Если «звезды» зажигают…
Маргарита Немоляева – о том, как и для чего гостиницы получают «звездный» статус
Корреспондент журнала «Отдых в России» Геннадий Шалаев побеседовал с президентом ассоциации «Отель Эксперт», разработчиком государственной системы классификации гостиниц Маргаритой Немоляевой.
По статистическим данным первого квартала 2015 года, выездной туризм в нашей стране в семь раз превышает объемы въездного, – говорит Маргарита Эдуардовна. – Чтобы у нас было дешевле и качественнее, чем за рубежом, нужно создавать туристские комплексы, их сейчас называют кластерами. Государство должно контролировать этот процесс. В частности, предлагается продавать участки земли не по рыночной, а по кадастровой стоимости, но с обременением – что ты там построишь туристский комплекс и дороги. Очень хороший пример показало правительство Москвы. С 1 января вступил закон о налоге на недвижимость на объекты, которые оцениваются по кадастровой стоимости. В результате отчисления увеличились в несколько раз. Гостиницы, у которых огромные площади, как, например, «Измайлово», сказали: с введением этого налога мы должны стать банкротами! И поэтому было принято решение сделать налоговую льготу для гостиниц. За основу взяли номерной фонд гостиниц, те минимальные площади, которые заявлялись по системепредусматривались системой классификации. Но для того чтобы получить льготу, гостиница должна пройти классификацию.
– Минэкономразвития против введения обязательной классификации, там считают, что это давление на бизнес.
– Для чего нужна классификация? Чтобы клиент знал, за что платит. Но если ты поставил цену пяти звезд, а реально гостиница тянет на две – к тебе никто не поедет, тебя накажет рынок. Когда мне звонят владельцы гостиниц по поводу классификации, я всегда спрашиваю: «На сколько звезд вы претендуете?» – «Ну, как минимум на пять!» Я тогда задаю несколько наводящих вопросов: «Кондиционер есть во всех номерах и помещениях?» – «Есть, конечно, но не во всех, только в люксах». – «Тогда вы пролетели с пятью и четырьмя звездами. Скажите, у вас генератор запасной есть, чтобы освещение всегда было? У вас дополнительное горячее водоснабжение есть?» – «Нет, этого нет». – «Давайте попробуем на двух звездах остановиться. Есть телефоны в номерах?» – «А кому они нужны? Все с мобильниками приезжают, никто не жаловался». – «Тогда вы пролетели со всеми звездами».
В крупных городах России появилось достаточно гостиниц известных зарубежных брендов, на которые можно равняться. Москва
– Классификация – дело добровольное?
– Да. Но с 1 июля 2016 года в 11 городах, где пройдет чемпионат мира по футболу, оказание услуг гостиничного бизнеса без квалификации будет запрещено. И сейчас обсуждается предложение, чтобы с 2018 года сделать классификацию обязательной для всей страны. Клиент должен знать, что он покупает и чего ожидать от гостиничного номера.
– Как наша звездность соотносится с зарубежной?
– При разработке классификации я анализировала все системы, существующие в мире. В Великобритании это оценивается так: в гостинице «3 звезды» должно быть комфортное проживание, в гостинице «4 звезды» – более комфортное проживание, в «5 звездах» – самое комфортное. И все это на усмотрение экспертов, которые приезжают анонимно в гостиницу, сами платят за все. В Турции же класс гостиницы определяется по количеству баллов. Такая же система в Индии. Во Франции есть обязательные требования. В Бельгии требования крайне низкие – на каждом сарае можно звезды повесить. У нас раньше было так же. Но мы с 2003 года начали менять ситуацию.
В Чувашии была гостиница, которая тянула на три звезды, но владелец сказал, что хочет получить две – боится, что персонал не потянет на три и клиенты будут недовольны. Похожий случай был в Геленджике. Хотела гостинице четыре звезды дать, но владельцы отказались: не надо, иначе мы потеряем клиентов. Клиент видит четыре звезды и понимает, что это не его, а в три звезды все заходят. То есть здесь очень важен маркетинг: кто ваши клиенты.
– Ваш прогноз: как пойдет процесс классификации?
– Больше всего ратуют за введение обязательной классификации сами гостиницы. Все хотят работать в обстановке нормальной конкуренции. Труднее всего идет процесс классификации в тех регионах, где много гостиниц и большой турпоток. Например, в Петербурге и так полно туристов, они в них не заинтересованы. А там, где мало туристов, гостиницы, напротив, заинтересованы в классификации: это дает рекламу, продвижение на рынке. После прохождения классификации гостинице присваивается номер, и она заносится в федеральный реестр, который ведет Минкульт. Туда же попадут контакты и маркетинговая информация, которая публикуется на русском и английском языках. То есть классификация – это еще и дополнительная реклама.
В хорошем
отеле персонал удовлетворяет все просьбы постояльцев и при этом не докучает навязчивостью. Москва
Источник: rustur.ru