Без Booking и Airbnb. Как российские гостиницы будут выживать в условиях тотальных экономических ограничений
Привычные сервисы бронирования Booking.com и Airbnb пока ушли с российского рынка. Для больших отелей это оказалось несущественной потерей — доля продаж Booking.com составляла до 35% от общего числа, рассказывают эксперты и предприниматели. Однако из-за этого может пострадать другой сегмент рынка — малый бизнес, где основная часть денег шла за счет существования удобной системы бронирования. Несмотря на отключение иностранных сервисов, многие бизнесмены настроены позитивно: отдых за рубежом ограничен, а значит, россияне будут искать способы путешествовать внутри страны.
Отели премиум-класса
Оттока российских туристов в гостиницах премиум-класса не предвидится, считает основатель отеля «Гельвеция» в Санкт-Петербурге Юнис Теймурханлы. Предприниматель объясняет, что потребность в отдыхе остается, а так как на данный момент Европа закрыта, состоятельные граждане будут выбирать гостиницы высокого качества.
«Мы не видим здесь угроз для себя. 2020-й был кризисным годом, а 2021-й — годом восстановления, когда уже не было коронавирусных ограничений, как сейчас, но при этом «заграница» не была так доступна, как до 2019 года. В 2021-м у нас был очень большой наплыв россиян, и год оказался для нас очень неплохим. Нам кажется, что через пару месяцев, ближе к лету, когда люди начнут привыкать к новым реалиям, они все равно начнут путешествовать. В конечном счете, все люди работают для одной цели — чтобы иметь возможность отдыхать», — говорит основатель «Гельвеции».
Учитывая, что иностранных гостей будет на порядок меньше, приостановка работы Booking.com не сильно повлияет на финансовое состояние крупного гостиничного бизнеса, считает Юнис Теймурханлы. При этом в стране есть множество других платформ, которые долгое время находились в тени Booking.com.
«Сейчас мы работаем с российскими гостями и дальше, очевидно, у нас будут только они. Россияне уже очень активно переходят на новые онлайн-ресурсы, например, «Яндекс.Путешествия» или «Островок». Они показывают за последнюю неделю очень хорошую динамику роста», — рассказывает Теймурханлы, отмечая, что у многих крупных гостиниц есть и своя система бронирования.
В целом в последнее время иностранный сервис приносил все меньше прибыли для крупных игроков в России, признает Юнис Теймурханлы. Если в 2019 году доля Booking от онлайн-продаж составила около 67%, то за последние несколько лет эта цифра снизилась до 35%.
«У нас есть очень много офлайн-продаж, когда гости просто приходят в отель, звонят напрямую. Корпоративные гости по контрактам приезжают», — объясняет бизнесмен.
Слова Теймурханлы подтверждает Вадим Прасов, вице-президент Федерации отельеров и рестораторов России, советник председателя правительства Ярославской области и генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент».
«У нас доля букинга составляет от 10% до 35% в общем объеме продаж. Но существуют маленькие отели, у которых она составляла 80-90%. Для них, безусловно, это не самый простой момент», — комментирует Прасов.
Самой большой проблемой Теймурханлы называет уход с российского рынка IT-компаний. Большинство крупных гостиниц используют зарубежное программное обеспечение для работы. А переход на отечественные аналоги может занять определенное время.
«Мой отель, например, работает на ПО Oracle (продукт американской корпорации. — Примеч. Daily Storm). Их региональный дистрибьютор сообщает нам, что уход не планируется. Нас заверяют, что сама компания не запретит обновления IT-программ или новые продукты. На этом держится вся гостиница, у нас очень сложная автоматизация. Есть российские аналоги. Но они более слабые и сырые. В гостиничной отрасли 70% занимало иностранное ПО, — говорит бизнесмен. — Российские продукты стоят гораздо дешевле, прямых финансовых потерь не будет. Будут очень большие непрямые издержки, потому что переход — это всегда очень болезненный и длительный процесс, он может давать серьезные операционные сбои».
Кроме того, крупный бизнес опасается ухода с российского рынка крупных сетевиков, таких как Radisson, Hilton или же сеть отелей Marriott. Несмотря на то что большинство брендированных гостиниц принадлежит российским компаниям и физическим лицам, иностранные сети помогали сформировать выгодную для предпринимателей ценовую политику. Без них, утверждает Теймурханлы, цены в отелях начнут значительно снижаться.
