USD:
EUR:

Форум «Музейный гид» завершился в Манеже

Форум проходил с 13 по 16 мая в рамках главного события музейного календаря России – фестиваля «Интермузей» 2016.

Форум «Музейный гид» завершился в Манеже

В Центральном выставочном зале «Манеж» завершился Форум «Музейный гид» − итоговое ежегодное мероприятие, по традиции представляющее результаты деятельности Благотворительного Фонда В.Потанина в сфере поддержки культуры.

Форум проходил с 13 по 16 мая в рамках главного события музейного календаря России – фестиваля «Интермузей» 2016. По информации первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова, за четыре дня работы «Интермузей» посетило более 35 тысяч человек – в два раза больше, чем в прошлом году. Таким образом, Форум «Музейный гид» стал значимой публичной площадкой для обмена лучшими проектными технологиями, идеями, практиками в музейной сфере.

Мероприятия форума проходили на двух площадках: дискуссионной, расположенной в Зеленом зале Манежа, и в Лаборатории «Музейного гида». Всего состоялось 16 дискуссий и лекций, две деловые игры, 15 мастер-классов и практикумов. Тема форума совпадала с темой «Интермузея» − «Музеи без границ. Социальная миссия музея в пространстве межкультурного диалога».

Генеральный директор Благотворительного Фонда В.Потанина Оксана Орачева: «Мы предложили свой взгляд на тему, который разделили участники наших программ и победители музейных конкурсов. В основу концепции этого года легла идея «следующего шага». Музеи знают чего хотят, у них есть перспективное видение, образ будущего, и очень важно двигаться в этом направлении, делая следующие шаги».

Каждый день форума проходил под знаком определенного понятия: «Идентичность», «Территория», «Контакт» и «Язык». Выбор направления для дискуссий определялся актуальностью темы, важностью для развития музейного сообщества. Так, дискуссия «Матрица музея. Культурные институции в поиске идентичности» собрала вместе руководителей музеев Тольятти, Москвы и Владивостока (вела обсуждение Ксения Чудинова, директор по внешним связям проекта «Сноб»). Обсуждение ««Музей в виртуальном пространстве: аттракцион, коммуникационная площадка, образовательный ресурс» было посвящено созданию виртуальных представительств музеев в интернете (модерировала Анна Котомина, доцент отделения социокультурных исследований РГГУ). Дискуссия «Зачем музею эндаумент?» подняла одну из актуальнейших тем: устойчивое развития музеев и возможность его обеспечения с помощью фондов целевого капитала. Модератором выступила опытный эксперт в сфере управления эндаументами − Людмила Пантелеева, начальник Центра «Арт Банкинг» Газпромбанка.

Как привлекать в музей подростков? Запрещать или разрешать фотографировать в музейных залах? Как работать с местным сообществом и организовывать музейный пиар? Грамотное освещение экспонатов, издание каталогов выставок, создание сайтов, музейный краудфандинг − эти и другие вопросы стали темой лекций, дискуссий и мастер-классов.

Особенный интерес вызвал новый формат дискуссий «Диалоги директоров». Публичные обсуждения строились на сопоставлении мнений руководителей известных российских музеев. Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян и директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород) Анна Гор обсуждали культурную политику, об обновлении больших старых музеев говорили Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, и Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, о литературных музеях и их будущем спорили Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея и Петр Мансилья-Круз, директор Музея Михаила Булгакова. Постоянным модератором рубрики выступал Виталий Куренной, руководитель Школы культурологии факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики.

На Форуме были представлены также крупные проекты Партнерской программы Фонда. Уникальному проекту перекрестных выставок Третьяковской галереи (в Лондоне) и лондонской Национальной портретной галереи (в Москве) была посвящена презентация генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой. Она особенно подчеркнула значимость публичной и образовательной программы, сопровождающей выставки (публичная часть программы финансируется Фондом в рамках проекта «Настоящее и будущее в портретах прошлого»): «Это гораздо больше, чем просто выставки. Впервые предложена идея организовать дискуссию на интереснейшую тему культурного лидерства. В период серьезного охлаждения отношений между нашими странами обмен блистательными выставками – очень важный, сильный и показательный жест», − отметила руководитель Третьяковской галереи.

Проект магистерской программы по музейному делу Политехнического музея и Высшей школы экономики, осуществляемой при поддержке Партнерской программы Фонда, был представлен двумя мероприятиями: презентацией методических материалов и деловой игрой на тему музейной стратегии, которую провели эксперты из Голландии Джаспер Виссер и Эрик Схилп.

2016 год объявлен перекрестным годом культуры России и Франции, поэтому французская тема звучала на Форуме особенно отчетливо. О том, как современное искусство вписывается в индустриальный пейзаж Франции, рассказывали Филипп Вуари, советник по культуре Посольства Франции в Москве, Аннабелль Тенез, куратор Регионального музея современного искусства (Рошешуар) и Анн-Клэр Ларон, директор Музея кружева и моды (Кале). Последняя также принимала участие в дискуссии о моде и текстиле в музейном контексте, состоявшейся во второй день форума. Интереснейший разговор о практике создания коллекций современного искусства в России и Франции состоялся в Лаборатории «Музейного гида». В нем участвовали Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Бланш Гринбаум-Сальгас, почетный главный куратор музеев и культурного наследия Франции, и Михаил Миндлин, директор Государственного центра современного искусства (Москва).

Экспозиционное пространство Форума представляло шесть лучших реализованных проектов-победителей XI конкурса программы «Меняющийся музей  в меняющемся мире»: «Изобретая моду: биеннале инновационного текстиля» (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва, руководитель проекта – Екатерина Рычкова), Личная история (Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область, руководитель – Анна Горская), «Детство Земли» (Природный, архитектурно-художественный музей-заповедник «Дивногорье», Воронежская область, руководитель – Марина Лылова), «Предметный разговор» (Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославль, руководитель – Екатерина Змеева), «Человек эпохи Возрождения» (Дом-музей Василия Каменского, филиал Пермского краеведческого музея, Село Троица, Пермский край, руководитель − Сергей Островский), «Копилка светлых идей» (Музей «Огни Москвы», руководитель проекта – Наталья Потапова).

Проекты были представлены в виде объектов с информацией о ходе реализации и макетов-метафор, рассказывавших об идеях и планах. За большим круглым столом кураторы и музейщики  музеев проводили презентации, обсуждали профессиональные проблемы.

Два из представленных в экспозиции проекта завоевали призы в конкурсной программе «Интермузея» 2016. Проект «Детство Земли» был награжден в номинации ««За лучший проект по исследованию природного и археологического наследия региона». «Предметный разговор» стал победителем как «Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие». Таким образом, проекты-грантополучатели Фонда были отмечены наградами в половине основных номинаций фестиваля.

Награду в учрежденной Благотворительным фондом В.Потанина Фондом специальной номинации «За лучший волонтерский проект музея» награду получил Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» за проект «Музейный добровольческий десант».

Подробные отчеты о каждом дне фестиваля и фоторепортажи можно найти на сайте Форума museumguide.ru

Также в рубрике

Директор Уральской ассоциации туризма - о приоритетных турнаправлениях лета-2016

 0