Москва: кусочки прошлого на снимках настоящего…
Столица в формате "дополненной реальности"
Так сложилось, что в начале осени, когда я часто бывала в Москве, компания Nikon nikonofficial объявила фотоконкурс "Я люблю Москву". Нужно было снять современную столицу максимально похоже на исторические примеры. Порадовавшись, что победители определяются жюри (во главе с Ильей zyalt Варламовым), а не адом голосования лайкательного, решила поучаствовать.
Я очень люблю формат "дополненной реальности" - когда на фотографии часть снимка старая или кусочек рисованный, поэтому решила попробовать именно так. Конечно, можно было бы просто в фотошопе "свести" снимки-образцы со своими на тех же местах, но это же конкурс фотографов, а не фотошоперов. было бы несколько нечестно (хотя именно так сделано было на афише анонса конкурса). Поэтому я решила делать всё одним кадром - распечатав на листочке А4 половину из рекомендуемых к повтору снимков - двинула гулять по столице...
Автором исторических фото является дореволлюционный фотограф Петр Петрович Павлов. Крестьянин, ставший благодаря своему увлечению фотографией даже владельцем собственного ателье, он, начиная с 1898 года очень много фотографировал столицу. Благодаря его снимкам до нас дошла Москва такой, какой она была в конце XIX- начале XX веков.
Конечно, сделать снимки "один в один" было достаточно сложно, а где-то и вовсе невозможно. там, где фотограф дореволлюционный снимал на телеобъектив и с колокольни, например, мне приходилось обходиться "шириком" и ракурсом с высоты человеческого роста. Ну да, что получилось, то получилось.
1. МОСКВОРЕЦКИЙ МОСТ
Москворецкий мост через Москву-реку вел из Китай-города в Замоскворечье. Слева виден Большой Кремлевский дворец, далее – Благовещенский, Архангельский, Успенский соборы, ансамбль колокольни Ивана Великого и возведенный в 1898 г. памятник императору Александру II. На дальнем плане, напротив памятника, располагался построенный в 1775–1776 гг. М.Ф. Казаковым Николаевский дворец, где в 1818 г. родился будущий император Александр Николаевич. Вдоль набережной Кремлевскую стену украшают угловая Беклемишевская, Петровская, Вторая и Первая Безымянные, Тайницкая башни.
2. СПАССКАЯ БАШНЯ
Спасская башня Московского Кремля построена по велению великого князя Ивана III в 1491 г. на месте неоднократно реставрированных и перестроенных ранних сооружений.
Спасскую башню назвали в честь иконы Спаса Вседержителя, помещенной в XVII в. над воротами. В XVI–XVII вв. башня служила для торжественных выходов царя и патриарха и считалась главными воротами Кремля. По старинной традиции через эти ворота можно было проходить только с непокрытой головой.
3. ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Собор возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана IV Грозного. Строительство храма связано с победой над Казанским ханством и взятием Казани в 1552 г. Уникальная архитектура собора объединяет девять церквей. Доминантой композиции выступает центральная церковь, другие расходятся от нее по сторонам света в форме восьмиконечной звезды. Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы дала название всему памятнику. Престолы отдельных церквей освящены во имя святых, память которых праздновалась в дни наиболее важных побед русского воинства над Казанским ханством, посвящения других связаны со значимыми явлениями духовной жизни Москвы того времени. На снимке, выполненном с колокольни собора Казанской иконы Божией Матери, запечатлены также Верхние и Средние торговые ряды, Лобное место и башни Московского Кремля, выходящие на Васильевскую площадь.
4. ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
Верхние торговые ряды, ограничивающие Красную площадь с востока, были построены в 1889–1893 гг. по проекту архитектора А.Н. Померанцева.
В трехэтажном здании, выстроенном в русском стиле, размещалось 1200 магазинов на общей площади 24,5 тыс. кв. м. Ряды состояли из трех поперечных и трех продольных, параллельных Красной площади, пассажей. В конце фасада здания на снимке запечатлен храм во имя Казанской иконы Божией Матери на углу Никольской улицы, с которым связывалось освобождение Москвы от польско-литовской интервенции. Собор был построен на средства царя Михаила Федоровича и освящен в 1636 г.
5. ИМПЕРАТОРСКИЙ РОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ
Непосредственными основателями Исторического музея стали выдающийся российский историк граф А.С. Уваров и величайший знаток русского быта И.Е. Забелин.
