Столичные кофейни и аптеки уйдут под землю
Торговые павильоны кофеен, кондитерских, аптек и салонов сотовой связи уже в этом году могут перебраться в пешеходные переходы
Заинтересованность в аренде мест в подуличных переходах уже выразили ряд компаний, среди которых «Кофе Хауз», «Шоколадница», кафе «Волконский», аптека А5, рассказал «Известиям» источник в столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Разработана специальная концепции, согласно которой отдельные торговые стеклянные павильоны будут в три раза больше по площади, чем существующие, и не будут мешать пассажиропотоку. В переходах с высоким пассажиропотоком из торговых объектов могут появиться вендинговые аппараты.
Для модернизации подуличного пространства планируется оптимизировать общие площади размещения торговых точек и изменить внешний вид павильонов. Концепция размещения новых торговых объектов практически разработана. Планируется, что новые павильоны будут сделаны из безопасного стекла и металла. Площадь отдельных помещений будет расширена до 25–30 м, таким образом, пассажиры смогут зайти внутрь и находиться в кафе или магазине, не мешая пассажиропотоку. Договоренность об участии в будущем тендере подтвердили многие крупные брендовые компании. Среди них салоны сотовой связи «МегаФон», «Евросеть», кофейни «Шоколадница», «Кофе Хауз», пекарни-кондитерские «Волконский» и «Хлеб Насущный», аптека А5 и мастерская по изготовлению ключей и ремонту обуви «Секундочка».
В настоящее время доход метрополитена из внебилетных источников составляет около 4,5 млрд рублей в год. При этом реклама приносит 2,8 млрд рублей, а остальные 1,7 млрд — предоставление площадей для торговли в переходах. Cейчас в 300 подуличных переходах работают около 2,5 тыс. торговых точек.
— При существующей системе организации торговли в подуличных переходах, предусматривающую субаренду площадей, метрополитен в конечном счете получает около 9 тыс. рублей за 1 кв. м в месяц. При этом большая часть средств оседает на уровне крупных арендаторов, — рассказали в департаменте. — Наша задача заключается в том, чтобы создать абсолютно понятный и прозрачный механизм определения рыночной ставки. В случае исключения возможности субаренды и передачи всей суммы за аренду площадей метрополитену, стоимость 1 кв. м может достигать 15 тыс. рублей в месяц — такой уровень подтвердили все сетевики. Мы создадим новую схему торговли, которая будет комфортна для пассажиров, а также позволит приобретать качественные товары известных брендов. Там, где высокий пассажиропоток, торговых точек вообще не будет, максимум — вендинговые аппараты.
Генеральный директор сети кофеен «Шоколадница» Татьяна Шестерина подтвердила заинтересованность компании в размещении в подуличных переходах, однако отметила, что, скорее всего, это будет формат не кофейни, а кофепойнта — точки быстрого приготовления и выдачи кофе.
Директор по развитию пекарни «Волконский» Анатолий Бредихин отметил, что потенциально их компания всегда готова рассмотреть новые возможности размещения.
Он подчеркивает, что на московском рынке станции метрополитена являются важным генератором трафика покупателей.
Руководитель отдела по связям с общественностью сети «Кофе Хауз» Анна Кондратьева подчеркнула, что так как метрополитен считается первым перевозчиком по трафику и пассажироперевозкам в Москве, то любая компания заинтересована предоставлять горожанам и гостям столицы свои услуги.
Координатор совета ассоциации «Арендаторы подземных пешеходных переходов столицы» Сергей Марков считает, что появление сетевиков в подземных переходах метрополитена нанесет серьезный удар по малому бизнесу.
— Даже если рядом с сетевой кофейней останется ларек по продаже булочек, кофейня сначала снизит цену, чтобы переманить клиентов, а когда бизнесмен будет вынужден уйти из перехода, не выдержав конкуренции, цены будут, наоборот, взвинчены, — заявил Марков. — Это обычная схема сетевиков по вытеснению конкурентов и на поверхности. Таким образом, пострадают и представители малого бизнеса, и покупатели.
Гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас уверен, что сетевые компании заинтересованы в размещении своих точек в переходах, независимо от того, имеются ли стационарные объекты на поверхности в пешей доступности от перехода или нет.
— Площадей для размещения новых точек на поверхности всё меньше, конкуренция высокая, и переход в подземное пространство целесообразен, — пояснил он. — Кроме того, кофейня или аптека даже в самом широком переходе будут находиться в непосредственной близости от проходящих пассажиров, и непременно привлекут их внимание. Сетям будет выгодно спуститься вниз, даже если на поверхности перехода уже есть аналогичная точка: все-таки это будет совершенно другой формат.
Никитас добавил, что в Москве средняя продолжительность маршрута составляет полчаса — этого времени как раз достаточно, чтобы перекусить. Скорее всего, и сами точки будут располагать к быстрой покупке: столиков будет минимальное количество, пространство будет компактным.