Что не так с «иммерсивным» спектаклем «Дом 19|07»
Слово «иммерсивный» за прошедший год стали приставлять едва ли не к каждому спектаклю, хоть немного выходящему за пределы традиционной сцены
Вообще-то, это очень здорово. Рядом с Арбатом, в Денежном переулке, практически из пепла силами общественной организации восстановили старинный деревянный особняк. И, чтобы предъявить его населению, устроили не день открытых дверей и не заурядную экскурсию в бахилах, а спектакль. Более того — иммерсивный. Это когда зрителям предоставляется полная свобода перемещения по всему зданию, при этом разные части одного необъятного действия происходят одновременно в нескольких пространствах.
Авторская и исполнительская команда состоит из постоянных участников проектов компании Stage Entertainment, занимающейся постановкой классических мюзиклов и ледовых шоу. А в роли продюсерской компании выступил Региональный фонд социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия, который и отреставрировал здание. Цель каждой культурной затеи фонда — популяризация конкретного памятника деревянного ампира — Дома Поливанова.
Сюжет двухчасового спектакля, хотя и закручен вокруг дома, не имеет никакого отношения к прошлому конкретного особняка (что было бы интересно, учитывая его богатую историю) — это полностью самостоятельное сочинение. Молодой франт Евгений приезжает погостить к знакомому старику и влюбляется в его дочь-красавицу Варвару. Пока у молодых закручивается роман, старик проигрывает в карты все состояние, включая этот самый особняк — единственное приданое дочери, которая уже готова под венец.
Когда в названии спектакля присутствует числительное, это что-то да значит. В популярной дилогии МХТ им. Чехова «19.14» и «Светлый путь. 19.17» названия напрямую связаны с содержанием спектаклей: Первая мировая война, Октябрьская революция. О том, какой год на дворе в случае с «Домом 19|07», догадаться можно только из названия. С событиями бурного 1907 года спектакль никак не связан; а любовная интрига плюс проигранное в карты имение — набор из арсенала драматурга середины XIX века. Так что почему в названии присутствует именно цифра 1907 — загадка без ответа.
Иммерсивным спектакль зовется по уже традиционной ошибке. Как в «Черном русском» Максима Диденко и «Пиковой даме» Александра Легчакова, которые тоже позиционируются как иммерсивные, здесь нет главного компонента этого популярного во всем мире театрального формата — свободы перемещения зрителей. Зрителям зачем-то выдают маскарадные маски, тут же прилипающие к потеющему лбу, делят всех на небольшие группы и принимаются водить гурьбой из комнаты в комнату, где показывают драматические и музыкальные сценки. Такого типа зрелище называется променад-театром.
Главная проблема, впрочем, не в терминах и даже не в примитивной драматургии. Променад-театр как модель знакомства публики с внутренней архитектурой особняка — уместный ход, особенно учитывая большой список запретов и ограничений, связанных с нахождением внутри памятника архитектуры. Лобовая мелодраматичность выглядит даже свежо на фоне московских спектаклей в особняках, сюжет которых понятен, кажется, только тем, кто предусмотрительно ознакомился с литературными первоисточниками. Остается последнее — исполнение; вот тут совсем беда. Артисты играют топорно, не гнушаясь заламыванием рук, сверкающими взглядами исподлобья и павлиньей походкой. Набор грубых приемов, подходящих для большой сцены музыкального театра, комично нелеп в камерной обстановке. Голоса у всех сильные, что особенно заметно, когда экспрессивные пассажи пропеваются буквально вам в лицо.
Спектакль разворачивается почти во всех помещениях дома на двух этажах. Один показ вмещает 51 зрителя
Спасти положение могла бы работа художника, но в этом плане все еще печальнее. Если в одном зале сооружена громоздкая птичья клетка с символически разломанными прутьями, то в детской комнате по соседству расставлены вполне буквальные игрушки и кроватки, а в остальных местах вообще торжествует бытовой аскетизм: столы да стулья. Время от времени в ход пускаются видеопроекции в низком разрешении с предательски выдающимися пикселями.
Из-за вычурного сине-красного освещения атмосфера из домашней превращена в эзотерическую. Интерьеры все свежие, двери белые и массивные, в полу имеются ограничители, совсем уж не из начала ХХ и тем более XIX века. В стенах — розетки и выключатели в эстетике евроремонта. Ступени лестницы, ведущей на второй этаж, аж блестят. Чтобы выносить вердикт относительно качества реставрации, нужно быть специалистом, но если восстановленный дом хотя бы приблизительно таков, каким он был сто (или двести?) лет назад, то надо признать, что со вкусом у поручика Поливанова было не очень.
В конце концов про сам дом, который хотели показать создатели, ничего не понятно. В кульминации героиня по имени Софья оборачивается к публике и сообщает, что один из героев — это ее прадед, на дворе XXI век, а сама она живет в этих стенах уже тридцать лет безвылазно. Классно, но где тогда история про пожар в начале 2000-х, почти полностью уничтоживший особняк? Или про школу радистов, располагавшуюся тут раньше? Ах да, это же вымышленная история.
Спектакль позиционируется как «первый в России театральный сериал в иммерсивном формате». Под словом «сериал» понимается не комплект спектаклей, связанных общей драматургией или концепцией, а попросту возможность многократного посещения одного и того же мероприятия, только в составе разных групп, а значит, набор эпизодов будет несколько отличаться. Но даже в том случае, если впоследствии появятся новые серии шоу «Дом 19|07», первым в своем роде оно все равно не будет. Существует же проект — на самом деле иммерсивный — «Вернувшиеся», вторая часть которого уже идет в Петербурге под названием «Безликие».
Констатировать неудачу досадно. И не только потому что проект независимый, а это важно. И не только потому, что артисты Stage Entertainment — редкого уровня профессионалы, просто заточенные под совершенно иную модель театра. Волна иммерсивных шоу действительно привлекла внимание новой публики к театральному процессу в целом и раскочегарила территорию независимого театра. Теперь всякий желает испытать на себе, что же это за новомодное явление. И вот гипотетический зритель отправляется за новыми ощущениями на спектакль «Дом 19|07». А получает настолько старые, что, кажется, лучше уж смотреть все то же самое, только сидя в зрительном зале того или иного государственного академического.
В доме на Большой Пироговской улице писатель проживал с 1927-го по 1934-й