Артек-2016. Что стало с мечтой советских детей
Не знаю, есть ли на свете те, кто никогда не слышал об Артеке - огромном детском лагере на берегу Черного моря. Попасть туда было несбыточной мечтой, а те, кому посчастливилось, запоминали “лето в Артеке” на всю жизнь.
Я оказался там через несколько лет после распада СССР. Лагерь оказался на территории Украины, часть путевок поступила в открытую продажу, мир вокруг стремительно менялся. К счастью, Артека тогда это не успело коснуться, и я, так и не став пионером в "обычной" жизни на двадцать один день оказался в лучшем лагере Советского союза.
Спустя много лет я вернулся, побродил знакомыми тропами и написал про путешествие в детство.
С тех пор прошло ещё пять лет, я снова в Артеке, и как же здесь всё изменилось!
1. Предупреждаю, этот рассказ будет отличаться от всех, что вы могли читать в последнее время про Артек. Потому что для меня он слишком личный.
2. И начать я хочу с того места, откуда начинался “Артек” для сотен тысяч ребят огромной страны, которая сегодня распалась на десятки других. Это приёмный корпус комплекса “Прибрежный”. Потому что Артек это, собственно, не лагерь, а огромный детский центр, внутри которого есть десять лагерей. Те, кто бывал в “Лесном”, “Полевом”, “Озёрном” или “Речном” помнят это здание с детства. И и оно тоже помнит.
3. Когда будущих ещё артековцев привозят в лагерь, их нужно помыть, умыть, переодеть и распределить по отрядам. Здесь это и происходило: дорога была долгой, ребят ждал горячий душ, а потом приятно пахнущая артековская форма. Она была разной в разные годы, в мой период давали клетчатые шорту и рубашку, по расцветке похожую на пижаму. Мы её не очень любили, но каждый мечтал забрать с собой в конце смены.
4. Читатель, не бывавший в Артеке, непременно подумает про “совок” и “допотопность” этого корпуса, а у артековца эмоции будут другими.
Это площадь видела очень много детских слёз. Да и не только детских. Прямо отсюда бессердечные автобусы увозили ребят назад, устремлялись к вокзалам, аэропортам и далёким трассам. И было трудно не плакать : этот двадцать один день смены был самым необычным в твоей жизни, а теперь всё позади.
Но как же здорово оказаться на этой самой площади спустя двадцать лет, и обнаружить, что ты ещё помнишь ребят своего отряда, и саму артековскую смену, до мелочей. Это счастье, быть здесь.
5. Сегодня Артек другой. Он сильно изменился, причём за последние несколько лет: я навещал лагерь ещё в 2011-м, делал большой репортаж (см. На один день в детство), и тогда я ещё бродил по своим старым корпусам и разглядывал комнату, в которой жил мальчишкой.
6. Сейчас я приезжал сюда на один день, принять участие в церемонии встречи 1,5 миллионного артековца, поэтому не было времени обойти весь детский центр, по площади он больше, чем княжество Монако! Но побывал в “Лазурном”, “Хрустальном” и “Лесном” лагерях.
Возле дворца Суук-су, исторической усадьбы, которая стала частью Артека ещё в первой половине прошлого века, построили новый большой центр детского творчества.
7. По архитектуре центр сам напоминает Суук-Су, по крайней мере, постарались.
8. А внутри работают всевозможные кружки и секции, в которые можно записываться во время смены и ходить туда во время смены. Вот гончарная мастерская.
9. Во “дворце пионеров” всё новенькое, его открыли совсем недавно, в этом году. И оснащение того же “кружка лепки” поражает.
10. Курс рассчитан на всю смену, поэтому есть смысл записыватья в самом начале. Такие же кружки были и в детстве, я вот занимался выжиганием.
11. Снова встретились с Тимуром Гармаевым, юбилейным, полуторамиллионным артековцем. Он пришёл в студию, чтобы сделать именную плитку,. Её повесят на специальную стену артековцев, которые отличились -- один из новых проектов лагеря.
12. К этому времени, Тимур уже отошёл от первого счастливого шока, когда его объявили победителем, и “отмучался”, раздавая интервью многочисленным журналистам. Он улыбался!
13. Помимо керамики, есть много других секций. Вот электроника, ребята собирают простейшие электросхемы.
14. Кружок гитары. Почему-то на него пришли только девочки.
15. За три недели они многому научатся, и смогут делать оригинальные подарки родным и друзьям. А кто-то, быть может, откроет в себе талант, о котором не знал раньше.
16. Рядом - старина Суук-Су. Формально он относится к “Лазурному” лагерю, но сюда приходят дети со всего Артека. Во дворце есть большой актовый зал, где можно проводить мероприятия в случае непогоды -- смотреть фильмы, а у нас был ещё и музыкальный конкурс.
Как же мне нравилось сюда приходить! От Лесного до Лазурного далеко, не меньше получаса пешком, и мы всем отрядом, а то и лагерем, отправлялись в небольшой поход, открывая для себя новые места Артека.
18. Здесь же хранят самые сокровенные реликвии страны детства: в Суук-Су работают два музея: Артека и космонавтики. Годы берут своё, здание давно не ремонтировали, поэтому сейчас здесь проходит реставрация, экспонаты временно перенесли в другие помещения.
19. А вот актовый зал всё тот же, до него рабочие ещё не добрались.
20. Хранители истории Артека.
21. По моей просьбе достали из архивов фотографии полумиллионного и миллионного артековцев. Мальчик Саша из Молдавии, и девочка Наташа из Западной Украины, она приехала в лагерь примерно одновременно со мной. Чуть раньше, в 1995 году.
22. Музей космонавтики, открытый по предложению Юрия Гагарина в 1967-м. В нём хранятся реальные тренажёры космонавтов, подаренные Артеку в разные годы. Как же мы мечтали покрутиться в этих креслах! Самым смелым разрешали, но в качестве поощрения.
23. Это место в Крыму совершенно магическим образом притягивает и детей, и взрослых. Сколько есть примеров, когда повзрослевший “пионер” приезжал сюда вожатым, а потом оставался на всю жизнь? Десятки, сотни. Весь день я встречал людей, которые были частью Артека на протяжении десятилетий. Некоторые из них помнили меня мальчишкой, и от этого становилось так тепло на душе, что я ни минуты не сомневался -- приехал не зря, не разрушил детскую сказку.
24. “Кто не был в Артеке, тому не понять, как хочется кушать, как хочется спать” - была в наше время такая поговорка. Столовская еда нравилась не всегда, а ещё хотелось есть в промежутках. Распорядок дня был таким активным, что мы тратили слишком много энергии, в корпуса приходили только спать, а растущий организм требовал калорий. И я даже таскал куски белого хлеба в отряд, подружившись с работниками общепита. Подкармливал мальчишек после отбоя.
25. Современные дети и подростки совсем другие. И сегодняшний Артек - тоже другой. Он тот же самый для меня, несмотря на визуальные изменения, но у нынешних ребят совершенно иное ощущение и ожидание от лагеря. Я достаточно рассказал о том, каким был МОЙ Артек в прыдудщей части репортажа, теперь пришло время показать, каков Артек 2016 года.
26. Блюда в столовой можно выбирать. Теперь это больше напоминает кафе “Му-му”, чем заводскую столовку. Есть несколько горячих блюд, и ребёнок берёт то, что ему больше нравится. Или сразу два.
27. Добавка? На здоровье!
28. Теперь у ребят классная стильная форма, которую действительно хочется носить.
29. Как и в советские годы, сегодня в Артек просто так не попасть, даже если у родителей есть деньги. 95% путёвок распределяются бесплатно, и ребёнка награждают поездкой за определённые заслуги - победу на окружной олимпиаде, например.
30. Подробнее о столовой “Горного” комплекса смотрите в видеотрансляции, которую я вёл прямо из Артека.
31. Во такие они, современные дети - нашли бесплатный Wi-Fi и исчезли в виртуальном мире. Они отправляют фото и видео родителям и друзьям, практически в режиме реального времени. А мы ходили звонить в приёмный корпус раз в неделю, и через хрипящую связь телефона-автомата рассказывали об Артеке. Сначала - как нам всё не нравится, и как мы хотим домой, а потом - как мы влюбились в это место, и не хотим уезжать.
