USD:
EUR:

О прошлом, настоящем и будущем ВДНХ

ВДНХ станет крупнейшим выставочно-музейно-рекреационным кластером

О прошлом, настоящем и будущем ВДНХ

В августе ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ отмечает 75-летие. К юбилею территорию выставки почистили, рекламные растяжки убрали, павильоны на скорую руку отремонтировали, многочисленных лоточников с шубами выгнали, уличные забегаловки, идущие вразрез с минимальными требованиями гигиены, закрыли. Это только первые шаги к возрождению ВДНХ, предпринятые московскими властями.

От ВСХВ к ВВЦ и обратно

За 75 лет существования облик ВДНХ неоднократно менялся. 1 августа 1939 года открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, соответствующая требованиям эпохи коллективизации, индустриализации и прочих сталинских реформ. Война затормозила развитие: вернулись к выставке лишь в конце 40-х. Тогда были построены основные павильоны (нынешние «Армения», «Кыргызстан», «Беларусь» и др.), по-новому оформлен главный вход, изящная модернистская арка-ангар павильона № 32 (сейчас — «Космос») была дополнена обильно декорированными фасадом и куполом. Обновленная выставка открылась в свой 15-летний юбилей. От прежнего модерна не осталось и следа — все соответствовало канонам позднего сталинизма с его монументальностью, обилием декора и позолоты.

Но уже в декабре 1954-го, после смерти главного идеолога стиля, была провозглашена «борьба с излишествами» и культом личности. 25-метровый памятник Сталину, находившийся у павильона «Космос», убрали и, по легенде, закопали где-то на территории выставки. Ажурный декор начали обшивать серыми панелями.

В 90-х ВДНХ переименовали во Всероссийский выставочный центр. Эпоха первичного накопления капитала превратила выставку в рынок: павильоны снимают «челноки», завешивая лепнину шубами и скрывая исторический паркет за лотками с ширпотребом.

Парк аттракционов или архитектура?

В 2010 году тогдашний гендиректор ВВЦ Иван Малахов объявил, что собирается ужать выставочную часть и построить пару бизнес-центров и гостиниц. Пришедший на его место ++ дополнил проект парком аттракционов. Общественность забила тревогу: посетители были против офисов, «Архнадзор» боролся за сохранение исторического облика (подробнее об этом проекте — в «Труде» от 17.01.2012).

В январе 2014 года было решено передать в ведение московских властей всю территорию ВВЦ и большинство объектов. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин объявил о слиянии ВДНХ с парком Останкино и Ботаническим садом (который, тем не менее, остался в ведении РАН) в единую рекреационную зону в 540 гектаров, вернул выставке старое название и обязал «освежить» территорию. Успеть нужно было к 75-летию.

Успели многое: снесли более 300 незаконных построек — ларьков и закусочных, — убрали рекламу, выгнали торговцев, наспех отремонтировали павильоны, восстановили Зеленый театр, запустили неработавшие фонтаны. С «Вычислительной техники» сняли белые панели, за которыми открылись фасады павильона «Азербайджан», чьи цветные орнаменты и росписи даже не потребовали реставрации.

Ремонт сулил и еще одну важную находку — в главном павильоне обнаружили грандиозное панно Евгения Вучетича «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» (90 м2), созданное в 1953 году и считавшееся утраченным.

Рай нового человека

Перспективы развития ВДНХ пока туманны — четкую концепцию, к созданию которой привлекли одного из основателей института дизайна и архитектуры «Стрелка» Илью Осколкова-Ценципера и создателя музыкального фестиваля «Пикник «Афиши» Юрия Сапрыкина, обещают представить лишь в 2016 году. Ценципер и Сапрыкин от комментариев пока отказываются: рано.

«Все хотят видеть на ВДНХ три основные функции: спорт, образование и музейно-познавательную составляющую», — рассказал новый гендиректор выставки Владимир Погребенко. Но есть и другие предложения. Архитектурный критик Григорий Ревзин предлагает сделать на ВДНХ глобальный выставочный центр. Самый радикальный вариант — у блогера Ильи Варламова. «На ВДНХ надо делать большой тематический парк, посвященный СССР, — написал он в своем «Живом журнале». — Сюда можно перевести кучу маленьких музеев: ФСБ, Центрального телеграфа, ГУЛАГа или очень хороший — советских игровых автоматов». В довершение картины Варламов предлагает перенести на ВДНХ и «Мавзолей с трупом Ленина — раз его никто не хочет закапывать».

Этот план скорее из области фантастики. Более реалистично выглядят предположения (они же опасения), что ВДНХ превратится в новый парк Горького, где развлекательная составляющая затмит культурную. Тревоги понятные, но, думается, необоснованные — вряд ли модные закусочные и йога по утрам смогут затмить грандиозный архитектурный ансамбль, которому обещают вернуть первоначальный вид.

Но возвратится, похоже, и исконный дух ВДНХ 30-х годов — на новом уровне, разумеется. В 30-80-е годы ВДНХ была воплощенным раем, который должен был настать как итог долгого строительства социализма. Когда прилавки пустовали, здесь всегда были и вкусное мороженое, и разные виды колбасы, и стеклянные троллейбусы из будущего... Собственное мороженое у ВДНХ, кстати, уже появилось — вкусное, как в детстве. Начали возрождать и легендарный животноводческий городок — в формате модных нынче экокурортов. Зимой на месте главной аллеи обещают залить крупнейший в Европе каток. Настолько большой, что для его освещения планируют использовать объекты с церемоний открытия и закрытия сочинской Олимпиады. Вместо шашлычных уже открывают стильные закусочные со здоровой едой — никакой шаурмы. Нет на ВДНХ и ни единого рекламного щита. Зато велопарковки и велодорожки. Разве не таким представляют себе рай жители Москвы, всей России, да что там — всего мира?

Голос

Ирина Гордина-Невмержицкая, заместитель генерального директора ВДНХ

— ВДНХ станет крупнейшим выставочно-музейно-рекреационным кластером. Выставочное направление будет одним из приоритетных, но говорить о проведении здесь масштабных выставок мирового уровня пока рано. Как ни парадоксально, недостаточно площадей, проведение временных выставок в старых павильонах невозможно. Возможно, в будущем построят дополнительные площади — разумеется, вне исторической зоны.

Национальные павильоны будут постепенно передаваться в аренду бывшим советским республикам на льготных условиях — 1 рубль в год, срок договора — 50 лет. Уже действуют дома Армении, Киргизии, Белоруссии; подписан договор с Абхазией, на подходе — Азербайджан и Казахстан. Павильоны должны стать визитной карточкой стран.

Также будет введена льготная аренда и других павильонов по уже разработанной московским правительством схеме — 1 рубль в год на 49 лет. При условии детальной научной реставрации здания. По этой программе будет отреставрирован павильон «Золотой колос».

Источник: trud.ru

Также в рубрике

Будущий центр современного искусства отстоял участок на побережье, находившийся в аренде у «Газпрома»

 0
Российские специалисты намерены участвовать в создании музея Пальмиры в качестве следующего шага после утверждения проекта реставрации Триумфальной арки, которая была взорвана в 2015 году
 0