В перформансе «Ночь страха» монстров играют профессиональные актеры московских театров
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Самое модное городское развлечение
Если коньки и лыжи не для вас, а кино кажется недостаточно активным видом зимнего отдыха, вам — на квест. Хоррор, детектив со стриптизом, сказка для взрослых — все гораздо круче, чем любое 3D, полное погружение в реальность.
Автобаза на окраине Москвы. Мрачная лестница с железными ступенями ведет в подвал, на черной массивной металлической двери логотип: белый отпечаток ладони и буквы "Quest Show". За дверью, впрочем, никаких ужасов: обычная офисная приемная с компьютером, новогодней елкой, кулером и рекламными буклетами игр партнеров. На стенах дипломы, выданные квесту "Кровавый Санта" в номинациях "самый динамичный" и "уникальность сюжета".
Если стало совсем страшно и хотите остановить игру, то показываете в камеру, которые в каждой комнате, скрещенные руки
"В нашем квесте играет все — подсказки или предметы могут быть на стенах, полу, потолке. Если стало совсем страшно и хотите остановить игру, то показываете в камеру, которые в каждой комнате, скрещенные руки,— инструктирует нас администратор Мария Сафронова, недавняя выпускница факультета управления.— Персонажа, который с вами будет внутри, запрещено бить, кусать и т. д. Вообще, физическую силу применять нельзя ни к кому и ни к чему — все, что должно открываться-включаться, срабатывает без усилий. Ваша задача — находя ключи к дверям, выбраться на свободу за 60 минут".
В перформансе «Ночь страха» монстров играют профессиональные актеры московских театров
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
Включается телевизор на стене. На экране мужчина с перекошенным от ужаса лицом, прижавшийся к стене в темном подвале. Подсвечивая себе смартфоном, наговаривает на камеру "предсмертное послание". Из него следует, что на самом деле еще пару веков назад Санта-Клаус был настоящим маньяком — не дарил подарки, а наоборот, съедал непослушных детей. Потом стал добрым, но сейчас снова принялся за старое. "Спасайтесь, он здесь!" — в ужасе кричит человек в телевизоре. Дальше на экране бегут кадры: камера минует вход в наш подвал, теперь она на лестнице, по которой мы спускались. Слышатся шаги. И уже не в телевизоре, а в реальности гремят удары в дверь офиса. Кажется, она открывается...
"Он здесь! Бегите!" — администратор Мария вскакивает с места, ее лицо теперь не на шутку озабоченное, отчего становится не по себе. Все началось так резко, что я, поддавшись нагнетаемой панике, тоже вскочил и кинулся к спешно открытой Марией двери, ведущей в игровую локацию. При этом краем глаза увидел, как в приемную вваливается некто в костюме Санта-Клауса, но без бороды, в страшной маске и с топором. Мария успевает закрыть за нами дверь убежища — мы оказываемся в полной темноте в первой комнате. Нащупываем выключатель — загорается тусклая лампочка.
Нас трое игроков: вместе со мной юная дама и 12-летняя девочка. Последняя со страха вцепилась в мою руку. Еще бы — Санта уже тянет к нам через решетку окровавленную руку, пытается схватить. Всего в этом квесте-перформансе несколько темных помещений, наполненных игрушечными ужасами: кровавыми снежинками на стенах, отрубленными руками, пищащими под ногами резиновыми мышками, паутиной, трупами и прочей жутью. Играет зловещая музыка, слышны стоны, детский плач. Как и в любом квесте, для перехода в следующее помещение необходимо найти ключ от двери, а для этого приходится решать какие-то задачи — на находчивость или ловкость, к примеру.
Отличие перформанса от классического квеста, так называемого искейпа (англ. escape),— присутствие в игре актеров на той или иной роли со стороны организаторов. Мы то и дело слышим нагоняющий жуть голос, шаги, удары топора, буквально чувствуем дыхание Кровавого Санты. На протяжении квеста он то неожиданно появляется из тьмы, то, невидимый, хватает игроков, пытается уволочь кого-то куда-то. Согласно сценарию, есть несколько моментов, когда участники вынуждены разделяться — кто-то должен для выполнения задания отправиться в одиночку в другое помещение. А там его, естественно, поджидает притаившийся Санта.
