Почему плохо развивается сельский туризм в России?
Почему мы не можем освоить рынок с потенциалом 50-60 млрд рублей в год?
19 июля 2012 | События
Текст: Дмитрий Царев
Лето - лучшее время для агротуризма. Однако если в Европе он занимает второе место по популярности после пляжного отдыха и приносит 20-30% всего дохода туриндустрии, то Россия за мировым трендом пока явно не поспевает: на долю этого сегмента приходится всего 2% туротрасли. «Российский туризм» разбирался, почему мы не можем освоить рынок с потенциалом 50-60 млрд рублей в год
Сколько в России «усадеб»
По официальным данным, в России под агротуризм заняты около полутора тысяч сельских домов или «усадеб», как старорежимно называют их профессионалы рынка. Однако сами участники рынка полагают, что реальное число превышает четыре тысячи. Наибольшая концентрация, по данным Ассоциации содействия развитию агротуризма, наблюдается в Сибири, Южном и Центральном районах.
Большинство турбизнесменов – коренные селяне, которые решили переоборудовать свои дома под регулярный прием гостей. Часть – горожане, купившие домик в деревне и переделавшие его под те же цели. Есть и крупные инвесторы, которые, по словам руководителя Ассоциации агротуризма Тараса Астахова, как правило, строят сразу целые деревни «под старину». Наконец, приезжают в Россию и зарубежные энтузиасты, преимущество которых в понимании основных бизнес-процессов, связанных с агротуризмом, а недостаток, естественно, в незнании специфики российской жизни.
Наибольшие перспективы, по мнению Астахова, у коренных селян и крупных компаний-инвесторов, поскольку большинству горожан и иностранцев трудно закрепиться в незнакомой среде, а потому возникает недопонимание, враждебность и даже конфликты с новыми соседями.
Чем привлечь туриста?
«Фишки» усадеб могут быть самыми разными. Кто-то, следуя западным стандартам, кормит гостей едой местного производства, что называется, с пылу с жару, кто-то почует туристов пищей духовной, воссоздавая, так сказать, «национальную специфику».
- Представить себе французского туриста, приехавшего в сельский отель, чтобы поесть турецких огурцов, израильской картошки и польских яблок, - невозможно, он сбежит в первый же вечер, а у нас такое, к сожалению, случается, - рассказывает Александр Коновалов, руководитель проекта «Экокластер» и создатель экофермы собственного имени. – У нас в «Коновалово» мы кормим исключительно своим, клиент может посмотреть, как и из чего готовится его завтрак, обед и ужин и даже поучаствовать в приготовлении. То же самое у наших партнером с экофермы «Ваньково» на Минском шоссе.
Другой вариант сельского эксклюзива – это выкупленная потомками Лермонтова часть усадьбы Середниково, где бывал сам поэт. По словам Тараса Астахова, теперь каждый желающий может не только увидеть, но и в буквальном смысле прикоснуться к дворянскому быту двухвековой давности: пожить в шикарных покоях, отобедать в фамильной столовой и т.д. Стоит это удовольствие, правда, недешево, да и у местных музейщиков пришествие богатых родственников в свое время вызвало большие вопросы, но, тем не менее, для туризма – вариант замечательный.
Разумная аутентичность
Собственно, вопрос вопросов – чего ждут от деревни сами туристы-горожане? Вроде бы, если собрались отдохнуть в деревне, то и жить нужно деревенской жизнью. Собственно, по эти принципам существует значительная часть агротуристических частников, которые мало отличаются от съемных дач и домов конца прошлого века: дождались, отдали ключи, расположили на перинах и на печке, и все, больше никто ничего не обещал.
«Цивилизованный» агротуризм пытается идти другим путем, постепенно наращивая количество и качество предоставляемых услуг.
- Я постоянно сталкиваюсь с тем, что у людей очень отсталые представления о экофермах. Люди сразу представляют себе кучи навоза, крестьянина в валенках, - сетует Александр Коновалов. - Для того чтобы привлечь современных людей в деревню нужна сауна с джакузи, номер с европейским уровнем комфорта, а рядом сеновал, просторы и деревенские продукты.
