Минкульт РФ посчитал «нецелесообразной» программу «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий»
Идею создания в России общенационального Мемориально-музейного комплекса памяти жертв политических репрессий (ММК) «Новая газета» озвучила еще в 2008 году
Идею создания в России общенационального Мемориально-музейного комплекса памяти жертв политических репрессий (ММК) «Новая газета» озвучила еще в 2008 году. Идея заключалась в том, что (цитирую «Письмо руководству страны» деятелей культуры и науки, бизнесменов и правозащитников) «сохранение исторической памяти народа — необходимое условие прогресса страны, движения по избранному демократическому пути». А для реализации этой идеи предполагалось практически равное участие гражданского общества и государства. Что, на наш взгляд, подняло бы престиж российского государства в глазах мирового сообщества.
Тогда это письмо руководству страны подписали уже покойные ныне поэты Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский, режиссер Алексей Герман, академик Виталий Гинзбург, актер и режиссер Михаил Козаков, писатели Станислав Рассадин и Борис Стругацкий… А также — режиссер Вадим Абдрашитов, писатель Андрей Битов, академик Андрей Воробьев, режиссер Кама Гинкас, президент СССР Михаил Горбачев, писатель Даниил Гранин, поэт Евгений Евтушенко, художник Борис Жутовский, президент фонда «Династия» Дмитрий Зимин, писатель Фазиль Искандер, в те годы председатель Национального инвестиционного совета Александр Лебедев, режиссер Павел Лунгин, актер и режиссер Константин Райкин, глава международного «Мемориала» Арсений Рогинский, журналист Юрий Рост, композитор Алексей Рыбников, академик Юрий Рыжов, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, режиссер Андрей Смирнов, писатель Людмила Улицкая, актеры Александр Филиппенко и Алиса Фрейндлих, писатель Мариэтта Чудакова, музыкант Юрий Шевчук, актер и режиссер Сергей Юрский, режиссер Генриетта Яновская… В общем (простите, не всех перечислил) — цвет нации от «А» до «Я».
И руководство страны — от прежде всего тогдашнего президента РФ Д. А. Медведева, тогдашнего председателя правительства В.В. Путина и до тогдашнего заместителя министра транспорта А.Н. Недосекова (первоначально создание ММК планировалось на территории ФГУП «Канал имени Москвы») — отреагировало на инициативу известных граждан и общественных организаций исключительно позитивно. А первый ответ на «Письмо руководству страны», опубликованное в «Новой газете» 4 декабря 2008 года, мы получили из Министерства культуры РФ уже 23 декабря 2008 года. Там за подписью директора департамента культурного наследия Минкультуры России С.А. Архангелова было сказано буквально следующее: «Департамент культурного наследия поддерживает инициативу создания общенационального Мемориально-музейного комплекса памяти жертв политических репрессий…» И предлагалось «для более тщательной проработки данного вопроса» создать рабочую группу из специалистов Минкульта и представителей всех заинтересованных общественных организаций и отдельных граждан. То есть сотрудничество государства и гражданского общества в борьбе с исторической амнезией было поддержано государством и, в частности, Минкультом.
Потом начались длительные согласования с различными ведомствами, в процессе которых, к нашей радости, выяснилось, что идею ММК поддерживает и правительство Москвы, более того — даже не возражает против предложения разместить мемориальный комплекс на территории Бутырки! Это было бы замечательно и совершенно правильно (не только для удаления не соответствующей никаким гуманитарным нормам тюрьмы из центра Москвы, но еще и для сохранения и доступности уникальных архитектурных памятников на ее территории).
И наконец… Инициатива о создании комплексной программы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий была озвучена на встрече президента России с Советом по правам человека в Екатеринбурге 1 февраля 2011 года. После этого по поручению главы государства была создана межведомственная рабочая группа, которая решила, что основным исполнителем подготовки федеральной целевой программы (ФЦП) будет Министерство культуры. В конце 2013 года рабочая группа представила концепцию программы.
В концепции ФЦП главной целью называется формирование объединяющей общество системы ценностей. Реализация программы, согласно концепции, предусматривает проведение комплекса мероприятий по четырем направлениям: создание национальной инфраструктуры памяти, музейно-мемориальное направление; информационно-просветительское направление; научно-архивное направление: обеспечение доступа к архивным документам советского периода, связанным с политическими репрессиями; социальная поддержка жертв репрессий и завершение процесса юридической реабилитации жертв террора.
