USD:
EUR:

Что мешает развитию туризма в Приморье?

За последние 2 десятка лет на Дальнем Востоке, в Приморском крае, накопился целый ком проблем, который не позволяет двигаться вперед туристической отрасли

Текст: Антон Семенов, Олег Злобин
Что мешает развитию туризма в Приморье?

Отсутствие современных причалов для больших круизных лайнеров, убогие и медленно работающие пункты пропуска на границе, длительная бюрократическая волокита при согласовании круизных маршрутов – об этих и других проблемах журналу «Отдых в России» рассказал заместитель директора Департамента туризма Администрации Приморского края Владимир Щур.

- Владимир Викторович, насколько велик сегодня интерес у туристов к Приморью? Кто ваши основные гости, откуда едут? 

- В часовой доступности от Владивостока  проживает 400 миллионов человек. Ни у одного другого города больше такого нет. И это те потенциальные клиенты, которые могут посетить Россию. Первое, что они во Владивостоке находят - это европейский город. В связи с тем, что с 12 октября вступил в силу федеральный закон о свободном порте Владивосток, который подразумевает восьмидневный упрощенный визовый въезд в Российскую Федерацию и нахождение в любых регионах страны в течение
8 дней, мы на сегодняшний день еще можем служить туристским хабом для других регионов. Прилетев во Владивосток на самолете, приехав поездом или на автобусе, придя на пароме или на пассажирском судне, иностранный турист может не только насладиться красотами края, но и отправиться дальше по России: по транссибирской магистрали в Хабаровск или на озеро Байкал, слетать в Москву (льготный билет стоит 18 тыс. руб. туда-обратно), в Петербург, проехать по Золотому кольцу, посетить Сочи или Крым. Ведь это все реально, с сегодняшним курсом валют это особенно привлекательно.

Поток туристов в край растет с каждым годом. За 9 месяцев текущего года только иностранцев в Приморский край по всем целям прибытия въехало на 80 тыс. человек больше аналогичного периода прошлого года, из них в туристских целях - на 60 тыс. больше. Популярны стали не только познавательные туры в край, но и шоп-туры в Приморье: китайцы скупают буквально все, от кондитерских и золотых изделий, до бутиковых вещей и антиквариата. У популярных магазинов можно встретить 7-8 больших туристских автобусов. Сразу же остро встал вопрос нехватки средств размещения. Несмотря на то, что в Приморском крае возросло в два раза количество койко-мест - до 70 тыс., их крайне не хватает. Причем основная часть этих средств – это сезонные базы отдыха, которые за короткий сезон в два месяца пытаются вернуть все свои расходы за весь год. Губернатор края Владимир Миклушевский дал поручение департаменту туризма совместно с Общественным экспертным советом по туризму проработать механизм поддержки этого бизнеса, иначе развитие его будет очень медленным и трудным.

В сентябре у нас проходил Восточный экономический форум, на котором было 4 тыс. участников. Так как мероприятие начали готовить за 2 месяца, мест во многих гостиницах города уже не было. Потому что у нас сентябрь – высокий сезон. Вообще, благодаря большому количеству конгрессно-выставочных и событийных мероприятий, коэффициент загрузки коллективных средств размещения в городе Владивостоке значительно увеличился.

- До 1 декабря Правительство РФ по поручению президента должно разработать комплекс мер, направленных на развитие речного и морского круизного туризма, в том числе в районах, прилегающих к  дальневосточному побережью. Судя по вашему выступлению на межведомственном совещании в Ростуризме, вы бьетесь в одиночку, годами не решаются проблемы, без которых развитие невозможно. Это пропускная система: ее состояние и режим работы…

- Да, у нас приграничные пункты пропуска расположены в 200-х км от Владивостока. Введены они в 1992 году, 23 года назад. С тех пор ничего не делалось. В некоторых не то, что дьюти-фри, элементарных вещей нет.

Международный автомобильный пункт пропуска «Краскино» расположен в железном ангаре, где летом духота, а зимой холодно. Новые пункты пропуска «Пограничный» и «Краскино» должны были быть введены в эксплуатацию еще в 2012 году, к саммиту АТЭС. Деньги разворованы, пункты не построены. И на сегодняшний день это самый главный сдерживающий фактор для развития въездного туризма. В июле и августе этого года к нам в край из соседних провинций Китая въехало 57 тыс. китайских туристов только в рамках соглашения по безвизовому обмену между Россией и Китаем. Уверен, что их было бы значительно больше, если бы мы здесь навели порядок. Театр начинается с вешалки – Россия начинается с пункта пропуска.

Далее. Регламент на обработку документов одного человека составляет 3 минуты, на обработку одного автобуса - 23 минуты. Но есть автобусы и пустые, есть интервал. Но зачем? Паспортом пункта пропуска Краскино пропускная способность ограничена - 1440 человек в сутки в две стороны. Реально в период новогодних праздников прошлого года в день проходило 4532 человека. Летом этого года только граждан Китая на заход в Россию было больше 2700 человек в день. При этом мы должны помнить и о безопасности, и об условиях работы сотрудников.

На МАПП «Пограничный» пропускная способность составляет 2880 человек в день и расписание автобусного движения составлено так, чтобы не было «окон» для дополнительных автобусов категории «В». С 7 октября дополнительные автобусы через него не пропускают, что вызвало недовольство у туристических организаций края ввиду того, что не все китайские группы были обеспечены билетами на обратную дорогу. Все это также негативно влияет на развитие въездного туризма в крае.

