На родине Деда Мороза
Роль туризма в экономике Вологодской области.
Олег Александрович, какова роль туризма в экономике Вологодской области?
– Будущее Вологодчины мы напрямую связываем с развитием туризма – отрасли, которая по своим возможностям и перспективам может стать одним из ведущих направлений в экономике региона. Наиболее посещаемыми территориями области традиционно являются города Вологда и Череповец, а также Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 60% туристов.
Вологодская область сегодня вызывает особый интерес у жителей России. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, с выгодным территориальным расположением. Область находится на расстоянии 450 км от Москвы и 650 км от Санкт-Петербурга. Через регион проходят основные федеральные автомобильные магистрали. Во-вторых, Вологодчина может похвастаться хорошей экологией. Экологический туризм постепенно входит в число популярных видов отдыха. Путешественников стал особо привлекать и сельский туризм – отдых с погружением в реальную деревенскую жизнь со всеми составляющими: баня по-черному, дойка коров, сенокос, пироги из печи… В-третьих, на Вологодчине появляется все больше новых туристских объектов – от гостиниц до интерактивных музеев с гибкой ценовой политикой. Реализуется более 150 различных туристских маршрутов и экскурсионных программ в рамках культурно-познавательного, активного, экологического туризма. В целом доля туризма в структуре ВРП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4%.
– Есть ли в области стратегия развития туризма и как она выполняется?
– Несколько лет назад правительством области была одобрена региональная стратегия развития сферы туризма до 2020 года. Перспективными направлениями являются: историко-культурный и событийный туризм с центрами в городах Вологде, Великом Устюге и Кириллове, круизный (водный) туризм с центрами в Белозерске и Кириллове, промышленный туризм с центром в Череповце, активный туризм в Вологодском, Вытегорском, Тотемском и Череповецком районах, а также сельский туризм по всей Вологодчине.
По итогам 2014 года число участников путешествий по области превысило 2,4 млн человек и увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 14,5%. В прошлом году в консолидированный бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 296 млн рублей (в 2013 году – 221 млн рублей). За счет средств инвесторов и грантов было введено 56 объектов туристской инфраструктуры в 19 районах: 31 объект показа, 12 гостиниц, 11 гостевых домов и две базы отдыха.
– По-прежнему ли вотчина Деда Мороза является главным туристическим проектом Вологодской области? Или сейчас в приоритете другие проекты?
– Действительно, главным туристским брендом области является проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Он родился как ответ на решение проблем малых городов и стал одним из классических образцов продвижения территории. Ежегодно в вотчину зимнего волшебника приезжает более 150 тысяч человек, посредством электронной и почтовой связи к Деду Морозу обращаются миллионы россиян. Проект нашел поддержку в 50 регионах страны, одобрен президентом Владимиром Путиным и председателем правительства Дмитрием Медведевым. В 2014 году туристский поток в вотчину превысил 220 тысяч человек, в текущем сезоне турпоток увеличится еще на 10–15%. Кстати, по оценкам московских туроператоров, в новогодние и рождественские праздники Великий Устюг будет самым посещаемым городом в России.
В дополнение к главному бренду в районах и городских округах нашего региона реализуется 25 туристских проектов. Самые популярные: «Белозерск – былинный город», «Липин Бор – Царство Золотой рыбки», «Вологда – культурная столица Русского Севера», «Вытегория – обитель батюшки Онего», «Череповец – горячее сердце Севера», «Нюксеница – сокровищница народных традиций», «Тотьма – город купцов и мореходов», «Сизьма – самобытный уголок Вологодчины».
Интересными являются проекты, способствующие развитию детского туризма: «Узоры городов России», «Школа путешественников Федора Конюхова», патриотическая экспедиция «Моя Родина – Вологодчина», «Академия Деда Мороза», «Корабелы Прионежья» и другие.
– Планирует ли ваша область войти в Федеральную целевую программу по туризму с новыми проектами?
– Два инвестпроекта по созданию туристских кластеров в Вологодской области прошли конкурсный отбор в Ростуризме для включения в перечень мероприятий Программы на 2015–2018 годы: туристско-рекреационный кластер «Северная Фиваида» (Кирилловский район) и туристско-рекреационный кластер «Дед Мороз» (Великоустюгский район).
Проект «Северная Фиваида» направлен на повышение конкурентоспособности туристического рынка Кирилловского района. В планах – создание четырех объектов гостиничной инфраструктуры общей площадью 7200 кв. метров и более двадцати объектов спортивной и развлекательной инфраструктуры. Это позволит увеличить турпоток на территорию района до 400 тысяч человек и создать более 200 новых рабочих мест.
Визитная карточка Вологодчины – туристско-рекреационный кластер «Дед Мороз». Суть проекта состоит в том, чтобы посещение родины российского Деда Мороза оставляло у туристов не только волшебные воспоминания, но и проходило в комфортных и безопасных условиях. Планируется, что в Великоустюгском районе к 2018 году появятся интерактивная «смотровая башня», контактный зоопарк домашних животных, аэропорт для малой авиации, спортивные площадки и комплексы (в том числе горнолыжный), гостиничные комплексы, гостевые дома, базы отдыха, речной причал для маломерных судов и многое другое.
Еще один инвестиционный проект, который в настоящее время находится в разработке, носит название «Вытегорье – корабельная сторона». Он будет представлен в Ростуризм на конкурсный отбор в мае 2016 года. Кластер включит в себя три основных проекта: «Корабельная сторона», «Корабелы Прионежья» и музейно-туристский комплекс «Богоявленский».