Как бы выглядел "инстаграм" бренда нижнего белья в СССР
Трусы
На фотографиях начала прошлого века можно увидеть женщин в панталонах свободного покроя длинной до колена. В России такое нижнее бельё женщины носили максимум до 20-х годов. Потом юбки строительниц коммунизма стали стремительно укорачиваться, и брюки, то есть панталоны превратились... в элегантные шорты.
Уже в конце 20-х этот предмет туалета стал напоминать современные пляжные шортики длиной до середины бедра, довольно свободные и широкие. В летнем варианте они были сшиты из шёлка или другой лёгкой ткани, в зимнем — из плотного материала. В таком виде трусы существовали до конца 50-х годов.
Притчей во языцех стали голубые тёплые панталоны, которые выпускала советская промышленность. Актёр Ив Монтан, посетив СССР вместе с супругой в 1956 году, привёз их показать французской публике и устроил советским трусам выставку в Париже. Посетители были в шоке, когда увидели что носят гражданки СССР.
Справедливости ради стоит отметить, что длинные трусы с начёсом зимой были необходимы. Колготки ещё не продавали, и даже в сильные морозы женщины носили чулки на подтяжках, поэтому верхняя часть бёдер оставалась открытой.
Ближе к 60-м годам в СССР стали производить привычные современному человеку слипы на резинке (традиционные трусы, закрывающие ягодицы, с вырезом до середины бедра). Но, как и всё новое, эта модель нижнего белья входила в советское общество со скрипом. Многие долго не могли отвыкнуть от привычных укороченных панталон.
Реальная история, рассказанная историком моды, коллекционером Асей Аладжаловой:
"В 60-е годы в СССР уже вошли в моду короткие юбки и А-образные фасоны платьев. Девочка из семьи рабочих просила совета у своей родственницы, как спрятать под мини-юбку панталоны перед танцами".
В это же время в СССР начали массовое производство купальников и нижнего белья из синтетики. По словам жительниц бывшего СССР, несмотря на все ухищрения, отечественная промышленность проигрывала западными производителям.
Жительница Москвы Мирослава Новикова в 70-е годы работала на фабрике "Красная заря", где шили в том числе нижнее бельё. Она рассказывает, что сама предпочитала покупать бельё из Польши и Венгрии:
— Не могу сказать, что бельё, которое мы выпускали, было некрасивым. Обычные трусы из трикотажа, хлопка или вискозы, встречались даже симпатичные. Но, поверьте, это небо и земля по сравнению с тем, что делали за границей.
По словам бывшей сотрудницы "Красной зари", заграничное нижнее бельё было более носким, отличалось разнообразием цветов и моделей. Но, не выезжая из СССР, достать его было весьма сложно.
Жительница города Санкт-Петербурга Мария Архангельская вспоминает польские трусы под названием "Неделька":
— Это был набор из семи трусов, на каждых был написан день недели по-английски. Трусы с милым рисунком, из чистого хлопка. Купить их в широкой продаже было нельзя. Их или доставали через знакомых, или охотились за тем, что "выбрасывали" в конце месяца.
— В магазинах такие трусы почти не продавались, зато их реализовали с рук поштучно. У меня были трусы со "вторником" и "пятницей", — вспоминает Маргарита Коган, жительница Новосибирска.
Бюстгальтеры
Годом появления бюстгальтера можно считать 1903-й. Тогда произошло историческое разделение корсета на две части, верхнюю — для бюста — и нижнюю — для талии (позднее, превратившуюся в пояс для чулок). Автором новинки стала врач-гигиенист Гош Саро. Благодаря ей в моду вошли платья без классического корсета, где роль последнего выполнял широкий пояс, подпирающий грудь. В России первые бюстгальтеры в привычном нам виде стали появляться в 1910 году.
После революции 1917 года в СССР женского белья производили мало, большинство пользовалось старыми запасами. Производство наладилось только к 30-м годам, тогда же бюстгальтеры стали продавать повсеместно. Их делали из натуральных тканей либо белого цвета, либо с незамысловатым рисунком. В это же время в моду вошли бюстгальтеры в форме конуса, они делали грудь острой и смотрелись, с точки зрения современного человека, необычно.
В конце 50-х годов в СССР началось массовое производство синтетических бюстгальтеров. Бельё стали делать из трикотажа и вискозы. Тогда же появилось больше красителей и лифчики стали выпускать не только в пастельных тонах, но и ярких расцветок.
