In vino veritas
Как крымские виноделы возрождают отрасль?
На прошлой неделе Евросоюз продлил еще на год санкции против Крыма. В коммюнике, опубликованном на сайте Совета ЕС, отмечается, что ограничения накладываются на инвестиции европейских компаний в Крым и Севастополь, на туристические услуги и экспорт в Крым определенных товаров и технологий. А также на ввоз на территорию Евросоюза произведенной на полуострове продукции. Пожалеем европейцев. Им как минимум год придётся жрать свои гээмошные продукты, запивая пошлым французским кисляком.
Поговорим сегодня о перспективах крымского виноградарства и виноделия. Девизом для нынешней ситуации может послужить библейская фраза "И не наливают молодое вино в старые мехи..." Причем в прямом смысле.
Больше площадь – лучше сбор
"Площадь виноградников в России может быть увеличена в полтора раза, – об этом еще в мае прошлого года заявил премьер Дмитрий Медведев на совещании по развитию отрасли, проходившем на Кубани. – Правительство в целом настроено на то, чтобы оказывать поддержку нашему виноградарству. Субсидии выделяются, другой вопрос – достаточны ли они?"
В унисон с премьером рассуждает и министр сельского хозяйства Республики Крым Виталий Полищук. На одной из пресс-конференций он подтвердил, что в Крыму намечено поэтапное увеличение площадей винограда на 600 и более гектар ежегодно. Это позволит увеличить валовый сбор до 125 тыс. тонн, а к 2020 году до 155 тыс. тонн! Сегодня же показатели сбора винограда скромны: по данным министерства, валовое производство винограда в среднем за последние пять лет составляет 92 тыс. тонн, в благоприятные годы – свыше 100 тыс. тонн. Однако в прошлом году сбор винограда по всем категориям составил всего 70,2 тыс. тонн. Снижение производства министр связывает с "отсутствием воды в Северо-Крымском канале, продолжительной засухой и февральскими морозами".
Требуются новые профессионалы
Что сделать, чтобы сохранить и развить виноградарство и виноделие в Крыму в новых реалиях? На этот вопрос специально для "Нового Крыма" отвечают московские эксперты.
Независимый финансовый директор Татьяна Сапрыкина считает, что быстрые изменения на рынке и одновременно низкая скорость деятельности крымских компаний, разорванные бизнес-отношения, поломанная и сложная логистика – это реалии, в которых крымским бизнесменам приходится работать сегодня: "Крымские вина занимают далеко не первые позиции на винодельческом рынке. Почему? Не отработана техника производства и распространения продукции. А начинать нужно в первую очередь с компании. Необходимо правильно подобрать финансовую и правовую систему функционирования, ведь Крым сейчас живет в новых экономических условиях. Нужно пересмотреть прежние стратегии, оптимизировать процессы, провести риск-менеджмент. Нужно привлечь профессионалов из разных отраслей для развития бизнеса: технологии, управления, экономики, права, логистики, маркетинга. Профессионалы грамотно выстроят все процессы, и тогда крымское вино займет достойное место на рынке виноделия".
Нужна государственная торговая компания
А вот что думает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков о развитии виноделия в Крыму:
"С экономической точки зрения крымские виноделы лишились существенного рынка сбыта на Украине. Поставки вина на прилавки магазинов основной территории России осложнены фактической невозможностью транзита грузов из Крыма в Россию через территорию Украины. Также нормативная база на Украине отличалась от российской, поэтому виноделам, очевидно, нужно время для перехода на российские стандарты.
Получается, для поддержания виноделов Крыма целесообразно создать государственную торговую компанию. Такая компания могла бы покупать вино, ранее предназначавшееся на украинский рынок, что позволило бы крымчанам сохранить виноградники.
Второй функцией могло бы стать оказание услуг по перемещению продукции из Крыма в Россию через Азовское море (без перехода права собственности на товар). Отправлять грузы мелкими партиями довольно дорого, а такая компания могла бы консолидировать товарные партии от разных виноделов и перевозить их значительно дешевле.
Еще одной функцией, которую могла бы взять на себя государственная торговая компания, является представление интересов крымских виноделов на переговорах с крупными российскими ритейлерами. Очевидно, что крупный поставщик с государственной поддержкой добьется больших успехов в продвижении продукции российским потребителям, чем множество небольших разрозненных компаний.
