Музейное дело Петра Первого
Владимир Путин пообещал поддержку краеведческим музеям страны
Вчера президент Владимир Путин пообещал поддержку краеведческим музеям страны. По словам главы государства, программа по развитию внутреннего туризма нужна и для того, чтобы людям, посещающим краеведческие музеи и изучающим их экспозиции, было интересно. «Только так, наверное, можно продвигать идеи, ради которых эти учреждения создавались»,– считает президент.
«Если мы – федеральные органы власти вместе с министерством культуры и администрацией президента – можем оказать содействие из Фонда культуры и вам непосредственно, мы будем очень рады»,– заявил он.
Забавно, но о поддержке музеев господин президент заговорил в год 300-летия петербургской Кунсткамеры, что можно счесть либо совпадением, либо тонким намёком на некие исторические параллели.
Кунсткамера (от немецкого слова «Kunstkammer») – кабинет редкостей и искусства. В России она была основана Петром I в 1714 году, а открыта в 1719 году в Петербурге.
В 1727 году она была размещена в специально построенном для неё здании, в котором располагается и поныне.
Что такое кунсткамера? Она отличается от музея систематическими коллекциями тем, что представляет собой собрание исторических и художественных диковинок. Они ценны своей редкостью, необычностью или отношением к тому или иному историческому событию, либо исторической личности.
Пётр познакомился с собраниями редкостей в Европе, где кунсткамеры существовали при дворах западных монархов c XVI века. Многие из европейских властителей того времени считали необходимым иметь кунсткамеру при своём дворе, включающие в себя коллекции предметов из слоновой кости, янтаря, эмали, стекла, коллекции оружия и даже музыкальные инструменты. Например, в Италии знаменита была кунсткамера Казима Медичи (XVI век), а в Тироле была известна кунсткамера герцога Фендинанда Австрийского, которая позже была перенесена в Вену. А в Дрездене кунсткамера была основана в 1621 году курфюрстом Августом II (союзником Петра в политической борьбе против шведского короля).
Петровская кунсткамера первоначально объединяла личные коллекции российского императора, которые были приобретены им в Западную Европу, куда Петр часто наведывался после Полтавской битвы. Позже кунсткамера стала пополняться этнографическими и археологическими коллекциями. В 1724 году кунсткамера вошла в состав императорской Академии наук, учреждённой Петром I и превратилась в комплексный музей.
В 1830-е годы ввиду обилия постоянно пополнявшихся материалов она была разделена на ряд отраслевых музеев – анатомический, этнографический, ботанический, зоологический и др. Но именно с кунсткамеры пошло (как и многое с петровской эпохи) музейное дело в России.
А как формировалась Кунсткамера в Петербурге? Непосредственно указами Великого преобразователя. В этом отношении характерен именной указ Петра от 13 февраля 1718 года «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Коммендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафах за утайку»:
«Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так в зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех Государствах сбираются для диковинки, чего для пред несколькими летами уже указ сказан, чтоб такие приносили, обещая платеж за оные, которых несколько уже и принесено, а именно: два младенца, каждый о двух головах, два, которые срослись телами. Однакож в таком великом Государстве может более быть; но таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действа диявольскаго, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо един Творец всея твари Бог, а не диавол, которому ни над каким созданием власти нет; но от повреждения внутренняго, также от страха и мнения матерняго во время бремени, как тому многие есть примеры, чего испужается мать, такие знаки на дитяти бывают; также когда ушибется, или больна будет, и прочее.
Того ради паки сей указ подновляется, дабы конечно такие, как человечьи, так скотские, звериные и птичьи уроды, приносили в каждом городе к Коммендантам своим: и им за то будет давана плата, а именно: за человеческую по 10 рублей, за скотскую и звериную по 5, а за птичью по 3 рубли, за мертвых; а за живыя, за человеческую по 100 рублей, за скотскую и звериную по 15 рублев, за птичью по 7 рублей; а ежели гораздо чудное, то дадут и более, буде же с малою отменою перед обыкновенными, то меньше. Еще ж и сие прилагается, что ежели у нарочитых родятся, и для стыда не захотят принести, и на то такой способ, чтоб те неповинны были сказывать, кто принесет, а Комменданты неповинны их спрашивать: чье, но приняв, тотчас деньги дав, отпустить. А ежели кто против сего указа будет таить, на таких возвещать; а кто обличен будет, на том штрафу брать вдесятеро против платежа за оныя, а те деньги отдавать изветчикам.
Также ежели кто найдет в земле, или в воде какия старыя вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или и такия, да зело велики или малы перед обыкновенным, также какия старыя подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно: також бы приносили, за что давана будет довольная дача, смотря по вещи; понеже не видав, положить нельзя цены. Вышепереченные уроды, как человечьи, так и животных, когда умрут, класть в спирты; буде же того нет, то в двойное, а по нужде в простое вино; и закрыть крепко, дабы не испортилось; за которое вино заплачено будет из аптеки, особливо».
Как видим, комендантам было поручено за плату собирать «мертвечину» за одну плату, а за «живого монстра» – за другую, бОльшую.
Живые люди с, как принято сегодня говорить, отклонениями в развитии, действительно являлись своего рода экспонатами кунсткамеры, параллельно отчасти служа там – предлагая, к примеру, посетителям чашку чая. Важно, что Пётр смотрел на эти «экспонаты» как своего рода материалист. Он не считал людей с отклонениями «проделкой диавола», как бы призывая подданных смотреть на «странности» в развитии человека здраво, а не через призму суеверий и предрассудков.
Фактически кунсткамера стала основой развития современных музеев, что символично.
Источник: om-saratov.ru
Фоторепортаж о полуразрушенном соборе в Троицком селе Свердловской области
До конца 2015 году эксперты Роскомнадзора предложили разработать "методические рекомендации по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки"