Остров Уединения
Программы развития российской Арктики возвращают забытые территории
Этот клочок земли, расположенный в Карском море, вполне оправдывает свое название. За прошедшие сто с лишним лет люди теряли его целых три раза. Первые два — по сугубо техническим причинам: мореплаватели никак не могли правильно определить его координаты. В третий раз остров был потерян в начале 1990-х — по причинам экономическим, Россия тогда свернула многие программы по исследованию Арктики. Почти десять лет остров оставался необитаемым, но сегодня российская активность здесь возобновлена
Два норвежца
В 1878 году норвежский мореплаватель Эдвар Иоганнесен открыл остров, занимаясь промыслом на зверобойной шхуне «Нордланд». Находка получила название Уединение, поскольку клочок земли площадью 20 квадратных километров находился в отдалении от любой суши, в самом центре Карского моря, между Новой Землей, Таймыром и Северной Землей. Плохая погода не позволила норвежцу правильно установить координаты Уединения, и почти 40 лет местоположение его оставалось неопределенным.
В 1915 году к острову подошел барк «Эклипс» под командованием другого уроженца Норвегии — Отто Свердрупа. Российское правительство наняло его для поиска и спасения экспедиций Седова, Русанова и Брусилова, одна за другой пропавших в этих широтах. Российских полярников норвежец, к сожалению, не спас, зато снова обнаружил остров. В географии Свердруп определенно знал толк — его имя носят острова в Карском море, в море Линкольна и даже целый пролив на севере Канадского Арктического архипелага. Но даже он не смог правильно определить координаты Уединения. Опять подвела погода.
«Челюскин» ставит точку. На карте
Расплывчатые данные, полученные норвежцами, не позволяли отыскать остров вновь. В 1930 году неподалеку нашли другой объект — остров Исаченко, и некоторые географы склонялись к тому, что Исаченко — это и есть пропавшее Уединение. Сомнения развеял легендарный советский пароход «Челюскин», который в 1933 году, следуя из Мурманска во Владивосток, случайно обнаружил потерянный остров.
Вот как описывает это событие участник экспедиции, известный советский океанограф Яков Гаккель. «Ночь. Кроме вахтенных не спят еще несколько человек: они ведут наблюдения за дрейфующим льдом, за течениями, за погодой. В обмене разного рода предположениями о таинственной отмели ночь проходит незаметно. В пять часов утра, когда стал рассеиваться туман, слева показались неясные очертания суши. Земля? Но какая? На карте нет никакого ее признака… Наскоро стараемся зарисовать очертания на бумаге. Скоро на судне все уже знают о появлении нового острова. В шесть часов капитан приказал сняться с якоря, чтобы подойти к острову как можно ближе, насколько только позволят глубина и льды. Мы остановились в 2 1/2 милях от загадочного острова. Его очертания становились все яснее и яснее. Сразу же началась подготовка к спуску двух шлюпок-ледянок, специально приспособленных для плавания среди льдов. Желающих попасть на неизвестный остров оказалось, конечно, гораздо больше, чем могут вместить ледянки. В них всего 16 мест… Быстро идет сбор необходимых инструментов, завтракаем впопыхах, и вот уже шлюпки спущены на разводье… Одна за другой направились они к острову, сопровождаемые завистливыми взорами всех, чаявших попасть в столь заманчивое путешествие».
Всего за пять часов стоянки «Челюскин» сумел не только определить точные координаты острова, но и произвести съемку местности, осуществить другие важные исследования. Наконец-то географический объект был нанесен на карту! Всего через год здесь откроют полярную станцию, которая проработает вплоть до 1996-го.
U-251 атакует полярников
Во время Второй мировой войны одинокий остров пережил нападение немецкой субмарины. В ходе операции «Вундерланд» германский флот пытался пресечь поставки союзников, осуществляемые по Северному морскому пути. И поскольку на острове работала советская радиостанция, он также попал в число атакуемых объектов.
Ночью 8 сентября 1942 года подводная лодка U-251, согласно полученному накануне приказу, совершала переход к мысу Желания. По пути капитан-лейтенант Тимм принял решение уничтожить важные объекты на острове. К нему лодка подошла в подводном положении. Всплыв на поверхность, U-251 открыла артиллерийский огонь по полярной станции с расстояния 3500–4000 метров. Обстрел длился 25 минут и, по мнению германского командира, был достаточно эффективным.
По уточненным позднее данным, в результате обстрела три снаряда угодили в жилой дом, четыре в здание радиостанции и один в свинарник. Тем не менее основная аппаратура радиостанции не пострадала, и полярники смогли сообщить о нападении и его последствиях в штаб морских операций. Жертв или раненых среди личного состава не было. Единственными пострадавшими оказались две свиньи, получившие осколочные ранения.
Новая жизнь
В мирное время работа полярной станции продолжалась. Но в середине 1990-х ее закрыли: распад СССР привел к сворачиванию научной и военной деятельности по всей Арктике. В то время с российского Севера эвакуировались не только станции, но и целые поселки. Сегодня ситуация явно меняется к лучшему.
Новые программы развития российской Арктики дают затерянному острову возможность возрождения. Первым предвестником перемен стало появление тут новой метеорологической станции, установленной компанией «Роснефть». Станция, как считают специалисты, отвечает самым современным требованиям для подобного оборудования. Ее установкой НК «Роснефть» полностью закрыла систему метеонаблюдения в Карском море.
С недавних пор район Карского моря приобрел стратегическое значение. Как известно, осенью российские нефтяники успешно завершили бурение самой северной в мире арктической скважины, и по результатам было открыто месторождение «Победа». Впервые за 50 лет обнаружена новая морская провинция, превосходящая, по оценкам экспертов, такие нефтегазоносные районы, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады.
Развитие новых морских месторождений требует более точных и полных метеорологических данных. Для этого «Роснефть» разработала и успешно реализует специальную программу по полному восстановлению системы метеонаблюдения в Арктике. Современные станции уже появились на острове Преображения в море Лаптевых и на острове Жохова в Восточно-Сибирском море.
Единая сеть метеонаблюдения позволит не только оптимизировать работу по геологоразведке и повысить эффективность работ при добыче, но и даст старт целой серии масштабных научных и исследовательских программ по изучению региона. И остров Уединения сыграет в этом важную роль.
Источник: rusrep.ru