USD:
EUR:

Ключевой музей

Забытая история России: павловские замки

Текст: Андрей Полунин
Фото: Дмитрий Жданов

Ключевой музей

«Свободная пресса» продолжает серию публикаций, посвященных павловскому замку – забытой странице культурной истории нашей страны. Висячие замки, производимые в Павлово-на-Оке, были таким же брендом дореволюционной России, как гжельская керамика, костромские ювелирные украшения, каслинское литье или кузнецовский фарфор. Мы уже рассказывали об истории Павловских замков. Сегодня мы о единственном в РФ частном музее старинных замков и ключей в Тарусе.

Наш собеседник – основатель музея, коллекционер Дмитрий Жданов.

– В 1994 я открыл в Москве мастерскую по изготовлению ключей. Чтобы украсить витрину, решил повесить пару-тройку старинных ключей. Поехал на вернисаж в Измайлово. Нашел ключи – мне они показались необыкновенными, огромными. Купил, разложил на витрине – понравилось. Поехал докупить еще. Так и началась коллекция.

Тарусский коллекционер Дмитрий Жданов

В первый год я собирал только ключи. Но вскоре начал понимать, что ключ без замка – что-то неполноценное. С годами коллекция пополнялась артефактами, будь то замок, ключ, или какой-то документ, или упаковка из-под замка. Все, чтоб было связано с замками и ключами, я покупал: всевозможные открытии, редкие фотографии, вплоть до подарочных значков, которые выпускались в СССР, в виде павловских силуэтных замков.

Должен заметить, в СССР государство занималось и изданием каталогов музеев, и популяризацией различных направлений музейной деятельности, в том числе, связанной с замками – выпускало календари, открытки, брошюры. Сейчас ничего подобного нет.

«СП»: – Как в вашу коллекцию попадали замки?

– Мне, как правило, все само приходило в руки. Мой друг, ныне покойный Михаил Суров, был известным вологодским коллекционером, и многие предметы я покупал с его помощью. Он с экспедициями ездил по Вологодской и Архангельской областям. У него имелось примерно десять автомобилей, которые разъезжали по Вологодчине, и скупали старину. Это было его хобби.

Очень многое покупалось на вернисаже в Измайлово, в антикварных магазинах Москвы, в местных лавочках городов Золотого кольца, на русском Севере.

«СП»: – С каким замком связана самая яркая история?

– В 1999-м у меня была мастерская на Старом Арбате. Всякий раз, когда я приезжал ее инспектировать, заодно проходил по антикварным арбатским магазинчикам. Как-то перед самым Новым годом я зашел в один из магазинов, и увидел там замок мастера Федора Карягина, выставленный на продажу. Этот мастер жил в селе Павлово, имел небольшую семейную артель, и делал очень качественные, необыкновенные по форме и механизмам замки.

Замок, который я увидел и купил, был сделан для Нижегородской промышленной выставки-ярмарки 1896 года, и завоевал на ней серебряную медаль – на замке выгравирована соответствующая надпись. Внешне это крупный замок весом около восьми килограммов. С обеих сторон на нем выгравированы медали артели Карягиных, которые она получила в течение своей трудовой деятельности в XIX веке: медаль «За труд и успех», поощрительные медали Николая II и Александра III.

Замок шел с одним-единственным ключом. Механизм замка был настолько серьезным, что сделать дубликат ключа, или подобрать его было невозможно. В замке имелось 12 сувальд, и на ключе – 12 ответных секретов. Добавлю, что замок был в идеальном состоянии, и работал как часики.

Механизм секретный накладного «приворотного» замка, Россия, XIX век.

Сказать, что я был доволен покупкой – ничего не сказать. Я был счастлив - такой предмет можно выставлять в любом музее мира.

В конце недели я поехал на вернисаж в Измайлово. В то время там была еще и барахолка, где люди торговали товаром, разложенным прямо на земле, на газетах. И вот, на земле, у какой-то старушки, вижу ключ. В очень хорошем состоянии, и формой – бородкой с 12-ю секретами, головкой – поразительно похож на ключ от карягинского замка. Я его, конечно, купил, причем за символические деньги. Мысли, что это на самом деле второй ключ, я отбрасывал: карягинский замок продавался в магазине на Арбате, и всегда был с одним ключом, со слов хозяина антикварного магазина. А здесь – ключ с помойного развала. Но приехал домой, и первым делом стал сравнивать ключи. Они оказались абсолютно идентичными. Я не без волнения вставил «бабушкин» ключ в замок – и он открылся. Получается, изначально у замка было все-таки два ключа, как у хорошего сейфа. Но только через 100 с лишним лет оба ключа снова оказались вместе с замком – так, как когда-то задумал мастер.

Когда я рассказывал эту историю на Арбате, мне не верили. Я специально показывал и замок, и оба ключа – и тогда знакомые антиквары испытывали легкий шок.