Сами производители винной продукции для поддержания необходимого уровня дохода могли бы брать пример с некоторых зарубежных и российских производителей. Например, российская компания "Абрау-Дюрсо" создала в непосредственной близости от собственных виноградников и винзавода полноценный современный центр винного туризма с хорошей транспортной доступностью и качественным отельным продуктом".
Не искать оправданий
Теперь предоставим слово земляку. На вопросы "Нового Крыма" отвечает доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заместитель руководителя Представительства Российской академии наук в Крыму Федор Адамень (на фото). Ученый большую часть жизни проработал в Крыму и ситуацию знает от и до – и не только в теории. Помимо высоких кабинетов (трудился на должности академика-секретаря), он работал главным агрономом, председателем колхоза, председателем райисполкома, директором опытной станции.
– Когда крымский виноградарь объясняет свой скромный урожай нашествием филлоксеры или недостаточностью воды для полива из-за перекрытия Северо-Крымского канала – скорее всего, перед вами лодырь, оправдывающий свою бесхозяйственность, – считает Фёдор Фёдорович. – При правильном уходе даже пораженные филлоксерой виноградники будут родить, тем более существует немало устойчивых к этому вредителю сортов. И отсутствие воды в канале опытного виноградаря должно волновать меньше всего. Дело в том, что виноград имеет глубину корневой системы до двенадцати метров! Если вести правильную обработку почвы, то накопленной за осенне-зимний период влаги вполне хватит: в Крыму более 90% виноградников неполивных.
Крымский взгляд
Для успешного виноградарства в Крыму, по мнению Федора Адаменя, прежде всего необходимо развитие науки:
"Научная база у нас есть, ведь когда-то магарачский институт винограда и вина был основным и ему подчинялись все профильные институты Советского Союза. Правда, оборудование в Магараче осталось на уровне семидесятых. Поэтому необходимо на базе института создать современный селекционно-генетический центр, чтобы создавать сорта, приспособленные к быстроменяющемуся климату".
Науку, по мнению ученого, нельзя разделять с практикой: "За виноградом следует ухаживать, как за ребенком. Нужны не сезонные "няньки", а постоянные. Ведь для успешного урожая важно всё: подготовка почвы, правильная посадка, обрезка, формировка кустов, борьба с болезнями. Нужно так следить за виноградником, чтобы он служил пятьдесят лет, не меньше! Сегодня это под силу разве что крупным хозяйствам, ведь заложить один гектар хорошего винограда стоит 10 тысяч долларов. У крестьянина таких денег нет, к тому же посадить пару гектаров винограда – себе в убыток: необходимо минимум 25 га, чтобы перекрыть затраты. Нужны инвестиции под посадку".
Не менее важна и заинтересованность крестьянина в результатах своего кропотливого и добросовестного труда:
"Чтобы было выгодно заниматься виноградарством (и не только), надо изгнать из цепочки "производитель – рынок" перекупщика. Сделать так, чтобы от производителя до покупателя надбавка не превышала 13%. Это число взято не с потолка: такой процент отлично зарекомендовал себя в советские времена".
Что пить в Крыму
Завершим беседу на лирической ноте. Ведь наверняка после прочтения этой статьи вам захочется отведать винограда или пригубить бокал великолепного крымского вина? А какое вино в Крыму лучше пить? Спросим об этом у Фёдора Адаменя, нашего эксперта.
"Универсального совета, разумеется, быть не может, – улыбается ученый. – Тут дело вкуса и пристрастий. То, что нравится мне, может не нравиться другому. Повторюсь, это очень субъективно... Но вопрос был задан, поэтому я расскажу, что предпочитаю я. Шампанское – только по праздникам, креплёное – не больше напёрстка. Коньяк – это больше производное спирта, чем вина. Для меня лучшие виноградные вина – сухие. Тот же "Магарач". А в последнее время радуют инкерманские вина. И если вы не тонкий знаток марочных вин, можете смело брать любое, даже ординарное сухое вино инкерманского производства. Давайте смотреть не на выдержку, а на качество. А качество этого натурального вина превосходное".
"Наверное, ваше любимое вино – каберне?" – предположил я.
"Каберне вообще не вино! – воскликнул эксперт. – Это лекарство, способствующее кровообразованию и очищению сосудов. Но в любом лекарстве главное – не переборщить с дозой".
Источник: newc.info