Под их руководством была разработана программа, определившая архитектурный облик музея и основные направления его научной деятельности. Здание построено по проекту академика В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова в стиле русской архитектуры XVI–XVII вв. на месте бывшей Главной аптеки. Его торжественная закладка состоялась 20 августа 1875 г. Императорский Российский исторический музей, органично вписавшийся в ансамбль Красной площади, был открыт для публики в 1883 г. Слева от здания музея – Никольская башня Кремля, справа – Воскресенские ворота стены Китай-города.
6. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Территория Красной площади невелика, но ее художественно-архитектурный образ впечатляет своим величием, гармонией, богатством и разнообразием форм.
С южной стороны площадь ограничена Покровским собором, уникальным памятником XVI в., с восточной – протяженным зданием Верхних торговых рядов, перед которым в 1818 г. был возведен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому по проекту скульптора И.П. Мартоса. Кремлевский ансамбль, доминирующий в общей композиции площади, на снимке представлен Спасской башней. Впервые Красная площадь упоминается в летописи XV в. Название «красная» – лучшая, красивая – закрепилось за ней с XVI столетия. В 1900–1910-е гг. в Вербное Воскресенье здесь проводились большие торги, привлекавшие огромное количество народа.
7. БОРОВИЦКАЯ БАШНЯ
Боровицкая башня Кремля была возведена в 1490 г. итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари.
Название она получила благодаря бору, покрывавшему в старину юго-западный склон Кремлевского холма. Второе имя – «Предтеченская» – появилось из-за находившейся рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи. До XVII в. ворота башни служили въездом на территорию хозяйственной части Кремля. На снимке слева от Боровицкой башни – Оружейная (Конюшенная) башня, построенная в 1493–1495 гг. На территории Кремля к ней прилегал Конюшенный двор, а в 1851 г. рядом была построена Оружейная палата. С правой стороны – Водовзводная (Свиблова) башня, расположенная на углу Кремлевской набережной и Александровского сада. В ней находился водопровод, обеспечивающий водой царские покои.
8. ЗДАНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Здание Городской думы – первое в России, построенное специально для органов местного самоуправления.
Оно было возведено по проекту архитектора Д.Н. Чичагова в 1890–1892 гг. на фундаментах Монетного двора 1730-х гг. Фасады здания были выполнены в псевдорусском стиле, напоминая памятники зодчества XVI–XVII вв., и гармонично сочетались со стоящим по соседству Историческим музеем. Располагалась Городская дума на Воскресенской площади – одной из центральных площадей Москвы, которая получила свое название по имени Воскресенских ворот Китай-города.
9. БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Ансамбль одной из главных площадей Москвы был создан архитектором О.И. Бове. Здание Императорского Большого театра построено в 1821–1824 гг. одновременно с Императорским Малым театром. 11 марта 1853 г. Большой театр сгорел; после пожара сохранились лишь внешние стены и колоннада главного входа. Театр был восстановлен под руководством архитектора А.К. Кавоса за три года.
10. БАШНИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Константино-Еленинская башня была построена в 1490 г., надстроена – в 1670–1680-е гг. Башня получила название по находившейся рядом на территории Кремля церкви Константина и Елены. Набатная башня построена в том же году и надстраивалась в 1676–1686 гг. Спасский набатный колокол этой башни служил для пожарной сигнализации. Царская башня, поставленная прямо на Кремлевскую стену, построена в 1680-е гг. По легенде, царь Иван IV Грозный любил наблюдать за происходящим на Красной площади со стен Кремля – отсюда и ее название.
Повторюсь - фото тут мои, исторические снимки, как часть кадра - авторства П.Павлова, описание объектов на них - с сайта конкурса.
Что интересно, когда я только выкладывала снимки на конкурс, подобных там не было, люди просто фотографировали те же места - кто с исторического ракурса, кто предлагал свой, кто делал ставку на огни ночного города, кто придавал сходство с ретро-фото переводом в Ч/Б... Ну а спустя пару недель после моих снимков внезапно появились "подражатели". Например, вот или вот. Впрочем, будем считать, что это простое совпадение ;)
Я не знаю, займу ли я какое-то место на конкурсе или нет, но для меня это просто был интересный опыт и - неплохой материал для поста... Я сохранила на память какие-то и мне самой интересные точки на карте столицы, прошагала за тот день около 22 километров (шагомер был в шоке :), ну и запечатлела мой отросший маникюр, хе-хе...
Источник: anni-sanni.livejournal.com