Белка, выбрось колесо до Алтая
Каковы перспективы агротуризма на Алтае?
Ожидается, что за время проведения мероприятия, с шестого по девятое июня, его посетят около 700 человек: сотрудники международных организаций, туристического бизнеса, представители российских регионов и зарубежных стран. Участники продемонстрируют свой опыт по развитию сельского туризма и народных промыслов.
Олег Мосеев, руководитель пресс-службы Ростуризма, рассказал "Правде.Ру", что туристов привлекает не только чистота Алтайского края, но и экологическая чистота продуктов питания, которые здесь производят: "Экологически чистые продукты сейчас ключевое понятие для городских жителей. Они хотят ехать туда, где чисто. Где их накормят действительно настоящими продуктами питания. Где будет чистая речка, из которой можно зачерпнуть и безбоязненно выпить воды. Посидеть у костра. Увидеть в дикой среде животных".
Интерес городских жителей к природе растет. Чистый воздух, натуральные продукты питания, возможность окунуться в далекую от городской жизни среду, — возможность соприкоснуться со всем этим дает сельский туризм. Компактные поселения, которые сохранились в Алтайском крае, уклад жизни и быт местных жителей — самые подходящие условия для развития данного вида туризма.
"Сельский туризм мы развиваем уже несколько лет, это один из динамичных видов туризма. И это объяснимо, ведь тенденция урбанизации еще более динамична. Население крупных городов растет как на дрожжах. И это касается не только городов-миллионников. Мы наблюдаем очень большой отток из сел и деревень в сторону городов, в этой связи очень важен тренд развития сельского туризма. И он очень парадоксален: чем больше люди отрываются от земли, чем больше становятся горожанами, тем больше они начинают тянуться к настоящему: многие молодые люди не знают, как выглядит поросенок, как растет рожь, что такое парное молоко, какой он — вкус натуральных продуктов", — говорит Олег Мосеев.
С появлением в нашей жизни все больше синтетического, жители городов острее чувствуют нехватку чистого воздуха, ощущают потребность в тишине, в овощах и фруктах с грядки. Именно эти факторы, по мнению руководителя пресс-службы Ростуризма, объясняют привлекательность сельского туризма: "Сельский туризм предоставляет возможности форматных развлечений: пообщаться с животными, совершить путешествие на лодке — посмотреть на закат или порыбачить, увидеть, как доится корова, как топится русская печь. Это возвращение к истокам, возвращение к тому, что с большой буквы можно назвать Настоящим".
Однако сельский туризм, как отмечает Олег Мосеев, важно развивать и с учетом выявления другой взаимосвязи: "Люди из городов возвращаются на какой-то период времени, получают удовольствие от погружения в эту среду, совершенно принципиально отличную от городской. Благодаря этим людям будет создаваться туристская инфраструктура. Фермеры, когда понимают, что к ним приедут туристы, начинают развивать средства размещения, гостевые дома. Многие республики, области в России уже делают на это серьезную ставку. Пример тому не только Алтайский край.
Это позволит создавать рабочие места, и мы надеемся, что сельский туризм во многом повлияет на обратный поток: бизнесмены будут возвращаться, чтобы заниматься тур-бизнесом в сельском формате. Люди понимают, что можно жить всю жизнь в городе, бегать, как белка в колесе, а настоящая жизнь будет проходить мимо. А она, оказывается, вот здесь. Сельский туризм позволяет совмещать одно с другим".
Кроме того, сельский туризм привлекателен не только для городских жителей и бизнесменов. Полезен он и детям. Олег Мосеев рассказал "Правде.Ру" об опыте норвежских фермеров: "Государство приняло программу, в соответствии с которой фермеров побуждают содержать какое-то время на фермах дезадаптированных детей, детей с отклонениями в развитии. Им организовывают места для проживания, для присмотра на ферме за детьми выделяют волонтеров. Все знают о лечебном эффекте иппотерапии, но не все знают о лечебном эффекте, который наступает после того, как ребенок просто поживет с обычными домашними животными на ферме".
К сожалению, в нашей стране такая практика если и есть, то на уровне общественных объединений и энтузиастов: "Нужно об этом говорить как можно больше. Пока мы, к сожалению, к этому только подходим. Мне бы хотелось сделать на этом акцент, я работал с детьми и знаю, насколько это актуально", — говорит руководитель пресс-службы Ростуризма.
Развитие сельского туризма может быть терапевтично и для другой малозащищенной категории граждан: "Сельский туризм — это и вопрос реабилитации стариков. Они одиноки, дети живут в городах и редко их навещают. А тут, если приедут туристы, бабушка может научить их печь пироги в русской печи, дедушка — плести корзину. Для пожилых людей очень важно общение. А туристу важно получить тот или иной навык из первых рук", — говорит Олег Мосеев.
Кто же поедет в туристическую поездку в российскую глубинку? Ставка сделана не только на городских жителей России, но и на иностранцев. По словам Олега Мосеева, они бурно реагируют на жизнь, которую видят в русских селах и деревнях: "Иностранцам нравится погружаться в быт местных жителей, они с большим удовольствием живут в семьях, чтобы понимать, чувствовать жизнь в российской глубинке: как местные жители общаются, топят печь, как поют вечерами. Они чувствуют что это то, чего уже нет в других местах. Прогресс в Европе больше коснулся всех сторон жизни".
Так, места, в которых и мобильная связь не везде работает, не говоря уже о более привычных городскому жителю благах, становятся все более популярными среди туристов. И из, казалось бы, минуса, который вроде бы говорит "о нашей недоразвитости экономической, можно сделать плюс именно в сфере туризма, и он будет экономическим плюсом в результате. Это будут рабочие места, поддержка стариков, люди будут возвращаться из городов, чтобы организовать бизнес, развить его, — суммирует сказанное Олег Мосеев, — Но и к этому надо относиться аккуратно. Если то или иное место привлекательно, например, своей тишиной, нельзя привезти туда тысячу людей и разрушить ее. Важна золотая середина. К этому надо стремиться".
Источник: Pravda.ru