В Костромской области мои знакомые как-то проезжали на машине в каких-то трущобах мимо гаражей. Видят – на гараже висит огромный старинный замок. Они позвонили мне, примерно описали, как он выглядит. Я попросил найти хозяина гаража, и замок выкупить. Хозяина нашли через соседей, поехали к нему домой, договорились на хорошую сумму денег – и забрали замок. Это оказался винтовой замок 40-60 годов XIX века, изготовленный на русском Севере, предположительно в Устюжно-Железнопольском уезде Новгородской губернии. Он до сих пор у меня в коллекции.

Силуэтные замки (знаки зодиака: стрелец, близнецы, лев; герб России, музыкант, дева, гусар). Артель графа Н.П. Шереметева, село Павлово, Нижегородская губерния, середина XVIII века.

Я, кстати, давно подметил странную особенность. Если мне попадается редкий замок, клейменный мастером, то, как правило, в ближайшее время попадается второй – тоже редкий – замок этого мастера. Проще говоря, редкие замки, увидеть и купить которые можно раз в несколько лет, всегда приходят парами.

«СП»: – Расскажите об этих случаях?

– Два года назад на интернет-аукционе я купил очень редкий замок павловского мастера Берникова. Это и мастер редкий, и механизм по конструкции уникальный. Мне он обошелся в 10 тысяч рублей. Я получил посылку на почте, распаковал ее в машине, стал рассматривать клейма – они оказались в отличной сохранности.

В тот же день проезжал я мимо антикварного магазинчика на Донском подворье. Держит его мой знакомый, и в этом магазине я появляюсь примерно раз в год. Если там появляется что-то интересное, хозяин обычно звонит мне сам. Захожу и вижу – необычный замок, я таких еще не видел. Цена была немаленькая – несколько тысяч долларов. Взял я замок, смотрю – на нем клейма того же мастера Берникова. Я, конечно, позвонил директору, мне сделали хорошую скидку – и я его забрал.

Получилось, что два замка одного мастера встретились. При этом, Берников – не Варыпаев или Рыженков, которые клеймили замки сотнями. У Берникова каждый замок был произведением искусства, и делался в единственном экземпляре.

Или другой случай.

В середине XIX века в Павлово работал мастер Кривдин. Он делал зооморфные замки в виде животных – лошадок, барсов, рысей, зайцев. Но была у этих замков отличительная черта – все они были сделаны из стали. Обычно зооморфные замки делались из латуни – их изготавливали Рыженков, Шлыков, братья Чилины. И только Кривдин делал стальные, с латунной инкрустацией: барс был украшен пятнами, лошадь – упряжью. Вещи необыкновенные получались.

Замки Кривдина чрезвычайно редкие. Один такой замок появляется на глобальном антикварном рынке раз в несколько лет. Некоторых – например, в виде зайцев – я не встречал никогда за 20 лет занятий коллекционированием. Барсов Кривдина на своем веку я видел только дважды. Лошадок было больше – штук шесть-семь. И одна рысь, правда, с отрезанными ушами.

Словом, замки с клеймом Кривдина – редчайшие вещи, их нет даже в специализированных каталогах. Железная лошадка Кривдина имеется в Германии, в музее Фельберта, а в Австрии, в частном музее в Граце, имеются кривдинские барс и лошадка. Правда, выставлены они в галерее Ирана.

И вот, в начале 2000-х, на вернисаже Измайлово мне предложили кривдинского барса – его продавал известный московский антикварщик. Я купил этот замок. Прошло две недели – и появляется второй барс, точно такой же, в отличном состоянии, но уже без ключа. Я, естественно, и его купил. С тех пор прошло 13 лет, и больше замки Кривдина мне не попадались.

«СП»: – Много ли сегодня на рынке интересных замков?

– Раньше замки продавались на вернисаже, антикварных рынках, за ними ездили в экспедиции вглубь страны. А сейчас все продается на интернет-аукционах: «Молоток», «Авито», eBay. Причем, на мой взгляд, антикварный рынок замусоривается. Продают либо вещи, которые антиквариатом смешно называть, либо металлолом, либо подделки.

У меня недавно был случай: приехал я на вернисаж, и купил ключ с очень интересным двойным солярным знаком (символ солнца). Отдал за него восемь тысяч рублей. Вообще-то, такой ключ может стоить и тысячи долларов. Вот, думаю, удачная покупка. Продавец предупредил: мы кое-что подпаяли. Я посмотрел – хороший, крепкий ключ, следов пайки не видно. Думаю: молодцы, аккуратно отреставрировали уникальный предмет.

Я, когда замки и ключи покупаю – а они обычно ржавенькие – провожу реставрацию. Очищаю, смазываю механизм. Реставрировать всю коллекцию нужно раз в пять-десять лет, в зависимости от климата – иначе механизм замка окислится, заржавеет и перестанет работать.

 

Cилуэтный замок «Герб России». Артель графа Н.П. Шереметева, село Павлово, Нижегородская губерния, середина XVIII века.

