Князь Владимир. Что думают о нем специалисты по архитектуре?
Андрей Коробцов
скульптор, член московского Союза художников
Мне трудно судить объективно, ведь я тоже участвовал в конкурсе на этот памятник, у меня есть свой эскиз; но в любом случае фигура получилась величественная.
В плане композиции, наверное, можно было попробовать еще что-то улучшить, но с идеологической точки зрения я считаю правильным, что в Москве появился памятник Владимиру.
Да, наверное, монумент действительно и Кремль перекрывает, то о чем говорила общественность; и сделать его можно было поменьше; у него не совсем хороший силуэт — в скульптуре это очень важная вещь; но я думаю, что работа все равно станет важным местом в городе, потому что находится в очень выгодном положении — туристические потоки большие. В конце концов, сколько ни ругали памятник Церетели Петру Первому, но он с градостроительной позиции находится в идеальном месте: он там, где должен быть, нравится это кому-то, или нет. В случае с Боровицкой площадью похожая ситуация.
Думаю, памятник Владимиру даже может стать паломническим местом в Москве.
Лев Масиель Санчес
историк архитектуры, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ
С художественной точки зрения — очень плохой памятник, у меня к нему негативное отношение. Он сделан бездарно как скульптура, примитивен с точки зрения иконографии, во многом ложен с точки зрения истории.
Князь Владимир никакого отношения к Москве не имеет, ему было бы уместнее поставить памятник в Великом Новгороде. Это город, где он жил одно время и княжил. Размещение памятника в Москве — это политический заказ, обусловленный обстоятельствами последних трех лет. С программными памятниками обычно так и бывает, это не упрек как таковой; но мнение о внеполитическом контексте его установки критики не выдерживает.
Что касается размера, то памятник великоват для этого места, он немного испортил некоторые виды на Кремль, но все же это не трагедия. Место, где он стоит — некрасивый, никак не оформленный угол. Появление какого-то интересного градостроительного, архитектурного решения здесь было бы уместно, но жаль, что это решение оказалось художественно столь убогим.
Сейчас интерес к памятнику связан с его новизной и определенным медийным шумом вокруг, но он не будет важной культурной точкой в Москве. В первую очередь из-за неудобства подхода к нему. Его много откуда видно, но к нему не подойдешь близко. Думаю, он будет спокойно стоять и про него через какое-то время почти забудут.
Рустам Рахматуллин
координатор движения «Архнадзор», москвовед
На протяжении 2015 и 2016 года мы высказывались и против места установки, и против масштаба, и против решения в целом. К сожалению, полемика была фактически подменена в массовом сознании, в СМИ и блогосфере спорами о личности князя Владимира. То, что можно назвать художественной, архитектурной критикой, осталось уделом немногих. Лично я считаю произведение посредственным, но на вкус и цвет товарищей нет. Но масштаб и уместность можно оценить объективно.
Сейчас благоустройство территории вокруг памятника выглядит так — сужающиеся, заглубленные с помощью холма ступени, между ними просто грязный снег, который месят люди с фотоаппаратами; позади памятника высажены деревья, которые съели место, куда можно было бы подвинуть памятник — к бывшему музею Калинина.
В ситуации, когда политическое решение было принято, а площадка освящена, оставалось минимизировать негативные последствия художественного решения. И мы изо дня в день говорили, что необходимо сохранить фронтальный ракурс Дома Пашкова, максимальное количество чистых видов на него. Потому что в отличие от памятника дом — национальный и мировой шедевр. Он шедевр, на фоне которого все оценивается по гамбургскому счету, сам является монументом на постаменте холма, не терпит перед собой никакого фигуративного изображения. Эти вещи не сочетаются никаким образом.
Думаю, что настоящей достопримечательностью князь Владимир не станет, нельзя его сопоставить с памятником Минину и Пожарскому, Гоголю или другими высокими художественными произведениями монументальной скульптуры. Думаю, у людей чутких к художественной стороне, бессознательно будут срабатывать психологические механизмы, которые помогают не замечать некоторые вещи: не поднимать глаза на памятник Петру, например.
Источник: www.timeout.ru