Самое жуткое — это некий шлюз между очередными комнатами, проходить через который нужно по одному. Что он собой представляет, нас просили не рассказывать, но, например, для моей 12-летней спутницы это было очень страшно. Как потом рассказали организаторы, дойдя до шлюза, некоторые вообще прекращают игру.
Задания квестов не всегда простые — многие требуют преодоления собственных страхов и комплексов
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Мы прошли квест, уложившись в отведенные 60 минут: выскочив из очередного туннеля, неожиданно оказались в уже знакомой приемной. Лично мне страшно не было — никак не удавалось забыть, что это всего лишь игра, а маньяк с топором — актер. Зато погружение в действие — полное. Впечатления же девочки-шестиклассницы иные: "Думала, что после сериала "Мистические истории" меня уже ничем не напугать, но это страшнее — я очень боялась". По словам Марии, боятся даже взрослые: у одной девушки 23 лет уже во второй по счету комнате началась истерика, и игру пришлось остановить.
Игра окончена. И к нам вышел знакомиться Санта собственной персоной — под страшной маской скрывался Ярослав Панфилов, студент МИИТа. Ярослав сам квестоман — сначала просто играл, а потом его пригласили в качестве действующего лица. В квесте "Кровавый Санта", стартовавшем в декабре 2015 года, он уже не первый монстр. И не единственный — в помещении администратора появляется второй Санта. Теперь понятно, как маньяку удавалось так быстро перемещаться по локации.
В этот момент беседа прерывается — актеры спешно прячутся. В приемную заходит группа на следующий сеанс — шестеро ребят-старшеклассников. Поход на квест с друзьями — подарок одному из них на 16-летие. Друзьям именинника тоже по 16, кроме одного, которому 14. Парни рассаживаются для инструктажа.
"Как вас зовут?" — интересуется у Марии 14-летний участник. Она представляется и рассказывает об условиях и особенностях игры. "Вопросы есть?" — заканчивает Мария. "Есть. Сколько вам лет?" — продолжает клеиться к ней бравый клиент, не достигший возраста согласия.
Игра начинается. Мария закрывает за игроками дверь в локацию. Потом надевает куртку и маску Санты и на несколько секунд отправляется в игровую зону, чтобы показаться участникам через решетку в первой комнате. Получается уже третий Санта. Вернувшись, садится за столик с компьютером. На экран выводятся картинки из всех комнат локации. Камеры с инфракрасной подсветкой показывают нам и жмущихся друг к другу игроков, и притаившегося в темноте Санту. "О-хо-хо, посмотрите на фотографии трупов — скоро вы будете на их месте",— оказывается, за Санту с игроками говорит администратор Мария — компьютерная программа делает ее голос замогильным. Потом Мария встает и стучит по металлическому щиту на стене. На мониторе видно, как задергались мальчишки в игровой зоне.
Перформанс «Кровавый Санта» заставляет участников погрузиться в очень страшную сказку
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
В приемную выходит Санта-Ярослав: "Маленькие, а матюкаются. Надо будет их потаскать". Он выпивает стакан воды и скрывается в локации квеста через другой потайной вход.
Ребята доходят до места, где кому-то одному нужно переместиться в соседнее помещение для помощи команде. "Только один! — ухает страшным голосом Мария и, мстительно усмехнувшись, уточняет: — Пойдет самый младший!" Юный участник оказывается один в темной комнате. И тут к нему, понятно, выходит, поигрывая тесаком, Санта. Вижу, как парень при виде монстра цепенеет, а сидящая в наушниках Мария комментирует, как бы дублируя реакцию игрока на мониторе: "Дедушка, не-е-ет!" Санта отдает ему ключ от следующей двери и растворяется во мраке. "Ссыкунишка",— довольно сообщает Ярослав, явившийся в приемную из локации.
Наконец, участники добираются до упомянутого шлюза. Даже без звука ясно: спорят, кто полезет первый, и никто не соглашается. Но вот крайний нашелся, и он перемещается... прямо в лапы к Санте. "Визжит, как поросенок!" — комментирует Мария.