Начинается процесс реставрации с удаления ржавчины: на пару суток изделие посещается в специальный состав. Точно так я поступил и с моим новым ключом. Через двое суток вынул его, начинаю мыть щеткой, и ключ начинает в руках сжиматься в какую-то липкую субстанцию. Оказалось, внутренний солярный знак был сделан из бумаги, пропитанной каким-то составом. Причем, в момент покупки знак выглядел абсолютно как настоящий – я его только магнитом не проверил. Я был в шоке. Если бы ключ купил кто-то другой, и просто повесил бы его на стену, подделка не обнаружилась бы еще много лет, или вообще никогда.

К чему я говорю? Подделок множество, они очень качественные и сделаны профессионалами. Очень много поддельных старинных замков привозят из Китая, из Индии. Такие замки в интернете продаются под видом русских замков – и многие на этом попадаются.

«СП»: – Какие замки вы бы приобрели не задумываясь, за любые деньги?

– Ожерелье из так называемых ошейных замочков из коллекции Екатерины II. Где оно сейчас – доподлинно неизвестно. Это уникальная вещь. Возможно, где-то лежит, ждет своего часа.

Еще меня интересует такой момент. На Руси всегда были символы: корона, скипетр, знамя – это общеизвестно. Но мало кто знает, что был еще и символический ключ от России. Он был еще при Алексее Михайловиче, этот ключ описан в летописях.

Символический ключ в Европе есть у любого города. И от Москвы был ключ, который в Отечественную войну 1812 года сдали Наполеону. Был и ключ от России. Куда он делся?!

«СП»: – Расскажите о коллекции, которая выставлена в Тарусе?

– В моей экспозиции – а это около 1300 предметов – представлены эпохи развития замочного дела на Руси. Это первые замки, которые встречаются, начиная с IX века – механизмы и детали замков, представленные в одной витрине. В этой же витрине – более древние детали и ключи замков античных времен, обнаруженные на территории России.

Представлены и разные типы замков, например, винтовые, от самых маленьких до весьма крупных, павловские замки, в том числе с клеймами мастеров. Отдельная витрина посвящена ключам с солярными знаками – оберегами.

Замок навесной с ключом; с его помощью стреноживали лошадей. Ковка, Россия, XVIII век.

Имеются и античные ключи-кольца, предположительно из Крыма, и зооморфные замки XII-XIV веков, найденные на археологических раскопках – всевозможные лошадки, олени, волчки, барашки, коровки. Называют их булгарскими, хотя к волжским булгарам, на мой взгляд, они имеют мало отношения.

Отдельная тема – так называемые вдолбные замки, которые врезались в ворота: огромные, щитки которых выполнены в виде секиры, церковного купола или стрелы.

…В России был великий коллекционер русских древностей – Петр Иванович Щукин. До революции он имел музей на Малой Грузинской улице. На склоне лет он все свое собрание уникальных предметов русского искусства и быта завещал государственному Историческому музею, и специально для ГИМа сделал опись своей коллекции – два огромных фолианта размером с половину обеденного стола, 70 тысяч редчайших произведений русских и российских «Левшей» и «Кулибиных».

Конечно, стоило бы собрать такую же представительную коллекцию ключей и замков, и выставить ее в постоянной музейной экспозиции.

Мнение эксперта

Николай Федотов, директор Павловского государственного музея:

– У Дмитрия Жданова весьма представительная коллекция висячих и секирных – врезных амбарных – замков российского, по преимуществу, производства. В коллекции имеются все основные замки, которые были в ходу на территории Российской Империи. При этом по отдельным разновидностям есть очень представительный ряд замков из конкретного кустарного центра – например, из Павлово, – сделанные разными мастерами и в разное время, что для хорошей коллекции очень ценно.

Замки у Жданова как кустарные, так и фабричные, советского времени, когда производство висячего замка шло к упадку. Есть замки и достаточно ранние, XVIII века, в том числе редкие – например, силуэтные павловские замки. Есть и фрагменты, в довольно хорошей сохранности, замков археологических, - найденных на раскопках.

Надо заметить, предметы в коллекции в хорошем состоянии – особенно замки XIX – XX веков. Вообще, с точки зрения состояния экспонатов, коллекция Жданова может считаться образцовой.

Замки – в том числе, висячие – не самой частый предмет коллекционирования в России. Частные коллекции замков у нас достаточно редки, особенно коллекции крупные. Обычно человек покупает несколько замков в антикварных лавках, но в серьезное увлечение это не перерастает. Случай Жданова – совершенно другой: у него коллекция большая, и очень интересная по своим составляющим.

Часть коллекции Жданова я выставлял у себя, в Павловском историческом музее. Часть – потому что одним махом ее выставить невозможно, она слишком большая. И я считаю, что эта коллекция достойна для экспонирования в качестве временной выставки в любом крупном музее в России, включая московские и питерские. Просто потому, что коллекций такого качества на данную тематику у нас в стране практически нет.

Продолжение следует: в ближайшее время мы расскажем об уникальной коллекции замков Государственного исторического музея (ГИМа).

Источник: svpressa.ru

Также в рубрике

Москвичей хотят привлекать в музеи с помощью дополнительных названий остановок наземного транспорта, которые будут содержать информацию о ближайших культурных достопримечательностях 

 0
Количество посетителей музея-заповедника "Гатчина" в этом году выросло
 0