32. Заглянем в лагерь, который работает круглый год.
33. Здесь тоже недавно сделали ремонт, хотя лет десять назад “Артек” уже проводил реконструкцию. Сейчас добавили детям удобств. Кондиционеры, санузлы и интернет в каждой комнате.
34. Живут по шесть человек. Нам же приходилось делить комнату с 12 ребятами. И я не жалуюсь, мы всё равно приходили туда только ночевать. Сейчас у них розетки, личные шкафчики и душ.
35. В середине дня, сразу после обеда, в Артеке наступает Абсолют. Это несколько часов тишины и дневного сна. Артековцы ненавидят тихий час, сам помню! А сейчас думаю - вот дурак, как же здорово, найти время и отдохнуть днём. Современным вожатым куда сложнее следить, чтобы все отдыхали: залез со смартфоном под одеяло и притворяешься!
36. Отрядная визитная карточка. Мы тоже делали что-то подобное.
37. Для вожатых Абсолют это один из немногих моментов дня, когда можно побыть с самим собой,написать письма своим родным просто отдохнуть от детей. Они же 24 часа в сутки с ребятами!
38. А теперь, пойдёмте в лагерь “Лесной”. Тот самый, где я провёл лучшее лето своего детства. Зимой он не работает, и ребят здесь нет. Но я не мог отказать себе в удовольствии пройти по пустым корпусам. Справа - столовая “Круг”, общая для “Лесного” и “Полевого” лагерей.
39. Всё поменялось, столовая стала модной, современной, и почему-то похожей на “Иль-Патио”, хотя я понимаю. что это артековский костёр.
40. Корпуса тоже обновили. Раньше они немного другими. “Калина” была жёлтой, и это был самый важный корпс лагеря: здесь были кабинеты начальника, медпункт и здесь же заседал Совет дружины : важный орган самоуправления, собранный из самых активных ребят смены.
41. Я не знаю, как мне довелось там очутиться, я же был забитым застенчивым мальчишкой, но в Артеке со мной стали происходить странные вещи, появилась смелость и решительность там, где её раньше не было, я поверил в себя...многие вещи я узнаю о себе сильно позже, но пойму - начиналось всё именно здесь.
42. Пять лет назад здесь было так же, как в моём детстве. Сейчас всё по-новому. Откуда взялись эти лифты, кондиционеры, пандусы для детей на колясках?
43. В четырёх лагерях “Прибрежного” комлпекса по пять корпусов. У каждого своё название. В “Речном” отразились имена великих рек: Волга, Ангара. В “Озёрном” есть Ильмень и Байкал. “Василёк” и “Ромашку” можно найти в “Полевом”, а у нас, лесников, корпуса называются в честь деревьев. Мой корпус - Клён, здесь в размещался мой отряд. Я без труда нашёл свою комнату. Ту самую, где я провёл свою артековскую смену. И только потом узнал, что этой комнаты больше нет.
44. Лагерь был полностью перестроен. Корпуса очень похожи на те, что были раньше, старались сохранить визуальное сходство. Но в реальности, это уже другие здания -- те были построены в 60-е годы, и давно устарели. В них были комнаты на 12 человек без единой розетки, туалеты на этаже и душ - в приёмном корпусе. Реально, мы ходили мыться раз в неделю, в банный день. Современные дети этого не поймут.
45. Скалы Адалары для артековцев тоже что-то мистическое. Лучший в Лесном вид на них открывается с площадки между “Клёном” и “Сосной”. В моём детстве здесь стояли два мусорных бака. Теперь - выложенная плиткой площадка с уличными тренажёрами.
46. Корпус “Сосна”.
47. Спортивная площадка между “Сосной” и “Тополем”, которую мы называли “тантанка” (из-за специального покрытия). Тоже осталась на своём месте, хотя в реальности это другая площадка. А ещё отсюда открывается отличный вид на “Морской” лагерь.
