USD:
EUR:

Праздник Троицы - берёзки, русалки и веночки

Седьмая неделя после Пасхи носит название "зеленой", "семиковой", "русальной". Особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; Вселенская Троицкая родительская суббота; Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи. В праздновании нашим народом Троицы-Пятидесятницы проявляется смешанность древних языческих обычаев и представлений с понятиями, имеющими близкое отношение к христианству.

Троицкая зелень

В древние времена некоторые растения являлись общеизвестными символами: масличная ветвь - мира, лавровая - победы и славы, дубовая - мужества. Береза, которая получила у нас на праздник Троицы преимущественное значение пред другими деревьями, была символом весны.

К празднику Троицы на Руси приурочена была благочестивая традиция - убирать храмы ветками деревьев, травами и цветами. Можно полагать, что церковь наша заимствовала этот обычай от ветхозаветной церкви. На праздник Пятидесятницы древние евреи по закону Моисееву приносили в храм плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась около этого времени. Принято было украшать дома, грады и синагоги цветами и ветвями, которые в весеннее время были одним из самых естественных приличных украшений.

Сообразно указанному установлению и обычаю церкви ветхозаветной, и у нас на праздник Троицы приносились народом своего рода дары обновляющейся весны Святому Духу, зиждителю всего. Кроме того, употребление в этом случае зелени служит знамением новой духовной жизни, открывшейся с сошествием Святого Духа на апостолов и выражением веры в воскресение мертвых, поминаемых накануне Троицы. Но нельзя отрицать того, что обычай этот получил у нас особенную силу под влиянием соответственных народных традиций. Известно, что в языческой, дохристианской Руси ветви и цветы служили украшением в дни торжественных жертвоприношений и важнейших церемоний.

Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой. Селения в это время преображались: дома и улицы украшались срезанными ветками березы, цветами и травами.

Во многих деревнях накануне Семика девушки рубили березку, украшали ее лентами, а в самый Семик они вместе с парнями, которые несли березку, ходили с нею по полю, распевали песни и потом бросали ее в рожь. Для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разные припасы для пира, не забывая солод и хмель, варили брагу, выпиваемую при пении веселых песен. В полдень, как правило, в лесу начиналось торжество.

На обширной русской территории обряд с молодым деревом справлялся неодинаково. Каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том что основные элементы обряда - выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры, гадание на венках, брошенных в воду, - сохранялись.

В большинстве деревень в среду перед Троицей девушки отправлялись выбирать - "заламывать" березки, а на другой день, в семицкий четверг, или же в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под следующую песню:

Березка, березка, Завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, Пироги принесли Со яичницею.

В некоторых селах и деревнях пекли для девиц козули, род круглых лепешек с яйцами в виде венка. С козулями они шли в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе:

Пойдем, девочки, Завивать веночки! Завьем веночки, Завьем зеленые. Стой, мой веночек, Всю недельку зелен, А я, молодешенька, Весь год веселешенька!

Поселянки, собравшись в рощи, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно подходили сквозь них, целуясь и приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся, Нам с тобою не браниться, Вечно дружиться.

Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или на срок праздника. Кумились все девушки, присутствующие при обряде.
 


Во время кумления девушек-подростков приветствовали обыкновенно так: "Еще тебе подрасти да побольше расцвести", а девице заневестившейся говорили: "До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью (т. е. в девушках)", а бабам пожелания высказывались несколько иного характера: "На лето тебе сына родить, на тот год сам-третьей тебе быть".

После завивания венков и кумовства, выбирали старшую куму, которая носила это звание в продолжение целого дня. Потом возвращались веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свои венки.

Гадания на венках

По обычаю дни Пятидесятницы издавна посвящались русским народом так называемому развиванию и пусканию на воду венков. Как правило, гадали о брачном союзе, супружеской любви, жизни и смерти. Так, если венок, сбереженный от Семика до Троицына дня, уцелел свежим, рассчитывали на долголетие и счастливое супружество; если высох, ожидали скорой смерти.

Если брошенный венок уплывал, не коснувшись берега, это предвещало исполнение желаний, счастливый брак, долголетнюю жизнь.

Если венок кружился на одном месте - это знак неудачи, свадьба расстроится, любовь останется без ответа; если потонет - знак смерти, вдовства, бездетной жизни и т. п.

Одно и то же "поведение" венков в разных местах понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви, а также противоположное - свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует.

Венки, как средство гадания, использовались не только у нас, но и у других народов древности. В Греции цветы и венки также употреблялись для волхвования, греки, подобно нашим предкам, бросали их в воду - море, ручьи и реки. Везде венок имел значение любви и брака.

Лукавые прелестницы

Троицко-семицкую неделю иначе называли "русальной". Русалки в народном представлении - это души людей, умерших насильственной смертью. Обитают русалки в реках, озерах и прудах.
 

По поверьям, жительницы вод именно на этой неделе начинают безобразничать. Ночью недобрые, опасные, хотя и очень привлекательные создания, обладающие вечной молодостью и красотой, наиболее коварны. Русалки не только безобидно плещутся в полночь при луне на поверхности воды, но и выходят из омутов, забираются на деревья и с хохотом раскачиваются на ветвях. Обычно они завлекают и зовут к себе мужчин. Устоять против эротизма, присущего нагой и прекрасной женщине с зелеными глазами и распущенными волосами, не каждый представитель сильного пола способен. Несдобровать тому, кто поддастся их чарам. Своих жертв они щекочут до смерти или топят.

Наши догадливые предки решили использовать определенные качества коварных обольстительниц. Их выманивали из лесов на поля, чтобы обеспечить земле нужную mpburton.com влагу и вызвать обильный рост хлебов. Где русалки бегают и резвятся, там трава растет гуще и зеленее, там хлеб родится обильнее. Древний обряд состоял в проводах русалки из селения в поле. Девушку, наряженную русалкой, многолюдной процессией вели за околицу, толкали в жито, после чего быстро убегали в деревню.

С течением времени обряд превратился в одну из многочисленных забав семицкой недели - гонять русалок. Молодежь выгоняла проказниц из деревни весело и шумно. Девушки и парни играли в догонялки, горелки. В руках все держали стебли полыни, оберегающие от козней лукавых прелестниц.

Троица

Утро светлого праздника на Руси начиналось спокойно, как "печали тихий вздох". В день именин земли-матушки, так еще называли Троицу, православный люд с цветами и пахучими травами спешил в церковь. Сергей Есенин прекрасно описал то благостное время:

Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам - белый перезвон. На резных окошках - ленты и кусты, Я пойду к обедне плакать на цветы.

Было принято проливать слезы на цветы или березовые ветки, которые во время службы держали в руках. Считалось, что пролитые слезы смывают прошлые грехи: сколько грехов за тобой числится - столько стебельков и бери в церковь. Орошенные искренними слезами букетики хранили весь год.
 


Заранее пекли специальные караваи, а после обеда отмечали праздник весело и шумно и обязательно на природе, в рощах и лесах. Всем миром отправлялись развивать те самые березки. Девушки снимали с них свои венки и начинали водить хороводы, пели песни до заката солнца. Вечером веселье угасало, все шли к реке смотреть, как девушки будут бросать свои венки в темную воду. После гадания радостные или опечаленные девицы и все жители селения расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадает новый праздник - День Святого Духа или Духов День, с которого, по народным приметам, и начинается настоящее лето.
 
 
Источник: www.superstyle.ru
Также в рубрике

Дата проведения: 24-26 июня 2016 года

 0
Южный федеральный округ, Волгоградская область
 0
Комментарии