Галерея Светланы Сажиной представляет проект “ESSE”
Выставка художника Александра Дедушева под названием «ESSE» является новой яркой страницей в истории галереи Светланы Сажиной. Перед нами весеннее послание зрителю - легкое, воодушевляющее, наполняющее его творческой энергией.
Представленные работы относятся к трем видам – это скульптура, графика и живопись. Объединенные общей темой, заимствуя друг у друга приемы, они связываются между собой остроумными и тонкими отношениями. Так, скульптура выполнена не из привычных нам материалов, а из папье-маше, и отсюда фактурно она становится как будто продолжением живописного плотна или графики. Все работы как будто созданы из единой материи, они перетекают друг в друга – и вот уже кажется, что птица «Полет» покинула пейзаж и материализовалась в пластической форме. Особо стоит отметить, что художественное впечатление, которого достигает художник в графических работах, зависит от его виртуозного владения техникой граттажа.
Героями произведений Александра Дедушева являются немного необычные, - возможно, сказочные? – существа. Они открыты публике, безыскусны в своих переживаниях и мыслях. Мы видим образы-состояния и образы в динамике. К первым относятся портретные изображения, которые, впрочем, заметно отдаляются от своих прототипов, становясь аллегориями человеческих чувств. «Женщина со свечей» композиционно напоминает классические портреты старых мастеров. Из огня, образующего шарообразное свечение, будто бы и соткана материя самой модели. И кажется, что если свет вдруг качнется или на мгновение погаснет, картина переменится и героиня станет другой. Или «Мечтатель» – сидящий человечек с поджатыми коленями и руками, подпирающими щеки. Глаза его закрыты. Волосы намеренно непроработаны, чтобы ничего не отвлекало нас от созерцания лица Мечтателя. Он погружен в свои видения, от которых кружится голова, и это кружение художник передает зрителю композиционно - чуть накренив фигурку, готовую упасть в свои грезы. Смотрят ли герои на зрителя или, закрыв глаза, самозабвенно погружаются в скрытую от нас жизнь, они проникнуты необыкновенным умиротворением. Чистые, первозданные и искренние, они представляются маленькими гениями – и как хотелось бы, чтоб эти чудесные существа поселились в твоем доме!
Иные образы рождают в памяти тени ушедших эпох («Ночь, август»). Природа в графических пейзажах художника («Три дерева», «Домик в лесу», «Ветер», «Дом у пруда», «Мельница») деликатно обобщена. Зрителю понятен характер ее состояний, но он не мог бы определить время года... Рядом с этой несколько таинственной неопределенностью во всем виден ясный замысел. Деревья выстраиваются в группы, словно двигаясь маршем в четко выстроенных аллеях - или, шествуя в пространстве, ненавязчиво раздвигаются, открывая в глубине картины поэтически одинокий и загадочный, но, кажется, теплый и уютный дом, который сам растворяется в горизонте, превращаясь в световое пятно («Дом у реки»)… Во внешней скудности природы таится особая, рождающая любовь к себе, обнаженная простота и мягкая поэтическая ирония.
Не менее прекрасны динамические образы художника. «Фигуристы», «На катке», «Конькобежцы», «Лыжник» – это все те же Мечтатели, но теперь, с плавной и легкой – и одновременно немного неуклюжей - грацией, они кружатся по льду, или самозабвенно - и тоже с закрытыми глазам («Бегущий») - несутся во весь опор вперед, всегда в необыкновенном упоении от своих занятий. «Девочка» свободно и широко простирает шаг. Она раскинула руки, волосы ее развеваются на ветру - и кажется, что девочка как будто соткана из облака легких мотыльков.
В своем творчестве, близком и понятном зрителю, Александр Дедушев проявляет себя как глубоко лирический художник, обладающий подлинным поэтическим чувством, широтой взгляда, всегда оттененной умелым отбором средств и нарочитой скупостью приемов – и той особой, проникнутой любовью к миру, умной и ясной иронией, без которой невозможно никакое настоящее искусство.
Станцию метро «Достоевская» называют одной из самых мрачных станций московского метрополитена.