Правда, такая разумная аутентичность стоит денег. Сегодня отдохнуть можно, арендовав себе койку в деревенском доме за 500 рублей в сутки, а средняя цена полноценного отдыха – 2,5 тыс. с включенным питанием, баней и т.д. Понятно, что отдых в «пятизвездной» усадьбе за такие деньги организовать себе не удастся.
А главное: может ли в принципе человек рассчитывать на отдых класса «люкс» в российской деревне? Ведь это не только хорошо оборудованное помещение, но и, например, специально обученный персонал, который не так-то просто подготовить, так как жители городов едут на постоянное жительство в деревню неохотно, а у коренных селян «сервисной традиции» практически нет. Это, кроме того, качественная внешняя инфраструктура – как минимум, дороги. Своим силами сельским предпринимателям эту проблему не решить, приходится ждать, когда займется государство. А до тех пор делать ставку на средний ценовой сегмент, на людей, которые хотят отдохнуть дешево, сердито и недалеко от дома. Как будто в гости съездить. Только за определенную плату.
Усадьбы со «звездами»
Впрочем, и кроме решения хрестоматийной проблемы дорог государству есть, чем подсобить агротуристической отрасли. Прежде всего, законодательного закрепить его статус. Формально такого вида деятельности, как сельский туризм, сегодня в России не существует. С одной стороны, это создает массу возможностей для туристической вольницы. С другой стороны, препятствует формированию цивилизованного рынка соответствующих услуг - у владельцев усадеб просто нет стимула выходить из тени, констатируют эксперты.
Главное, что могло бы дать появление закона об агротуризме, - это возможность включить этот бизнес в комплексные государственные программы поддержки села.
- Один турист, приехавший в деревню, если ему предоставлены все услуги, создает до семи рабочих мест. Сами понимаете, какой это шанс для нашей деревни сегодня, когда умирают десятки тысяч поселений, - объясняет председатель Ассоциации развития агротуризма Тарас Астахов. Он считает, что принятие закона об агротуризме сможет также привлечь в отрасль и иностранцев.
Налаживание государственной сертификации объектов сельского туризма, в свою очередь, поможет избежать ситуации, когда человек собирается в комфортабельный терем «а ля рус» со всеми удобствами, баней и озером под окнами, а оказывается, в итоге, в дачной времянке с удобствами на участке и цветущим болотом за забором. Плюс ко всему введение категориальности по типу классических гостиниц – с количеством звезд в зависимости от уровня комфорта – должно дать важный имиджевый стимул отрасли: клиенты будут знать, что едут не просто «на деревню к дедушке», а в респектабельный отель – «трехзвездный», «четырехзвездный», класса «люкс», только в деревне.
Отвыкнуть от деревни
Неразвитость сельского туризма в России парадоксальным образом связана с тем, что жители российских городов еще не успели потерять связь «с землей». По статистике, около половины горожан родились в сельской местности, в мегаполисы они устремились не от хорошей жизни, у многих на малой родине остались близкие родственники, кто-то является счастливым (или не очень) обладателем загородного участка, кому-то в память навсегда запала студенческая «картошка». Все это не слишком ассоциируется с понятием «цивилизованный отдых», который предполагает смену обстановки на более приятную. На Западе, где процесс урбанизации завершился еще сто лет назад, деревня успела стать манящей экзотикой из старых бабушкиных сказок, у нас – еще нет.
Для того чтобы в деревню стали возвращаться за новыми впечатлениями и сельский туризм приобрел подлинную популярность, должно пройти какое-то время на «отвыкание» от деревни. Пока оно только-только началось, зато, чем дальше, тем оно будет очевиднее. И чем раньше урбанизация одержит полную и окончательную победу, тем скорее начнется массовое возвращение к родным деревенским осинам.
Также в рубрике
Зимний сезон на горнолыжном курорте "Шерегеш" в Кемеровской области откроется 23 ноября
0
Отель Rosa Springs под управлением «Васта Отель Менеджмент» прошел классификацию и получил высшую категорию
0