В 60 минут ребята не уложились — для них квест закончился буквально перед последней комнатой. "Не, не было страшно, просто прикольно",— делятся они впечатлениями, выйдя на волю. Мы с Марией переглядываемся.
Считается, что в России формат "квест в реальности" был впервые реализован в Екатеринбурге в 2011 году: "Улитка. Квеструм", классический "искейп". Игроков запирают в глухом помещении, выбраться из которого можно, лишь решив ряд задач. Оператор наблюдает за участниками через камеру, иногда что-то подсказывает, но сам в игре не участвует.
В 2013 году в Москве офлайн-квесты предлагались уже в массовом порядке. Сегодня, по оценкам участников этого рынка, в России действует около 700 квестов. При этом игры с актерами стали проводиться совсем недавно — первый перформанс "Коллекционер" от компании "Клаустрофобия" появился в Москве в 2014 году. Сегодня сетевой агрегатор "Мир квестов" только по Москве выдает 238 игр, из них 58 — перформансы.
Самая распространенная разновидность перформанса — хоррор, ужастик. Видимо, потому, что вызвать страх значительно проще, чем какие-то иные переживания равной амплитуды. Да и адреналин от игры — немаловажное маркетинговое преимущество. Однако по-настоящему напугать — тоже искусство.
Атмосфера кошмара начинает нагнетаться еще до начала самой игры с помощью множества мелочей. Например, перед входом в подвал-локацию, где проходит квест-перформанс "Ночь страха" от компании "Черный квадрат", на снегу отчетливо видны пятна крови. "В дешевых квестах кровь на стенах могут изобразить обычной гуашью, но мы используем специальный раствор, внешне неотличимый от настоящей крови",— поясняет сооснователь "Черного квадрата" Антон Симухин.
Мы выбрали именно бензиновую, а не электрическую пилу — чтобы не было сомнений, что это не бутафория
Антон и его компаньоны Евгений Закиров и Николай Алексеев, выпускники ВГИКа, начинали свой проект два года назад, еще будучи студентами. Зомби, которые бродят по их подвалу, изображают профессиональные актеры, в частности, из Театра наций. Пугают они на совесть. Например, бензопила, которой перед тобой размахивает очередной монстр, явно настоящая — на это указывает не только звук, но и запах. "Правильно,— удовлетворенно подтверждает Симухин,— именно поэтому мы выбрали бензиновую, а не электрическую пилу — чтобы не было сомнений, что это не бутафория". Для создания особой атмосферы затхлости применяется даже соответствующий ароматизатор.
Если вы понравились ведущему игру актеру, он может помочь подсказками
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Страх порождается и неожиданностями. Например, в "Ночи страха" мы укрылись в одной из комнат, задвинув засов на двери. Простой засов, без всяких секретов — я лично удостоверился. Но когда погас свет, дверь оказалась незапертой, и в комнату беспрепятственно полезли монстры. О важности подобных мелочей говорит и такой штрих: все без исключения организаторы квестов, прежде чем пустить меня "за кулисы", заглянули в мою пресс-карту, притом что я заранее договаривался о визите. Вдруг это прибыл шпион, засланный конкурентами.
Очень многое зависит от профессионализма ведущего-оператора — он наблюдает за ходом игры, сидя за пультом, включает спецэффекты, корректирует действия актеров, меняя по ходу нюансы сценария, выбирает слабое звено в команде — участника, которого легче напугать, и т. д.
"Очень рекомендую приглашать в хоррор-квест на первое свидание,— делится наблюдениями Антон Симухин.— Во-первых, это отличная командообразующая игра, а во-вторых — возможность оценить партнера. Мы на мониторах наблюдаем разную реакцию мужчин при появлении монстров: одни инстинктивно свою девушку убирают себе за спину, другие, наоборот, пытаются ею прикрыться или сами бегут прятаться, а девушку бросают на съедение".