«Западные сети — это бренды, которые имеют четкую финансовую политику. Они не склонны к демпингу, как российские отели или одиночные игроки. Цены держат сильные иностранные цепочки. Поэтому, если в премиальном сегменте начнут уходить крупные игроки, то цены начнут падать. Это нехорошо для отрасли, потому что мы не будем развиваться и платить персоналу достойные деньги», — поясняет Теймурханлы.
Гостиницы среднего класса
Управляющий петербургского апарт-отеля Agent Flat Apartment Артем считает, что уход Booking.com с российского рынка не повлияет на количество гостей. В качестве альтернативы зарубежному сервису в Agent Flat Apartment собираются использовать «Яндекс.Карты» или же 2GIS.
«Booking.com был одним из первых, кто начал все это делать и брал за это бешеные проценты. Уведомлений от сервиса не было, все происходило в Сети. Я недавно узнал о приостановке работы, но все брони, которые существуют, они действуют», — объяснил управляющий.
При этом, как отмечает специалист, в ситуации неопределенности небольшие отели живут еще с 2020 года. Сейчас апартаменты забронированы на все майские праздники. Однако сложно сделать прогноз дальше, чем на месяц, признается Артем.
«Бронирования есть, но не факт, что их не отменят. В общем, пока мы ничего в долгосрочной перспективе не планируем», — говорит управляющий.
О неопределенности в сфере турбизнеса говорит и генеральный директор крымских отелей «Карасан» и «Морская волна» Павел Марциновский. На данный момент, по словам предпринимателя, продажи на курорты полуострова идут очень хорошо.
«У нас задействованы все возможные каналы: турагенты, туроператоры, собственные сети, социальные сети. <...> Пока мы не ощущаем приближения серьезных проблем, но это очень осторожное заявление, потому что зависит от общей экономической ситуации. Отдых — это не хлеб, это не предмет острой необходимости. И в случае ухудшения ситуации люди начнут отказываться от отдыха в первую очередь», — утверждает бизнесмен.
О возможных потерях у среднего бизнеса говорит и Юнис Теймурханлы. По его словам, отели класса премиум пострадают в данной экономической ситуации гораздо меньше, чем более массовый туристический бизнес.
«В бюджетных сегментах такая проблема есть, потому что именно там наиболее чувствительная аудитория, которая может отказаться от путешествий и съездить на дачу, условно говоря. В нашем сегменте трудно допустить, что люди, уже удовлетворившие все базовые потребности, откажутся от отдыха и путешествий. Наши гости — это высокий уровень среднего класса», — объясняет Теймурханлы.
Бюджетный отдых
Представители малого бизнеса, с которым поговорил Daily Storm, признаются, что уход Booking может вызвать определенные проблемы. Так, владелица гостевого дома в Сочи Анна утверждает, иностранные сервисы были наиболее удобными для ее бизнеса.
«С Booking.com и Airbnb было легко работать. Там были всегда менеджеры на связи, которые все объяснят и всегда будут вежливыми. Уровень обслуживания как гостей, так и хозяев, был высоким. Я с другими сайтами не связывалась, сейчас, естественно, буду узнавать. Сама работа была очень удобно поставлена», — говорит Анна.
В качестве альтернативы женщина рассматривает сервисы «Авито» и ЦИАН. Однако очень часто предприниматели сталкиваются там с риелторами, которые вынуждают их покинуть эти платформы.
«У меня подруга как-то раз сдавала через «Авито» жилье. Но была вынуждена оттуда уйти, так как ее оттуда выжили риелторы. Они звонили, бронировали, но люди не приезжали. Но это же, с другой стороны, не сайт для бронирований — это сайт для объявлений. <...> Для нас важно, чтобы риелторы не пропихивались и не портили нам жизнь», — объясняет Анна.
Однако она находит и позитивные стороны. Поскольку границы сейчас закрыты, а людям порой жизненно необходимо отдохнуть на берегу моря, снижения количества туристов не предвидится, считает Анна.
«Люди как ехали, так и едут. Нет такого, чтобы была какая-то паника. Кто на три дня, кто на четыре, кто на пять дней. Если человек живет на севере, ему просто физически необходимо на юг и подышать свежим воздухом. Это не прихоть, это их потребность. И кто может себе позволить, тот едет. Сочи маленький город, а Россия большая», — утверждает владелица гостевого дома.
В начале марта сервисы бронирования Booking.com и Airbnb приостановили свою деятельность на территории России из-за ситуации на Украине. Booking.com занимал 80% рынка онлайн-бронирования, следует из данных ФАС. В 2021 году его официально признали монополистом.
Анастасия Карякина