С изобретением эластичных волокон бюстгальтеры становятся менее жёсткими, меняется их форма — чашечки не отстрачивают по кругу, а выкраивают из нескольких частей. Пояса для чулок и майки также стали делать с эластичными вставками, чтобы добиться большего прилегания к телу.
Впрочем, по воспоминаниям жительниц СССР, и тогда отечественные бюстгальтеры оставались неудобными и некрасивыми.
— Они были грубо сделаны, натирали, заметно выделялись под одеждой, — рассказывает Римма Михайлова, жительница Санкт-Петербурга. Женщины исправно стояли в очереди за жёлто-коричневыми лифчиками из ГДР, которые не шли ни в какое сравнение с советскими.
Ближе к концу 70-х годов бюстгальтеры становятся в разы удобнее своих предшественников: на бретельках появляются регуляторы длины, застёжки делают не только на спине, но и на груди — между чашечками. В это же время становятся модными нательные комплекты — бюстгальтер и трусы или трусы и майка. Чаще всего они были белого цвета и шились как из синтетических, так и из натуральных тканей.
О существовании бюстгальтеров с эффектом пуш-ап жительницы СССР впервые узнали только в 80-х. Такие модели стали привозить в СССР из стран Восточной Европы.
— В середине 80-х годов мы с мужем были в Москве и отстояли огромную очередь за югославскими бюстгальтерами с эффектом увеличения груди, — вспоминает Маргарита Коган, — давали два в одни руки. Один я носила сама, другой продала на рынке.
— Проблема советской промышленности в неповоротливости технологий. Надо было голову разбить об стену, прежде чем модель утвердили бы и запустили в серийное производство, — рассказала Ася Аладжалова, — поэтому даже если интересные модели и придумывали, далеко не всё доходило до потребителя.
Комбинации
В гардеробе каждой советской женщины были комбинации, причём под разную одежду, соответственно, разной длины, цвета, с разными бретельками. Комбинации тогда выглядели как туника из лёгкой ткани свободного покроя, иногда с кружевами.
Как рассказывали эксперты, купить красивую комбинацию в СССР было проще, чем другое бельё. Советская промышленность выпускала их активнее.
Ася Аладжалова, историк моды, коллекционер:
"Большинство современных женщин не понимает смысла ношения комбинаций и нижних юбок. На самом деле с ними одежда лучше сидит, они могут скрывать такие досадные мелочи, как выделяющиеся рельефы лямок нижнего белья. Сорочка — это лишний слой ткани между телом и платьем, она сглаживает, к примеру, линию бёдер, и ткань платья не проваливается между ног при ходьбе.
Школьная форма, к слову, очень кололась, и тёплые кофты и свитера, которые носились на блузки-рубашки во внешкольное время, тоже кусались очень сильно. При этом колючем великолепии комбинация была просто спасением.
— Считалось очень странным не надеть под платье комбинацию. Нам даже в голову такое не приходило, — рассказала Марина Кучерова, — её надевали сверху на лифчик и трусы.
По её словам, верхом неприличия также считалась, когда комбинация виднелась из-под платья или выглядывали хотя бы бретельки. Именно поэтому лямки комбинации часто сшивали с лямками бюстгальтера.
До конца 50-х комбинации были только длинные, чаще всего пышные, иногда с воланами. Фабрики запустили массовое производство комбинаций из синтетики, иногда отделанных модным синтетическим кружевом или с цветочными мотивами и машинной вышивкой. Когда в 60-х годах в моду вошли мини-юбки, появился укороченный вариант комбинации — примерно до середины бедра — полуграция.
Параллельно существовали комбинации, нижние юбки и майки из натуральных тканей. Простые модели и незамысловатые расцветки — в таком виде они выпускались вплоть до 90-х годов 20 века.
Послесловие
Как рассказала нам Ася Аладжалова, женщины в СССР нередко шили бельё у портних. Если удавалось найти ткань и кружево, получались изысканные изделия, не хуже, чем у француженок. Несмотря на это, красивое бельё в ту пору было у немногих:
"Проблема в том, что в те времена многие вообще не видели смысла в красивом белье. На государственном уровне культивировался образ женщины-работницы, воспитанию эстетического вкуса отводилось мало времени. Красивого белья в СССР не было потому, что не существовало общественного запроса на него. А те немногие, кто хотел хорошо одеваться, делали это не благодаря, а вопреки".
Источник: life.ru