Дотрагиваться до актеров перформансов запрещено, зато они могут трогать игроков, если те не против
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
"Человек работал в стрип-клубе и исчез там. Вы, детективы, пришли под видом клиентов и должны найти пропавшего,— инструктирует нас оператор квеста "Стрип-клуб" от компании "Пятница, 13-е" Артем Иванов.— Внутри вас ждет персонаж — его руками трогать категорически запрещается. А он вас, если вы не против, трогать может. Если вы ему понравитесь, будет вам подсказывать". Персонаж — это стриптизерша или стриптизер, по выбору игроков.
Замечу, что набрать команду на этот квест категории 18+ оказалось непросто: изучив рекламные фото, все решали, что приглашены в заведение с настоящим стриптизом и приват-кабинетами. По словам управляющей локацией "Пятницы, 13-е" Дильшад Агаевой, "Стрип-клуб", запущенный год назад,— первый эротический квест-перформанс в России.
На самом деле стриптиз условный: девушка в роли стриптизерши периодически демонстрирует эротические танцы у шеста и в приватной комнате, будучи в купальнике. К тому же, по заданию квеста, танец у шеста необходимо исполнять и самим игрокам. По уровню загадок "Стрип-клуб" считается квестом сравнительно несложным — на него приходят больше за атмосферой. Персонаж тут не прячется, а сопровождает игроков по всему маршруту, при необходимости дает подсказки. Актрисе Ксении, которая была на нашей игре, 21 год, она окончила бакалавриат гуманитарного вуза, но работает танцовщицей шоу-балета.
Оператор "Стрип-клуба" следит за происходящим по монитору, в игре не участвует. По словам Ксении, случаев, когда участники перешли бы грань между квестом и реальным стрип-клубом, не было, однако оператор должен быть готов стать еще и вышибалой. "Чтоб до этого не дошло, я сразу смотрю на гостей — пьяных в игру не пускаю",— говорит Артем Иванов.
Чтобы решить некоторые задачи квеста «Стрип-клуб», необходимо иметь сексуальный опыт
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Игровая зона "Стрип-клуба" — 50 кв. м, "Кровавого Санты" — 100, "Ночи страха" — 140. В первых двух случаях локацию возводили полностью, включая стены, в третьем — вписали в лабиринт настоящего подвала. По оценкам Дильшад Агаевой, на запуск хорошего квеста потребуется сумма от 1,5 млн руб., которая помимо строительства уйдет на оплату труда профессионального сценариста, декоратора, инженера. Например, по словам Марии Сафроновой, в создании "Кровавого Санты" участвовали актеры Театра Луны и Театра на Таганке. Сколько конкретно потрачено на тот или иной квест, организаторы не говорят, но ориентировочные суммы называют — около 2-3 млн руб.
"В подвале, арендованном для "Ночи страха", мы использовали только стены, лестницы. Все остальное — наше: решетки, интерьер, технические решения,— рассказывает Антон Симухин.— Правда, часть суммы мы вложили уже после запуска, поскольку постоянно совершенствуем игру. Если квест не развивать, он начнет проигрывать конкурентам и умрет".
Для большей убедительности в квесте «Дети мафии: Подпольное казино» электроника вмонтирована в корпусы настоящих игровых автоматов
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Квесты-перформансы просят за сеанс 5-6 тыс. руб. с команды. Но если создать необходимую атмосферу не удалось, шоу будет напоминать дешевый балаган, и квестоманов на него даже демпингом не заманишь — такие квесты умирают уже в первые месяцы. Популярный же перформанс при средней загрузке дает оборот около 500 тыс. руб. в месяц. Затраты на аренду сравнительно невелики — под квесты снимают неликвидные подвалы, в которых даже склад не сделать. Персонал, помимо актеров,— управляющий-оператор да технический сотрудник.
За вычетом всех расходов владельцу достается чистыми 100-200 тыс. руб. Обороты детские, ну так и сам рынок этот еще молод, равно как и его участники — почти всем нет и тридцати. Пока у большинства компаний всего лишь по одному перформансу, однако тяга к развитию-укрупнению наблюдается. Например, "Пятница, 13-е" на своей площадке дополнительно выстроила две локации, где проводит квесты "Дети мафии: Подпольное казино" и "Подземелье Кремля", а в планах еще и перформанс-ужастик.
Источник: kommersant.ru