы есть не только у развитых европейских стран, в которых агротуризм развивался десятилетиями, но и у наших соседей – Польши, где доходы от него достигают показателя в 4% от ВВП. Конечно, такие значимые цифры являются относительными ввиду малого объёма самого ВВП, однако такие меры поддержки, как освобождение отрасли от уплаты подоходного налога и необходимости ведения бухгалтерской отчётности, разработка отраслевых стандартов и бесплатная регистрация позволяют с уверенностью говорить о большом потенциале развития польского агротуризма.

По предварительным оценкам экспертов, рентабельность отрасли может достигать от 15 до 30%, но подобные показатели могут быть получены только в условиях прихода на рынок крупных игроков, а также при активном вовлечении туроператоров, которые в настоящий момент с агротуристическими хозяйствами не сотрудничают. Причиной этому служит удалённость, крайне малая емкость существующей инфраструктуры, узкая нишевая направленность и персонализация хозяйств. Фактически существующие фермы слишком малы для того, чтобы организовать плодотворное сотрудничество с крупными туроператорами.

Перспективы развития агротуризма

По подсчётам Елены Скрынник, главы Международного независимого института аграрной политики (МНИАП), потенциал этой сферы настолько велик, что может приносить до 50 миллиардов рублей в год. По её мнению, подобные показатели могут быть достигнуты в отдалённой (10-15 лет) перспективе, и то лишь при активной поддержке государства. Необходимым условием является разработка целой системы поддержки агротуризма, проработка выделения грантов на развитие подобных хозяйств, адаптация профильного законодательства.

Следует отметить, что проблемы отрасли стали широко освещаться и в высших эшелонах власти, что начинает приносить определённые результаты. Так, членом комитета Госдумы по аграрным вопросам Светланой Максимовой подготовлен законопроект, позволяющий фермерским хозяйствам заниматься сельским туризмом. По мнению авторов, законодательное регулирование позволит систематизировать работу отрасли, что поспособствует привлечению необходимого частного капитала.

Более того, уже весной этого года на юге России была образована Ассоциация содействия развитию агротуризма, на региональном уровне организован конкурс на лучший объект отрасли, организована специализированная выставка «АгроТУР», позволяющая осуществлять взаимодействие с крупными турфирмами.

Таким образом, развитие агротуризма в России является потенциально прибыльным и перспективным направлением, нуждающимся в притоке инвестиций, активной государственной поддержке и нормативном регулировании. Принимаемые в настоящий момент меры пока не имеют системного характера, что не позволяет пока прогнозировать активное и повсеместное развитие агротуризма. Следует отметить, что нынешние достижения обусловлены не конкурентным преимуществом, а созданным дефицитом туристических направлений.

Источник: agropages.ru

Также в рубрике

Как ездить в гололед на летней резине?

 0

Маргарита Немоляева – о том, как и для чего гостиницы получают «звездный» статус

 0