Воздушное такси
В День таксиста кэбы вертикального взлета подняли журналистов над пробками и толпой
Фото: Денис Талалаев
В офисе «Heli-express» в кожаном кресле управляющего разнорабочий Садир играет в вертолет на пульте управления. Технические сотрудники в ангаре подставляют под вертолеты баночки для стекающего бензина: потеплело - и топливо расширилось. Менеджер Александр ходит по территории, ждет клиентов и без конца отвечает на звонки. В вертолетной компании привычную обстановку День таксиста не изменил, потому что и считают себя здесь не такси, а учебным авиационным центром. Но услуги при этом все равно в первую очередь транспортные.
© Денис Талалаев/Ridus.ru
© Денис Талалаев/Ridus.ru
Например, слетать на «Робинсоне» от Крокуса до Шереметьево можно за десять тысяч рублей, в аэропортах есть вертолетные площадки. Но посадка платная, поэтому по умолчанию пассажиров высаживают на Международном шоссе. Хочется сесть прямо у самолета – без проблем: доплачиваете 700$ и сходите с борта на борт. Просто это в два раза дороже самого перелета.
В отличие от классического, ареал распространения аэротакси - на природе, потому что над Москвой нельзя летать никому, кроме МЧС И ВВП. Ну а так, любой каприз за ваши деньги, за МКАДом и редкими исключениями. По области запрещенные зоны тоже есть - институты и военные части. Обычно вертолет используют для бизнес-перелетов или как способ добраться до санатория (у многих из них сейчас вертолетные площадки), или в охотничьи клубы, или в яхт-клубы. «Heli-express» также предлагает услугу «Облёт своих владений».
© Денис Талалаев/Ridus.ru
Таксисты здесь - отставные военные летчики, и словосочетание «вертолетное такси» им не нравится. Принят термин «чартерные перелеты». Но, как признается менеджер Александр, для 30% клиентов их услуги только развлечение, не необходимость. Ведь над городом летать нельзя, а рассекать на вертолете по регионам не позволит объём бензобака - улететь можно максимум на 600 километров. На самом недорогом геликоптере «Робинсон» это стоит 30 тысяч рублей в час. А потому и чартер – не чартер, и такси – не такси, и нет никакой разницы, как это называется.
© Денис Талалаев/Ridus.ru
Если аэротранспорт около дома востребован не очень, то как же вертолетные компании не только выживают, но и процветают? «Сейчас просто вертолетный бум! С тех пор, как кое-кто на вертолете полетал, показал богачам, что тратить надо, так и началось. Ну, как пошел хоккей в Белоруссии после Лукашенко, как теннис у нас после Ельцина…», - говорит седой усатый техсотрудник «Heli-express» Александр Николаич. А очень просто выживают - расширяют сферу услуг. Например, занимаются образованием: переучивают военных летчиков и учат простых олигархов. А ещё сюда приходят космонавты – адаптируют на вертолете свою психофизиологию. Есть и романтичные истории. Один из лучших курсантов «Heli-express» совсем не богат, он курьер интернет-магазина «OZON». «Продал квартиру на Ленинградке за большую сумму, купил в Строгино подешевле, денег осталось немного. Он привык их считать, но вот, нравится ему летать.Положено после 20 часов полетов делать самостоятельный вылет, а этот курсант был готов на седьмом-восьмом часу. Здесь абсолютно разная публика, но в основном, конечно, люди обеспеченные», - говорит менеджер Александр.
© Денис Талалаев/Ridus.ru
Против жалоб на неудобные цены у вертолетного такси свой козырь: оно не зависит от пробок. Правда, и тут оговорки: заявку на вылет надо подавать за час, потому что все они регистрируются в Росавиации. Сиюминутный вылет не купишь ни за какие деньги. Есть и другое преимущество, но совершенно неоспоримое. Если вам срочно нужно смыться из города, причем незамеченным, то вы клиент аэротакси. Списки пассажиров существуют, но только в кабине пилота и на столе у менеджера. В вышестоящих организациях об этом ничего не известно.
© Денис Талалаев/Ridus.ru
«Robinson» - самые распространенные коммерческие легкие вертолеты, производятся в США. Фюзеляж выполнен из стеклопластика и легких металлов, под капотом восьмилитровый поршневой двигатель, который расходует на 100 км около 60 литров редкого и недешевого авиационного бензина. Вес вертолета с нагрузкой не больше, чем у малолитражного автомобиля - чуть больше тонны, но разница в цене. За самую простую комплектацию придется заплатить от 465 тыс. долл. Дополнительно можно установить инжекторный двигатель, более продвинутую авионику или выбрать кожаную обивку кресел. Таким образом цена возрастает до полутора миллионов долларов. Вертолет отправляется покупателю в разобранном виде в трех ящиках. Сборка и обслуживание машины проводятся по подробной заводской инструкции.
Вертолеты Robinson стоят на вооружении в странах Латинской Америки, в полицейских войсках США, ЮАР и России, но в основном их покупают бизнесмены для воздушных прогулок.
Источник: ridus.ru