48. “Тополь” был самым дальним корпусом “Лесного”, но в то же время самым ближним к морю. За ним начинались заросли бурьяна и костровые площадки для отрядов - каждый обустраивал свою. Сейчас здесь навели порядок и сделали дополнительные отрядные места на первом этаже, на случай непогоды.
49. Площадь между “Лесным” и “Полевым” лагерями. Несмотря на полную реконстркуцию, старую мозаика с пионерами сохранили.
50. И даже те три пальмы возле “Рябины”, у которых вожатые делали свои групповые фотографии - на месте.
51. “Лесной”, как и другие лагеря “Прибрежного”, появился в шестидесятые годы, во время программы строительства “Больша Артека”. Корпуса построить не трудно, но озеленение лагерей стало делом непростым: здесь горная, каменистая почва, и землю приходилось носить буквально на руках. Но настоящая, искреняя любовь могут создавать чудеса, поэтому в Лесном уже много лет растут розы среди камней.
52. Корпуса “Морского” стоят прямо на берегу. С него начинался Артек, и он всегда считался самым “элитным” лагерем. Оказавшись в Артеке во второй раз (спасибо папе и “девяностым”, тогда путёвку можно было купить), меня распределили как раз туда, но я сбежал в “Лесной” - во всём Артеке для меня существовало только это место. И начальника лагеря, Евгений Александрович Васильев, узнав в беглом ребёнке “своего” пионера, договорился, чтобы меня не ругали и официально перевели в Лесной. Я же предупреждал, это очень личный пост.
53. На фотографии лагерь Полевой, а вдалеке виднеется гигантская статуя Ленина. Кажется, самая большая в мире. Мы звали её Кинг-Конг. Площадь с памятником сегодня практически не используется, но сносить Ильича не спешат.
54. В сегодняшнем Артеке переплетается старое и новое. Вот граффити, нарисованные совсем недавно.
55. А рядом, в артековском порту, пыхтит старый РАФик. Сегодня таких почти не встретишь, автопарк в Артеке современный. Это не просто машина. Мой провожатый, Юра, который знает меня добрых пятнадцать лет, говорит - на такой же машине возилиСаманту Смит, когда она приезжала в Артек.
56. Подходим к водителю, здороваемся и узнаём, что Саманту возила не этот, но точно такой же Рафик, в Артеке их было два одинаковых. Но водитель, конечно, знает и помнит - и машину, и шофёра, и Саманту.
57. Я говорил в начале, что Артек - место вне времени. Как бы не менялись государственные границы, политика, сама реальность, Артек остаётся Артеком. Здесь прошлое, настоящее и будущее переплелись так туго, что никто не распутает этот клубок.
58. Здесь провели детское лето будущие президенты стран, известные композиторы, писатели и даже один блогер-путешественник -- все черпали своё вдохновение в этих крымских закатах с видом на Медведь-гору.
59. В душе каждого из нас живёт консерватор. Я видел фотографии обновлённого детского центра в сети, и не принимал его. Глянцевый, пёстрый, незнакомый.
60. Стоило приехать, увидеть знакомых людей и побывать на артековском сборе, чтобы понять -- какие бы не были корпуса и форма, лагерь остался прежним. Всё тем же легендарным советским Артеком, куда мечтал попасть каждый ребёнок. Тем же искренним Артеком девяностых, куда приезжали за деньги, а уезжали с верой в себя -- ничто не исчезло.
61. Огромный котлован на фотографии - начальный этап реконструкции "костровой" площади Лесного, самой большой подобной площадки в детском центре. Больше полувека она собирала весь "Артек" на фестивали и праздники, здесь проходил международный детский кинофестиваль, куда я в своё время и приезжал.
Дома без людей это просто камни. Однажды я ляпнул эту фразу на лекции про путешествия. Теперь она мне нравится, ведь в самом деле, что значат здания без людей, которые в них обитают?
62. Современные дети - они такие. С телефонами и телефонами, но с таким же горящими глазами. Я бы очень хотел, чтобы два моих младших брата побывали в “Артеке”. Потому что Артек в жизни - действительно навсегда.
Источник: macos.livejournal.com