Малая авиация: как оно есть
В последнее время во многих СМИ и авиационных изданиях стали открыто писать про развал авиапрома и перспективы России окончательно рас
30 января 2012 | События
В последнее время во многих СМИ и авиационных изданиях стали открыто писать про развал авиапрома и перспективы России окончательно распрощаться с суверенной авиацией. Сейчас много говорится о провале российских среднемагистральных самолётов, полном крахе дальнемагистральной авиации. Однако здесь хотелось бы обратить внимание, прежде всего на проблемы в малой авиации России, перспективы которой выглядят не менее туманно.
Авиапарк малой авиации сейчас пребывает в плачевном состоянии. В настоящее время в России практические не существует развитого парка ЛА (лётных аппаратов) малой авиации. Старая авиационная техника приходит в негодное состоянии, а новая практически не производится. Всем известный Ан-2 уже давно морально устарел, а пришедший ему на смену Ан-3 так и не был запущен в массовое производство. На данный момент главными эксплуатантами этого самолёта являются лишь МЧС и авиакомпания «Полярные авиалинии» у которых их всего 7 на двоих. Экономисты говорят, что это связано с экономической неэффективностью. В итоге сейчас в России самолетов для замены Ан-2 в принципе нет. Одномоторный самолет Т-101Т и СМ-92 "Финист" разработки фирмы "Техноавиа" не соответствуют требованиям времени.
Связано это еще с тем, что в свое время наша страна отдала легкую авиацию в страны СЭВ, где серийно выпускались самолеты Ан-28, создавались и собственные машины. Например, прекрасные самолёты производились в Чехословакии. Однако после краха социалистической системы «братское» экономическое сотрудничество между странами практически прекратилось. В итоге сейчас России приходится закупать самолёт для малой авиации не только у европейских и заокеанских партнеров, но и у бывших друзей из восточной Европы, в странах, где удалось сохранить производство самолётов для малой авиации.
Проблема еще в том, что в малой авиации очень много оригинальных решений, разработанных малыми коллективами и инженерами-одиночками, которые воплотили свои мысли в образцах различных летательных аппаратов. Разработанные образцы по многим показателям учитывают особенности климатических и природных условий в решении региональных задач, однако этим инженерным решениям не даётся никакой поддержки. Как правило, всё остаётся только на чертежах.
Еще одна страшная проблема – это запущенная инфраструктура, оставшаяся в наследство от былого советского прошлого, которая доживает свои последние часы. Многие региональные аэродромы и вертолётодромы за последние 10-15 лет практически перестали существовать или находятся в аварийном состоянии. Надо сказать, что этот процесс напрямую связан с обезлюживание наших деревень и сёл. Получается, что люди уезжают, деревня исчезает, а единственным вещественным доказательством того что здесь когда-то жили люди остаются не только разломанные лачуги, но и заросшие захиревшие аэропорты и аэродромы, которые в свою очередь продолжают грабить и растаскивать всё до крупицы. Причем «тырят» бетонные плиты и железные сборные покрытия. А порой случается, что аэродромные территории вообще застраиваются дачами и коттеджами.
Также есть трудности с учебными заведениями в подготовки авиационного персонала малой авиации. В этой связи необходима государственная поддержка в развитии учебных заведений этого направления.
Еще одна существенная проблема развития малой авиации в России - это отсутствие толковой законодательной базы. Количество запретов и строгих регламентов столь велико, что получается патовая ситуация: вроде бы и деньги для развития малой авиации есть, и желающих летать полно, а никто особо не летает (кроме как в аэроклубах). Чтобы сделать один перелёт приходятся заполнять огромное количество бумаг, необходимых для таких полётов. Сейчас, чтобы перелететь из пункта А в пункт Б на малом самолёте где-нибудь в Сибири, где отсутствуют дороги как таковые, нужно пробежать столько кабинетов, чтобы получить необходимые согласования и разрешения, что легче доехать из пункта А в пункт Б на легковом автомобиле по ухабам и бездорожью.
Хорошо уже хотя бы то, что в России, в принципе, существует система, разрешающая частные полеты. Самое интересное, что на Украине ждали такого права почти 18 лет, получив доступ к выполнению частных полетов всего 2 года назад. Однако если Украине такое положение вещей еще как-то простительно (и то не совсем, учитывая, что это самая большая страна в Европе после России) то для российских просторов она просто убийственна. Как известно, во многие точки России можно добраться только воздушным транспортом, поэтому потребность в аэрофикации страны возрастает в десятки раз.
Вообще надо сказать, что вопрос о малой авиации в России уже не раз поднимался на самом высоком уровне. Так в мае 2004 года вышло поручение президента РФ Владимира Путина о разработке мероприятий по возрождению в России малой авиации. С тех пор ничего конкретного так и не было сделано. Поручение остается невыполненным, покрывшись едкой пылью.
Наконец буквально несколько месяцев тема малой авиации была поднята в Совете Федерации. Было проведено соответствующее совещание и подготовлен законопроект федеральный закон «О развитии малой авиации в Российской Федерации». Причем его принятие поддержали почти все регионы Федерации. Противником выступило лишь Министерство транспорта РФ. По словам заместителя министра транспорта РФ, статс-секретаря Сергея Аристова, ведомство не устраивает в законопроекте ни сама концепция, ни отдельные положения. В итоге пока всё спущено на тормоза.
Однако малая авиация в такой стране как Россия не просто необходима, но и жизненно важна, поэтому она должна иметь соответствующую юридическую базу. Опыт других стран доказал, что это отрасль более чем рентабельна Причем спектр применения малой авиации предельно широк – обучение пилотированию, авиаспорт, патрулирование, туризм, перевозка небольших грузов, сельскохозяйственные работы. К примеру, в США ежегодный объём налоговых сборов с малой авиации составляет около $4 млрд., а годовой оборот по рынку малой авиации там же составляет около $50 млрд. Количество частных летательных аппаратов в Соединённых Штатах - около 200 000. Особенно развита малая авиация на Аляске, климат и территория которой сопоставимы с дальневосточными регионами России.
Но в нашей стране малая авиация существует пока вне правового поля. А не имея официального, закреплённого в законе статуса она год за годом будет и дальше сдавать свои позиции: будет снижаться объём перевозок, будут закрываться малые аэропорты, а лётная школа окончательно будет разрушена.
Сейчас необходимо понять простую вещь: без малой авиации, без восстановления российского авиапрома, без качественной аэрофикации страны Россия не сможет существовать.
Источник: http://alex-palagin.livejournal.com/2081.html
Также в рубрике
Зимний сезон на горнолыжном курорте "Шерегеш" в Кемеровской области откроется 23 ноября
0
Отель Rosa Springs под управлением «Васта Отель Менеджмент» прошел классификацию и получил высшую категорию
0