USD:
EUR:

Наледи на зимниках в Якутии, или вмёрзшие исполины

Наледи на зимниках в Якутии, или вмёрзшие исполины

Перед тем как отправиться в экспедицию «Полюс холода», я много от кого слышал, что, скорее всего, столкнусь с наледями.
Они очень и очень опасны, с ними нужно быть предельно аккуратным и внимательным, — всё это я знал. Однако, зная лишь теорию, трудно представить себе такое явление в реальности.

Даже при сильных отрицательных температурах на якутских реках бывает много воды вперемешку со льдом. На местном наречии это явление называется «тарын», русскоязычные же якуты используют слово «наледь». Суть такова: вода выплескивается или просачивается из-под толщи льда через трещины, это происходит из-за избыточного давления. Оказавшись на поверхности же, она очень быстро замерзает на воздухе. Если для легковых машин это не слишком опасно, то для тяжелых фур – весьма и весьма.

Первая провалившаяся фура которую мы встретили на зимнике.

Первая провалившаяся фура которую мы встретили на зимнике.
Провалилась не сильно, ребята откапали её за неделю.
Провалилась не сильно, ребята откапали её за неделю.

На первом участке пути от Иркутска до Оймякона с наледями мы не сталкивались, хотя и оказывались на зимниках, порой, очень труднопроходимых. Самое интересное и опасное началось приблизительно после поселка Тополиное и дальше вплоть до самого Тикси. В полной мере мы осознали масштабы этого природного феномена, когда ехали по рекам Нельгесе и Адыча.

На обратном пути эту машину уже освободили из плена.

На обратном пути эту машину уже освободили из плена.

Там мы впервые увидели главный кошмар местных дальнобойщиков – вмерзшие в лёд КамАЗы, один за одним они встречались на нашем пути. Некоторые из них мы смогли сфотографировать, пообщались с водителями.
Одна фура вмерзла только чуть-чуть, льдом прихватило колёса. Когда мы встретили ее на обратном пути, ее уже почти освободили из плена.

Этот Камаз достают уже больше двух месяцев.

Этот Камаз достают уже больше двух месяцев.

Два месяца водитель не видел своей семьи.

Два месяца водитель не видел своей семьи.

А вот желтый КамАЗ, например, провалился под лед еще в январе. Уже больше двух месяцев водитель вынужден жить рядом с ним. К нему на помощь приехала бригада, они постепенно достают машину из-подо льда старым «дедовским» способом. Так когда-то вымораживали корабли, застрявшие во льдах северных морей и рек.

Ледяной тюнинг

Ледяной тюнинг

Принцип простой. Сначала нужно замерить где-то в отдалении толщину льда, а затем выпиливать лед вокруг машины аккуратными блоками. Главная задача – не доходить до уровня воды. Если это случится, вода под давлением хлынет в эту выпиленную «ванну» и быстро замерзнет. И все многодневные усилия, понятно, пойдут насмарку.

Так живут водители провалившихся фур.

Организованна целая база по эвакуации
Организованна целая база по эвакуации

Все местные знают простую формулу, по которой удобно рассчитывать толщину промерзания воды. Если температура воздуха, допустим, -50 градусов, то толща воды промерзает примерно на 50 сантиметров за одну ночь. Если -20, то на 20 сантиметров, и так далее.

Выпиливают канавы

Выпиливают канавы

Следовательно, если в холодную погоду выпилить лед почти до самой воды, то за ночь река промерзнет в этом месте дальше, вглубь. И на следующий день можно пилить еще глубже, и так день за днем, пока машина не окажется на поверхности. Дальше машину цепляют тросом и резко сдергивают.

Опасности при этом процессе две. Первую я уже упоминал: можно случайно пропилить лед до воды и всё тогда зальёт. Еще одна опасность – не успеть извлечь машину до ледохода. Тогда фуру просто сожмет и искорёжит льдинами, и восстановлению после этого она уже не подлежит.
Мужики бьются за машины до последнего, потому что у многих это техника – личная. КамАЗ – это кормилец целой семьи, и каждый день водитель рискует его лишиться.

Нам тоже пришлось штурмовать наледи.

Нам тоже пришлось штурмовать наледи.

Сами же мы начали попадать в наледи на обратном пути из Тикси, когда начало теплеть. Всего мы проехали четыре. По счастью, эти наледи были хоть и обширными и длинными, но не слишком опасными. Тем не менее, было очень нервно ехать по льду, поверхность которого прямо на твоих глазах из трещин наполняется водой.

Руками поработа в воде тоже пришлось

Руками поработа в воде тоже пришлось

В сложных местах, где объехать наледь никак невозможно, приходится выходить из машины, промерять глубину пешней или ломом, оценивать состояние льда. Главное здесь изучить заранее выезд из наледи – если въехать в неё легко, то выехать намного труднее. Высоты колеса может не хватить, а еще мешает то, что дно наледи – это чистый, идеально ровный лёд. Машины скользят, из-за сопротивления воды отказываются ехать.

Очередной штурм тарына

Очередной штурм тарына

А когда удается выбраться, оказывается, что на колеса и валы намерз лед, он стучит и заметно мешает ехать.

На обратном пути вода прибывала с каждым часом.

На обратном пути вода прибывала с каждым часом.

Вот таков наш опыт взаимодействия с «тарынами», по счастью не печальный и не плачевный. Можно сказать, что мы легко отделались!

Мой Арктический офис

Мой Арктический офис

Источник: drive2.ru

Также в рубрике
Порой про Патриаршие пруды в современной Москве можно говорить либо плохо, либо никак — слишком уж одиозную славу приобрело это место: «золотая молодежь», безудержный кутеж в брызгах шампанского, самые дорогие машины и все такое прочее...
 0
Сегодня гуляем по Москве с любимыми героинями из русской классики - бедной Лизой, Татьяной Лариной, Наташей Ростовой
 0