На совместном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, которое состоялось 24 июня, обсуждалась разработка федеральной целевой программы на 2014—2018 годы «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий». Председатель постоянной комиссии по исторической памяти Сергей Караганов в своем выступлении сообщил о том, что Министерство культуры РФ посчитало данную программу нецелесообразной.
Позиция министерства была изложена в письме Совету от первого заместителя министра культуры России Владимира Аристархова, где говорится следующее:
«Проект концепции федеральной целевой программы на 2014—2018 годы «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий» (далее — Проект) проработан совместно с федеральными министерствами <...>, которыми даны замечания, ставящие под вопрос целесообразность реализации Проекта в виде отдельной федеральной целевой программы.
Минфином России отмечается, что Бюджетный кодекс РФ не содержит оснований для принятия и реализации новых федеральных целевых программ (ФЦП). По мнению Минкомсвязи России, тематике, заявленной в Проекте, уже уделяется достаточное внимание соответствующими ведомствами и структурами гражданского общества, указанные действия не требуют дополнительного финансирования <...>.
Ряд ведомств (Минфин России, Минэкономразвития России, Минрегион России) указывают на то, что разработка отдельной ФЦП нецелесообразна, так как цели и задачи программы достигаются включением соответствующих мероприятий в существующие государственные программы (ГП), в том числе в ГП «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы…»
Далее г-н Аристархов всячески приветствует присоединение программы увековечивания памяти жертв политических репрессий к программе развития туризма. Интересно, как он и вместе с ним весь Минкульт это себе представляют?
Так и видятся люди с рюкзаками и топориками, которые стучатся в двери архива ФСБ и требуют рассекретить все неправедно засекреченное, а выполнив эту задачу (не иначе как с помощью топориков), идут оказывать социальную помощь жертвам репрессий (тут уже пригодятся рюкзаки). Только надо, чтоб у всех туристов на территории РФ было еще и юридическое образование, потому что как же без него они будут осуществлять реабилитацию до сих пор несправедливо нереабилитированных…
В общем, сотрудничество общества и государства в благородном и нужном деле, кажется, опять не получилось. Что ж, придется, видать, обществу в одиночку нести этот нелегкий груз. Но ему не привыкать, и уже были примеры успешных инициатив: вспомним хотя бы акцию «Последний адрес», проведенную с подачи Сергея Пархоменко, — речь шла о выявлении адресов, домов, из которых людей уводили на расстрел или в ГУЛАГ, — с тем, чтобы установить там мемориальные доски.
Другое дело, что никакую мемориальную доску без разрешения нашего беспамятного государства не установишь. А новая госполитика в отношении жертв политических репрессий уже обозначена четко — даже на местах должны понять. В уникальном музее-мемориале «Пермь-36», бывшем лагере, где содержали политзаключенных, отключены свет и вода. Прекращено бюджетное финансирование фестиваля «Пилорама», ежегодно проводившегося там. А вопрос о переименовании Волгограда обратно в Сталинград (почему не в Царицын?) всерьез поднимается и обсуждается на высшем политическом уровне.
Под текст
Михаил ФЕДОТОВ, глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
— Вопрос об увековечивании памяти жертв политических репрессий является вопросом нашей совести и стратегии развития нашей страны. Этот вопрос был совершенно однозначно решен президентом Путиным и президентом Медведевым. Никакого поворота быть не может. И никакого принципиального значения не имеет, будут ли эти памятники и Книги Памяти созданы в рамках общей программы или нецентрализованно. Важно, чтобы они были. И они будут.
Алексей СИМОНОВ, президент Фонда защиты гласности:
— Не должно быть такого Министерства культуры, которое понимает культуру как всего лишь одну из проводниц пропаганды. Они хотят избавить наше прошлое от того трагического, что в нем было, и сделать его плоским. Но не бывает стран без исторических трагедий. У таких стран не возникает народного самосознания. Министерство культуры сводит народность из знаменитой уваровской формулы только к поддержке самодержавия.
Источник: novayagazeta.ru
Полторы тысячи километров от Москвы до Перми, триста с небольшим километров от Перми на север, за Чусовую и Вишеру
Российские народные промыслы могут попасть в список нематериального культурного наследия