Велосипедный «секонд-хенд»
С мая этого года в Петербурге начали устанавливать первую систему общественного велопроката — чешскую Homeport
16 июня Смольный обнародует данные о проекте общественного велопроката — дату запуска, карту расположения пунктов, стоимость. Эта система из 34 станций и 500 велосипедов может быть запущена накануне «Алых парусов», хотя была обещана еще с середины мая — к началу ПМЭФа. Нужна ли Петербургу система проката, от которой уже отказалась Москва, приступив к установке новой, «Фонтанка» спросила экспертов двух столиц.
С мая этого года в Петербурге начали устанавливать первую систему общественного велопроката — чешскую Homeport. В прошлом году она использовалась в Москве в рамках пилотного проекта. В этом году в столице заказали новую – французскую B'Twin. К финансированию проекта подключился Сбербанк, вложивший 150 млн рублей. Еще 300 млн рублей выделил Банк Москвы. «В нынешнем сезоне правительство Москвы сформулировало новые требования к проекту – велопрокат постепенно интегрировался с другими столичными сервисами, например, пополнением карты «Тройки» (аналогична «подорожнику». – Прим. ред.). Реализовать подобные сервисы в системе Homeport ввиду ее специфики не представлялось возможным, в связи с чем было принято решение модернизировать систему велопроката с учетом ее интеграции в систему городских услуг», – пояснили в Банке Москвы.
По данным департамента транспорта Москвы, в прошлом году в столице было поставлено около 130 точек проката. В Петербург из них будет перенесено 34. Список адресов обещают обнародовать 16 июня. Однако известно, что станции уже установлены у метро "Петроградская", "Василеостровская", Александринского театра, СК «Юбилейный». Кроме того, такие пункты планировалось установить у крупнейших городских гостиниц и в «Ленэкспо».
Впрочем, главный вопрос – это велосипеды. Как заявляет Банк Москвы, все они будут новыми, выкрашенными не в красный, как в прошлом году в столице, а в синий цвет. Эксперты в этом не уверены. «Не вижу смысла закупать новые велосипеды для старой системы. Наверняка, починят уже использовавшиеся в Москве», – говорит Петр Дворянкин, вице-президент Федерации велоспорта столицы. При этом, по его словам, 2014-й год московская система велопроката встретила в ненадлежащем состоянии. «У велосипедов не фиксировались сидения, у некоторых – были выгнуты спицы. Homeport – одна из самых дешевых систем, что отражается на качестве велосипедов. Их центр тяжести сильно смещен вперед, а жесткие колеса заставляют чувствовать каждый сантиметр асфальта», – поясняет Дворянкин. «Велосипед был очень тяжелый и трудноуправляемый. Не все женщины могли с ним справиться», – согласен президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.
Правда, эти издержки компенсируются уникальностью самой автоматизированной системы велопроката. Она позволяет передвигаться достаточно быстро на небольшие расстояния в центре города, не беспокоясь за сохранность велосипеда и его дальнейшую транспортировку. На удивление, воруют такие велосипеды мало. По крайней мере, по официальной статистике, в прошлом году было украдено 26 велосипедов, 9 из них банку удалось вернуть. Часть воров была поймана, и некоторые — осуждены на реальные сроки.
Стоимость проката будет аналогична московской, сообщили в Банке Москвы. Это означает, что петербуржцам предложат четыре вида абонементов — на сутки за 100 рублей, на неделю – 250, 600 в месяц или 1200 за сезон, до 31 октября. Плюс пользователям придется положить тысячу рублей на депозит. Если велосипед вернется в сохранности, их обещают возвратить. За эти средства горожане смогут ездить бесплатно до получаса. За беспрерывное пользование свыше 30 минут придется доплачивать. От 30 рублей за следующие 30 минут до 3 тысяч за вторые и последующие сутки. За повреждение велосипеда штрафуют на 15 тысяч рублей, за его потерю — на 30 тысяч. При этом в апреле вице-губернатор Марат Оганесян заявлял о том, что первое время воспользоваться прокатными велосипедами можно будет бесплатно.
Для управления проектов в Петербурге банк намерен создать специальную компанию по аналогии с московской «дочкой» ЗАО «Ситибайк». А вот стоимость собственных инвестиций в петербургский проект банк не комментирует. Учитывая, что в прошлом году в московский проект «Велобайк» банк вложил около 100 млн рублей, петербургские инвестиции должны быть как минимум в 4 раза ниже. Впрочем, и они могут не окупиться. В столице в 2013 году было зарегистрировано более 70 тысяч поездок на 46 тысяч пользователей. Даже если каждый из них заплатил за поездку 100 рублей, банк заработал 7 млн. Очевидно, что ставка делается на рекламную составляющую проекта.
«Велоскептики» и «велооптимисты»
Экспертов появление системы автоматизированных велопрокатов в Петербурге поделило на «сторонников» и «противников». Первые говорят о том, что развитие такой инфраструктуры станет импульсом для увеличения велодвижения в целом. А значит, в городе наконец появятся велодорожки. К примеру, в Москве инфраструктура для велосипедистов действительно развивается воодушевляющими темпами. В этом году планируется построить около 130 км дорожек, то есть практически удвоить существующую протяженность столичных веломаршрутов.
На Неве пока только приняли постановление о развитии велодвижения и приступают к проектированию новых городских маршрутов. Кроме того, активисты «Велосипедизации Санкт-Петербурга» совместно с главой центра экспертиз «Эком» Александром Карповым предложили прописать сеть перспективных веломаршрутов в Генплане. Эту поправку должна рассмотреть специальная комиссия до конца июля.
«Велоскептики» боятся увеличения ДТП и сложностей с движением пешеходов и автомобилистов из-за увеличения велосипедистов. Такого мнения, к примеру, придерживается известный сторонник велосипеда как городского транспорта депутат Ольга Галкина. В прошлом году в Москве не было зафиксировано ни одного ДТП с участием прокатных велосипедов банка. Однако это не означает, что таких ситуаций не было. Или что их не возникнет в будущем.
«Было бы неплохо, чтобы человек, регистрируясь в системе велопроката, проходил небольшое тестирование на знание правил ПДД. А во-вторых, – чтобы у него была возможность застраховать свое здоровье и ответственность перед третьими лицами. Сейчас если вы на прокатном велосипеде въедете в дорогую машину, отвечать будете вы», – говорит Петр Дворянкин. Столичные велоактивисты уже развивают инициативу по страхованию велосипедистов. Они настаивают на ее включении в стоимость аренды велосипедов.
Правда, аргумент о критическом увеличении потока велосипедистов эксперты отвергают. «Это настолько «жидкий» поток, что смешно говорить о том, что велосипедисты запрудят улицы», – уверен Игорь Налимов. Проект Банка Москвы позволит городской власти опробовать новую систему, а затем сменить ее на более совершенную, как это сделала столица, считает эксперт.
Однако пока непонятно, будет ли система востребована. Для новичков, не имеющих практики езды по городу, первое время передвигаться по центру будет страшно. У опытных велосипедистов — свой транспорт, говорит Александр Карпов. Поэтому изначально система будет ориентирована на туристов и гостей города. Однако в Москве система Homeport не давала возможности зарегистрироваться на стойке проката без использования Интернета и была малодоступна на английском языке, говорят эксперты.
При этом в целом система велопроката может быть удачна, если продержится хотя бы несколько лет. По крайней мере, задача городской власти – превратить велосипед в полноценный городской транспорт. С аквабусами такая идея уже провалилась.Источник: fontanka.ru