"Человечество спасут людские фантазии"
Автор "Муравьев" и "Танатонавтов" стал сенсацией Международного фестиваля современной литературы
Говорят, что скромность украшает человека, но она может сделать таковым и целое мероприятие, если оно оформляется без лишнего пафоса и проходит в обстановке, похожей на вечер «свободного микрофона».
На сей раз в парке вдоль рядов миниатюрных палаток, принадлежащих различным клубам писателей и издательствам, ходили обычные люди со странными желаниями. Впрочем, вскоре вопрос: «Не подскажете, Некрасов — где? Около Тургенева?» — казался любому прохожему абсолютно нормальным явлением.
Но главным событием фестиваля стали выступления писателей — «лиц» современной литературы. Многие из них уже стали легендами. Тем приятней было видеть их живьем на сцене городского парка. На фестиваль приехали Мариам Петросян, Захар Прилепин, Михаил Веллер, Наринэ Абгарян, Леонид Клейн, Никита Непряхин, Артем Сенаторов и Никита Замеховский-Мегалокарди.
Каждый читатель мог задать любой вопрос своему кумиру, взять автограф. Да еще и на свежем воздухе!
Многим людям была интересна далеко не личная жизнь представителей писательского цеха, а, к примеру, их собственные литературные вкусы. Поскольку среди зрителей было много молодежи, спрашивали о том, что те читали в детстве. Например, Мариам Петросян с большим удовольствием рассказала о том, как ходила в библиотеку, сто раз перечитывала «Винни-Пуха», отвлекаясь от серьезной литературы, как полюбила путешествия аргонавтов. И, конечно же, она раскрывала тайны своего культового романа «Дом, в котором…», ради чего в парк и стеклись толпы юных почитателей этого произведения. Видимо, волнуясь, Мариам начинала свой каждый ответ словами: «Вы знаете…»
Вкусы читателей, приходивших послушать кумиров, раскрывались с каждым новым вопросом. Просили высказаться об актуальности Рэя Брэдбери, о пропорциях правды и вымысла в исторических произведениях. Возник разговор о писателях поколения битников, о которых я сама услышала впервые. Авторы с радостью отвечали, вступали в дискуссии. А зрители после автограф-сессии уходили с широкими зубастыми улыбками.
Но главной сенсацией стал гость из Парижа — Бернар Вербер, ставший известным во всем мире благодаря своим трилогиям «Муравьи», «Танатонавты», «Мы, боги» и «Третье Человечество».
Корреспонденту «МК» удалось задать ему за чашкой чая несколько вопросов.
— Почему вы решили писать именно в жанрах «мистицизм», «детектив», «философский роман»?
— Это те жанры, которые легче всего пишутся, и приятнее всего читаются. В них есть «золотая середина», они не имеют лимита по количеству информации. Я думаю, что дети в настоящий период времени — не самые большие фантазеры, а эти жанры помогают им развить фантазию.
— В трилогии «Муравьи» вы очень детально описываете жизнь и общение муравьев. Я слышала, что у вас были муравьи в качестве домашних животных. Вы наблюдали за ними? Как это происходило?
— Это вообще мои первые книги… Однажды я нашел крупный муравейник в лесу, где жило порядка сотни тысяч этих насекомых. Именно они стали прототипами персонажей в романе, так как мне посчастливилось наблюдать практически все процессы, связанные с их жизнью, их естественным поведением. (Дома у писателя живет кошка. И он до сих пор холост. — А.Ю.)
— Почему вы считаете, что для счастья необходимы три вещи: мечта, любовь и хороший сон?
— Потому, что наш организм нуждается в гормонах — эндорфинах, отвечающих за счастье человека. И такие вещи, как мечта, любовь и хороший сон, — пища для них, которая способствует их выработке. Это — как хорошая книга для развития ума. Когда человек насыщается ощущением любви, мечтаний и того, что он выспался, — он счастлив.
— Вне писательства чем вы увлекаетесь? У вас есть хобби?
— Литературный процесс отнимает много времени. На досуге я тоже все время что-то пишу. Работаю обычно утром. Ближе к полудню я ищу информацию для дальнейшего писания — из разных источников. Но больше всего я люблю ходить в лес, вступать, так сказать, в контакт с природой.
— Как вы используете геометрические формы в своих романах, можете пояснить?
— Роман можно рисовать, как картину. Или выкладывать фигурами разной формы, как будущий собор. Именно так я писал «Муравьев». У каждого романа есть свои сюжетные обороты, линии, так? Если визуализировать ход событий, то можно разглядеть в нем некую геометрическую фигуру. И сразу складывается определенный баланс между всеми событиями.
— Какое напутствие вы бы дали сегодня людям?
— Я хочу, чтобы мои читатели, и не только они, стремились менять наш мир… переворачивая все с ног на голову. Даже оставаясь в полном одиночестве, можно наделать кучу вещей. Можно просто включить воображение и что-то сотворить. Я верю, что человечество спасут именно людские фантазии. В наше время поколение может скитаться по разным дорогам в поисках своего пути, полезных занятий для себя и для других. Но пока человек идет вперед, у него в руках есть сила, способная повлиять на мир.
Я прониклась. Оставалось только оптимистично верить вместе с писателем, что мы действительно способны в один миг все изменить, и мир спасется. С пожеланиями всего наилучшего от всех читателей «МК» Бернар Вербер ушел на сцену. Но уже с переводчиком.
Все было довольно незамысловато в этот день, и гости фестиваля не были привередливы. Отсюда вывод: даже самый скромный праздник может сделать людей счастливыми.
Источник: mk.ru
Достоевский любил читать уголовную хронику, а оказавшись на каторге, с большим интересом слушал рассказы о совершённых преступлениях. Разбираемся, какие реальные уголовные дела помогли писателю придумать роман «Преступление и наказание»