В нашем регионе реализуются федеральные проекты: 8 октября открыл свои двери первый отель интегрированного развлекательного курорта «Приморье», 12 октября вступил в силу закон «О свободном порте Владивосток» подразумевающий упрощенный визовый въезд на территорию нашего государства, куда в том числе вошли и МАПП «Пограничный» и «Краскино. В следующем году начнет принимать туристов «Приморский океанариум». Эти и многие другие проекты реализуются в крае для того, чтоб они приносили прибыль, т.е. привлекали туристов, пока же мы их только ограничиваем пропускной способностью.

На пункты пропуска работают многие федеральные ведомства: Росграница, пограничники ФСБ, таможенное управление, Роспотребнадзор, санитарная служба. Руководители этих структур находятся в Москве, и пока от них не будет директивы о том, что изменить расписание или добавить штатных единиц, ничего на местном уровне не решится.

- Еще одна болевая точка – это причалы и причальные стенки. От кого зависит решение этих вопросов? Какое ведомство должно помогать региональным властям и Ростуризму?

- Здесь, в первую очередь, должно сработать государственно-частное партнерство. Частный инвестор должен быть заинтересован именно в сооружении причала. Что может Ростуризм или федеральный орган? Они могут выделить деньги на софинансирование, допустим, на дноуглубление...

 

Очень хороший пример – Санкт-Петербургский пассажирский порт «Морской фасад». Зашло 7 круизных лайнеров большой вместимости и все были легко обслужены. Когда нужно было обслужить более 14 тыс. за день пассажиров, в этом не было проблем. К этому и мы должны стремиться.

- Министерство транспорта тоже должно здесь активность проявлять?

- Конечно. Морскую тематику, водную, нужно разделить на блоки. В чем здесь вопросы? Это очень плохая или полностью отсутствующая инфраструктура для круизных судов. Суда поменялись, они стали большие: длина 330-340 метров, вместимость - 4 тыс. пассажиров. Для них нужна причальная стенка – раз, логистика – два. Причал должен быть в удобном и оборудованном месте. Не по путям, как у нас, бежать, ломая ноги, а на автобусах через центр города потом по пробкам возвращаться на обед. Те, кто не едет на автобусах, должны легко сориентироваться, куда им идти. Мы это видим за границей, это отлично в Санкт-Петербурге отработано. Совсем другая история у нас.

Вторая составляющая вопроса – это маломерные суда. Ведь сегодня суда до 12 посадочных мест и до 20 метров длиной не могут использоваться в коммерческих, т.е. туристских, целях. Потому что законодательство этого не разрешает. И здесь нужны поправки. За подписью нашего Губернатора на министра транспорта направлено письмо о внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 №193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", а в Министерство культуры РФ предложение по инициированию внесения поправки в 36-й закон (Федеральный закон от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» - прим. ред.), чтобы появилось понятие, что такое маломерное судно, перевозящее людей до 12 человек. В ГИМС Приморского края зарегистрировано больше 38 тыс. таких судов. 1822 километра у нас прибрежная полоса. И ни одно маломерное судно не может делать туристической прогулки.

А соответственно не развивается инфраструктура для маломерных судов: отдельные заправки, станции, марины. Мы сейчас инициируем вопрос по дноуглублению хотя бы возле первого и второго причала. Кроме того, сейчас мы работаем над проектом по строительству нового причала в бухте Парисс на острове Русском, это где у нас открывается океанариум.

- А налоговые льготы какие-то предусмотрены в регионе для субъектов туриндустрии?

- Губернатором края принята программа поддержки инвесторов - при реализации проекта стоимостью выше 150 млн. рублей, 5 лет инвестор освобожден от налога на прибыль и налога на имущество, следующие 3 года он тоже минимальный. Три туристско-рекреационных кластера «Пидан», «Приморское кольцо» и «Изумрудное кольцо» одобрены Ростуризмом как перспективные проекты для включения в ФЦП, что подразумевает софинансирование проектов из федерального и краевого бюджетов на создание инфраструктуры. Кроме того, в рамках государственной программы «Развитие туризма в Приморском крае» предусмотрено финансирования различных мероприятий туристской направленности.

Уверен, как только будет усовершенствованна методика определения вклада туризма, государство с большим желанием будет поддерживать развитие туротрасли. Проведенный Президентом России Госсовет по туризму, этому подтверждение. У нас до сих пор не научились считать доходов от туризма. Мы считаем доходы от туркомпаний, а это – смешная цифра от ВВП или ВРП. Но когда мы начинаем считать косвенный эффект: прибавляем гостиницы, рестораны, то сумма уже получается другая. Вот пример: если мы берем туркомпании, экскурсии и гостиницы, у нас - 1,8% ВРП, а если прибавляем сюда питание и сопутствующие досуговые услуги – уже 5,7%. И это мы еще не считаем услуги такси, розничную торговлю…

Недавно по инициативе президента был принят закон «О свободном порте Владивосток». А он, в том числе подразумевает и налоговые льготы, и налоговые каникулы на некоторые виды деятельности. Лед тронулся. А чтобы не получалась цена на размещение выше, чем за границей, нужно, чтобы решился вопрос с тарифами (электричество, газ, тепло). Потому, что тарифы у нас очень высокие. И когда они ложатся на собственников гостиниц, за счет этого вырастает цена проживания, и тогда, по сравнению с нашими соседями по азиатско-тихоокеанскому региону, мы становимся не конкурентно способными.

Также в рубрике

Почему внутренний туризм развивается в России не благодаря, а вопреки, трудно ли начать свое дело и стать востребованным туроператором…

 0

Три ведущих региональных туроператора объединились в единую структуру с целью развития внутреннего и въездного туризма

 0