USD:
EUR:

Туристы не хотят в гетто: что подкосило фирму Thomas Cook — Bloomberg

Thomas Cook придумала идеальную модель анклавного туризма — отдыхающих свозили на благоустроенные курорты и позволяли им увидеть мир, не покидая зоны комфорта. Но крах туристического гиганта говорит о том, что теперь путешественники хотят большего
Туристы не хотят в гетто: что подкосило фирму Thomas Cook — Bloomberg

В банкротстве компании Thomas Cook Group, основателю которой приписывают создание современной туристической индустрии, винят Brexit, серию неверных управленческих решений и «несовместимый с жизнью» долг предприятия. Но что, если провал Thomas Cook стал предвестником заката эры той туристической модели, которую и придумала сама компания?

Из организатора массовых железнодорожных туров фирма выросла в гиганта, известного на Ближнем Востоке и в Северной Африке как Cook Pasha. Движимый желанием отвлечь среднестатистических британцев от выпивки, баптистский проповедник завлек их возможностью посмотреть мир, не выходя при этом из зоны комфорта. В конце концов компания остановилась на той cамой концепции, которая до сих пор правит бал в индустрии туризма. В 2004 году Роберт Хантер писал о предшественнике современной компании, носившем имя Thomas Cook & Son:

«В основу бизнеса легли «курорты» — специальные места для туристов. Это могли быть невероятно живописные уголки в горах или на побережьях. Регионы с минеральными источниками, куда раньше ездили только на лечение, вдруг заинтересовали и туристов. На курортах можно было найти средства размещения на любой кошелек — от небольших гостиниц до отелей и гранд-отелей с сотнями номеров. Наиболее развитые курорты могли похвастаться тремя типами размещения, несколькими вариантами питания и множеством дополнительных услуг. Чтобы их обслуживать, приходилось нанимать целые армии работников — официантов, поваров, медсестер, терапевтов, гидов и многих других. А чтобы быстро доставить отдыхающих из дома на курорты, развилась целая сеть: корабли, поезда, другие виды транспорта, принимающие компании, офисы и дочерние офисы. Туристические агентства обзавелись собственным штатом сотрудников и четким расписанием. Компании вроде Cook & Son также породили «туристические сезоны» — наиболее подходящее время для путешествий».

Так зародился анклавный туризм, суть которого заключается в следующем: в какие бы экзотические направления ни увозили туристов с курортов, путешествие все равно было устроено по подобию выставки — отдыхающие просто смотрели, но никак не взаимодействовали с объектами, которые им показывали. Профессор из Университета Алабамы Валид Хасбун так описывал этот вид туризма в 2007 году:

«Анклавная модель способствует росту объемов туризма и расширению карты территорий, куда можно отправить путешественников, несмотря на то что там нет необходимых удобств. Анклавный туризм позволяет благоустроить определенные зоны и не развивать инфраструктуру по всей стране».

Thomas Cook положилась именно на такую модель, так как обычно она развивала свой бизнес в странах, в которые когда-то вторглась Британская империя, вроде Египта и Судана. Местные жители, как правило, были враждебно настроены по отношению к европейцам, а особенно — к англичанам. И никто особо не стремился строить инфраструктуру европейского качества, которой могли бы пользоваться все подряд. Так что организаторы поездок решили благоустроить территории самостоятельно и даже дали взятки местным властям, чтобы те не возражали. «Этих осликов спонсирует Cook, этот салат вырастили специально для Cook, так же как и тех птиц, а привязанные у берега кораблики для туристов были построены шейхом на деньги Cook», — писал о работе Thomas Cook в Египте британский журналист Джордж Уоррингтон Стивенс.

Таким образом, ради поддержания своего бизнеса туроператор выстроил целые миры поверх уже существующих мест и культур. Многие до сих пор частенько ездят в эти миры. По данным Британской туристской ассоциации ABTA, в 2018 году 49% выбрали пакетные туры. Большинство из них предпочли такой вид путешествий, потому что «обо всем уже позаботились», остальные — из-за сравнительно низкой цены.

