USD:
EUR:

Мотор! Камера! Бал!

Мотор! Камера! Бал!

Мазурка раздалась. Бывало, 
Когда гремел мазурки гром, 
В огромной зале все дрожало, 
Паркет трещал под каблуком, 
Тряслися, дребезжали рамы, 
Теперь не то: и мы, как дамы, 
Скользим по лаковым доскам.

Так по наблюдениям Александра Сергеевича Пушкина эволюционировал центральный танец традиционного бала — мазурка. Вообще, балу в России было отмерено всего два века, и в течение этого времени стремительно менялось всё — музыка, пластика, набор и последовательность танцев. На первые ассамблеи к Петру Первому съезжались неповоротливые дамы в платьях с каркасными фижмами и такие же малоподвижные кавалеры в тяжеленных негнущихся камзолах. Естественно, что в танце они могли только медленно плавно прохаживаться и приседать в менуэте. Спустя век дворянские дети, наученные иностранными учителями, уже танцевали не хуже французских придворных: легко кружились в вальсах и выделывали сложные коленца в мазурке. И конечно, мода начала XIX века сильно способствовала удобству танцующих: легкие «античные» платья дам, мужские лосины, чулки и фраки не шли ни в какое сравнение с громоздкими нарядами XVIII столетия. 

Балы устраивали в основном зимой — после Рождества и вплоть до начала Великого поста. Бывали и летние балы — но они чаще носили импровизированный, домашний характер. Если мы возьмемся вспомнить все бальные эпизоды в произведениях классиков русской литературы, список будет длинным… И для кинематографистов бал — благодатный материал, позволяющий создать масштабное, динамичное экранное полотно. В преддверии зимних праздников мы предлагаем вспомнить балы в отечественных фильмах, давно ставших классикой. 

 

 
Гусарская баллада
  • 1962
  • Комедия
  • Эльдар Рязанов
  • 91 мин

«Гусарская баллада», 1962 год
Режиссер — Эльдар Рязанов


Озорная Шурочка Азарова морочит голову своему жениху поручику Ржевскому. Ей не нравится то, как он о ней отзывался, еще не видя ее. Любящий дядя Шурочки дает бал в своем имении и радуется скорой свадьбе племянницы. А она тем временем наряжается в костюм гусарского корнета и выдает себя за своего же родственника. Поручик Ржевский рад случаю выведать у корнета подробности про ненавистную невесту. Эта игра идет на фоне бала-маскарада, который прерывается сообщением о вторжении войск Наполеона в пределы Российской империи. 
 

 
Война и мир (1965)
  • 1967
  • Историческое, Драма
  • Сергей Бондарчук
  • 373 мин

«Война и мир» (серия «Наташа Ростова»), 1965 год
Режиссер — Сергей Бондарчук


Первый бал Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука до сих пор поражает воображение — до того виртуозно выстроены драматургия, пластическое решение этого большого, многонаселенного эпизода фильма. Известно, что в какой-то момент съемок оператор Анатолий Петрицкий, не выпуская из рук камеры, встал на роликовые коньки — только так можно было беспрепятственно петлять между танцующими парами. Бал снимали в знаменитом Первом павильоне «Мосфильма» — это огромное помещение позволило задействовать большую массовку и эффектно снять «вихри» танцующих с большой высоты. Но ничуть не менее прекрасны портреты дебютантки Наташи — тоненькой растерянной девушки, которая очень хочет танцевать. 

 

 
Анна Каренина
  • 1967
  • Драма
  • Александр Зархи
  • 145 мин

«Анна Каренина», 1967 год
Режиссер — Александр Зархи


Бал, на котором Вронский должен был танцевать с Кити, оборачивается для девушки драмой. Уже почти жених, он пригласил на танец замужнюю даму и, кажется, полностью сосредоточил на ней внимание. «Все покрылось туманом» — так передает ощущения Кити Толстой. И чуткие авторы фильма «размазывают» в этот момент изображение. Мы видим зал глазами Кити: только разноцветные пятна проносятся туда-сюда, четко видны лишь Анна с Вронским, и они отделены от происходящего коконом вспыхнувшего чувства. 
 

 
Дворянское гнездо
  • 1969
  • Мелодрама
  • Андрей Кончаловский
  • 104 мин

«Дворянское гнездо», 1969 год
Режиссер — Андрей Кончаловский


В черно-белой ретроспекции воссоздан парижский бал, на котором блистает жена Лаврецкого Варвара Павловна. Суета, теснота и мельтешение людей только усиливают напряжение героя — ему не нравится такая широкая популярность супруги. Но есть в фильме и еще один бал — домашний, шуточный, летний. В старом парке Калитиных составляются несколько пар танцоров (среди которых и согбенный старик Лемм в кафтане канареечного цвета), они исполняют старинный церемонный танец, медленно двигаясь за руки и кланяясь друг другу. Это одна из самых живописных сцен фильма. 
 

 
Отец Сергий
  • 1918
  • Прочее, Драма
  • Яков Протазанов
  • 76 мин

«Отец Сергий», 1978 год
Режиссер — Игорь Таланкин


Эпизод пышного бала, на котором император «благословляет» свою бывшую возлюбленную Мэри Короткову на брак с блестящим офицером князем Касатским, монтажно прорежен кадрами с удаляющимся женихом. Он бежит от света и вообще от мирской жизни. Слишком силен удар открывшейся правды. А в бальном зале раздаются звуки мазурки — император и фрейлина его жены Мэри Короткова танцуют под умильными взглядами придворных. 

 

Источник: www.culture.ru

Также в рубрике
Новый кинотеатр "Музейный" сети "Москино" откроется 6 июля на Зубовском бульваре рядом с Музеем Москвы
 0

Руководитель екатеринбургского "Коляда-театра", известный своей активной поддержкой Владимира Путина, устроил пьяный дебош на борту воздушного судна 

 0