Интересна ли Москва туристам
Комитет по туризму столицы ищет способы, как привлечь гостей
Фото: raskalov-vit.livejournal.com
«Москва наконец повернулась лицом к туристам». Так можно сформулировать общий тезис выступлений столичных чиновников на мероприятиях, приуроченных к прошедшей 19-22 сентября в Москве туристической выставке «Отдых/Leisure-2012». Учитывая, что громкие слова о необходимости раскрутки российских достопримечательностей уже лет десяток как звучат со всех возможных трибун, любое заявление такого рода по привычке рождает скепсис. «Российский туризм», однако, заметил немаловажное отличие: с приходом команды Сергея Собянина, туризмом в Москве занялись профессионалы под предводительством глаыа московского Комитета по туризму и гостиничному делу Сергей Шпилько.
Туристов ведут знатоки
Конечно, это капля в море на фоне той тьмы проблем московского туризма, которые еще не решены или вовсе не решаются. И все же, учитывая, что до прихода новой команды московским туризмом не занимались вообще – повод для радости есть.
К тому же, началась и работа по раскрутке столичного туризма в регионах. Так, на днях в Москву приехал первый туристический поезд с экскурсантами из Самары, и обещается, что это лишь начало серии маршрутов между региональными культурно-историческими центрами России в формате выходного дня. Не менее интересная инициатива задумана для пассажиров, использующих Москву в качестве транзитного пункта на пути из Азии в Европу.
Коек хватит не всем?
Это, безусловно, позитивные сдвиги. Но, разумеется, не все идет так гладко, как хотелось бы Москомтуризму. Вот, в прошлом году, например, комитет заявил об увеличении количества отелей эконом-класса, так называемых хостелов. Были отправлены запросы в окружные префектуры о возможности предоставления помещений. Однако за полтора года число хостелов увеличилось не так уж и сильно: было 45, сейчас же, по данным различных систем бронирования, около 70. В принципе, в Петербурге – столько же, но там хватает и альтернативы в виде недорогих мини-отелей. А вот, для сравнения, Европа: по информации крупнейшего специализированного ресурса Hostels Worldwide, в Лондоне – 230 хостелов, в Барселоне – 334, в Риме – 661.
Впрочем, столь небыстрый рост объясним. «В центре хостелов, конечно, открывается мало: земля дорогая, нерентабельно. Больше – в дальних районах, Митино, например, — рассказывает «Российскому туризму» руководитель отдела России турфирмы «Нева» Елена Бородай. – Понятно, что такое расположение не всех туристов устраивает».
С отельной базой в Москве все вообще непросто. Туроператоры отмечают: как и семь-восемь лет назад, в одних гостиницах «кусаются» цены, в других не хватает качественного сервиса. Хотя Шпилько считает иначе: на пресс-конференции 19 сентября он сказал, что 46% гостиничных номеров Москвы относятся к категории 2-3 звезды и вполне по карману приезжающим. Средняя стоимость двухместного номера составляет 3,4 и 4,1 тыс. рублей, соответственно. Правда, признал спикер, расположение таких отелей оставляет желать лучшего. А теперь сравним с тем же Парижем: разместиться на аналогичном расстоянии от центра и с аналогичным сервисом можно, по российским деньгам, рублей за 900 на двоих. Это дешевле, чем в московском хостеле.
Теперь о числе гостиниц. Начнем с гостей. РБК приводит данные пресс-службы Мосгордумы: в 2013 году московские власти рассчитывают принять 5,2 млн иностранных туристов – на 400 тыс. больше, чем ожидается в 2012-м. Но есть и другая статистика, которую привел все тот же Шпилько: в 2012 году в Москве построено четыре гостиницы на 616 номеров, а всего за год гостиничный фонд вырастет на 1200 номеров. И каким образом в этих комнатах – пусть даже за год – разместятся 400 тысяч дополнительных гостей, непонятно.
Вернуть уважение
Глас народа
Приходится констатировать, что мнение Романова о слабой привлекательности столицы разделяют и многие его коллеги по турбизнесу, да и люди, далекие от отрасли.
По крайней мере, об этом можно судить по итогам небольшого блиц-опроса, который корреспондент «Российского туризма» провел в социальных сетях. Респонденты говорят всё о том же: проблемах с сохранностью культурного наследия, высоких ценах на проживание, а также музеи и питание. Плюс к тому называют плохую экологию, ауру общего негатива (люди раздраженные и хмурые, все куда-то бегут), плохую систему общественных ориентиров в метро, да и в городе вообще. И, смех смехом, одна из главных проблем – отсутствие нормальных общественных туалетов.
«Москва как ассоциировалась с КГБ и железным занавесом, так и ассоциируется», — пишет сотрудница одной туристической организации. И подает интересную мысль: эту аналогию нужно ломать по примеру другого крупного мегаполиса - Нью-Йорка. Напомним, в свое время этот город больше славился своей криминогенной обстановкой, чем туристскими достопримечательностями. Все изменилось с созданием бренда I Love NY и позиционированием города как современного, динамичного, модного.