Но и без пакетных туров многие туристы оказываются на таких курортах, потому как вся сопутствующая инфраструктура (аэропорты, отели, возможности для изучения культурных особенностей и развлечения для детей) подстроена под эту модель. И не стоит себя обманывать: даже если мы забронируем себе жилье через Airbnb, мы не скроемся от анклавного туризма, а лишь получим возможность посмотреть на него под другим углом.

В самой Thomas Cook анклавную модель считали бессмертной и полагали, что весь секрет заключается в том, чтобы предлагать туристам разного возраста разные пакеты. В отчете 2019 года представители компании подметили перемены: если раньше люди до 35 лет отдавали предпочтение алкотурам с насыщенной ночной жизнью, то теперь они переключились на йогу у бассейна, сбалансированное питание и модные коктейли. «Современные миллениалы и представители поколения Z следят за своим внешним видом, сторонятся однодневных курортных романов и похмельных завтраков, зато им очень нравятся смузи с ростками пшеницы», — рассказывали в компании.

В Thomas Cook решили отнестись к новым трендам как к очередной прихоти отдыхающих. Повысился спрос на экотуризм? Хорошо, мы больше не будем стирать полотенца так же часто, как раньше, и начнем продвигать наши старые курорты как экологичные. Путешественники хотят более «инстаграмных» впечатлений? Не проблема, мы потрудимся над дизайном отелей и сделаем так, чтобы все самое интересное уместилось на фото в квадратную рамочку. Они хотят соприкоснуться с самобытной культурой? Это уже сложнее, но ведь «самобытная» — это просто рекламный термин.

Статистика пока не подтверждает, что такой подход провален. В большинстве регионов загрузка отелей только растет. Сверхтуризм уже стал проблемой, а вот недостатка отдыхающих пока никто не заметил.

Но что, если запрос на экологичность, простоту, искренность, а также отказ от менталитета колонизаторов — это не просто прихоть? Что, если общество действительно меняется? Тогда крах Thomas Cook представляется символическим событием, знаменующим то, что эра анклавного туризма подошла к концу, и произошло это вовсе не из-за управленческих ошибок или размещения штаб-квартиры не в той стране.

Стыд за перелеты, сопряженные с большим количеством выбросов углекислого газа, уже бьет по бизнесу авиаперевозчиков. Юные путешественники не пытаются обходиться с местным населением в туристических зонах как со своими подчиненными. А запросы молодежи на новые впечатления невозможно удовлетворить с помощью штампованных туристических пакетов. Местные жители все еще готовы брать деньги у туристов, но во многих местах уже можно заметить то же недовольство, которое испытывал британский поэт Уильям Вордсворт относительно массовых туров на поездах в английский Озерный край: «Что до каникулярных увеселений, если люди примечают столь наводненное приезжими направление, то им наверняка подошло бы и любое другое место, что обошлось бы дешевле во всех смыслах».

В то же время даже в бедных странах инфраструктура становится приемлемой и для тех, кто вырос в западных странах. «Непакетные» путешествия, позволяющие увидеть больше нового, стали куда доступнее с развитием онлайн-бронирования. Так что, судя по всему, современные тренды больше не вяжутся с тем, что Thomas Cook предложила еще в XIX веке.

Это не значит, что пляжным курортам, огромным отелям и пакетным турам придет конец. Для них наверняка найдется свое место на рынке, как нашлось оно и для виниловых пластинок. Возможно, они даже останутся достаточно крупной нишей. Но едва ли эта модель сохранит свое былое могущество и верховенство.

Леонид Бершидский

Источник

Также в рубрике
Как объехать пол-Европы за 50 евро, не имея даже телефона, как бабуля зародила любовь к автостопу и другие крутые истории тех, кто путешествует на попутках.
 0

Примеры исторической деревянной застройки в столице сегодня на вес золота

 0