USD:
EUR:

Курортный роман у классиков

Курортный роман – источник множества шуток и анекдотов, которых вызвала к жизни его скоропалительность и быстротечность.

Курортный роман у классиков
Со стороны этот роман похож на нравоучительную пьесу, где страсти понарошку и бури понарошку, а в финале порок наказан то ли приездом одной из законных "половин", то ли "болезнью, приключающейся от любви", то ли просто скукой.

Но при всей своей легковесности этот роман способен вдохновить… на творчество.
 
Множество наших классиков не обошли стороной идею курортного романа, и теперь, порывшись немного в своей библиотеке, мы можем обнаружить там все возможные варианты героев, а также кульминаций и развязок того, что начиналось на курорте.

Второй из главных классиков русской литературы отправил своего любимца, героя своего времени, "на воды" - к минеральным источникам, горам и курортным развлечениям. И там, в антураже променадов, целебных вод, балов и пикников в горах, в лихую спираль свиваются сразу два романа. Один - роман по старой памяти. С первой, но уже замужней любовью главного героя, которую зовут говорящим именем Вера и которая собирается умирать. И второй, возникший от сплава ревности, зависти, скуки и вспышек чувственности, с молоденькой и чистой княжной Мэри, имя которой настолько распространено (хоть и звучит на английский лад), что на его месте мог бы стоять прочерк, чтобы читатель заменил его по своему вкусу любым другим.

И тот и другой – классика курортного романа.

Благодаря замыслу автора мы, читатели, можем проследить чувства, мысли и идеи, которые движут мужчиной благородного происхождения, устраивающего на курорте два романа одновременно – что не редкость и в наши дни. Как только романы кончаются – становится понятно, зачем они и начинались – скука, тоска опять овладевают героем, а романы были лишь средством спастись от нее.

Мысли и истинные чувства женщин, вовлеченных в этот круговорот, по большей части остаются нам неизвестными. Если бы смертельная болезнь Веры так не подчеркивалась автором, она бы выглядела единственной, кто получил удовольствие от курортного романа по всем правилам: молодое тело и трепетные мысли симпатичного человека и откровенные манипуляции им, а потом разлука, потому что хватит уже, отдохнула. Разлучение происходит якобы потому, что муж увез, так, во всяком случае, сообщает Вера, но что там было на самом деле – мы не узнаем.

Страдание Мэри велико – как страдание любой юной девицы, которая в любви пока еще умеет только брать, а не давать, и еще не понимает толком, что такое курортный роман. Но мало ли таких несчастливо влюбленных дев остается после каждого лета и каждой поездки в горы или на море?

Итак, на примере двух романов в одном, мы имеем три образца поведения: курортного ловеласа, способного сражаться сразу на два фронта, грамотную в науке страсти нежной замужнюю кокетку и юную деву, которая путает курортный роман с любовью навсегда – в чем и заключается ее прелесть для ловеласа.

630 300
© iStock 
 
Дополнение к этим образцам находим у Чехова, в двух его рассказах, юмористическом, похожем на анекдот "Длинном языке" и в драматической "Даме с собачкой".

В "Длинном языке" благоразумная Наталья Михайловна крутит в Ялте два романа с проводниками-татарами. Тоже классика жанра – отдыхающие и симпатичный обслуживающий персонал. Здесь все понимают, что происходит, и никто не собирается ни за кого замуж. Это отдых, это развлечение, это временно. В самый разгар страсти нежной дамочка помнит о том, кто она и каково ее положение в обществе. "А все-таки ты не должен забывать, что ты только татарин, а я жена статского советника!" И все бы кончилось хорошо, не вздумай Наталья Михайловна так живо рассказывать мужу о падении чужих нравов на курорте.
 
В той же Ялте разворачивается действие "Дамы с собачкой", где встречаются два скучающих отдыхающих: он, опытный курортный сердцеед, и она – первый раз выехавшая отдыхать без мужа - нелюбимого и надоевшего - но с собакой. И начало простое, и продолжение предсказуемое, и конец ожидался, во всяком случае, Гуровым ожидался, известный: "Пройдет какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось ему, покроется в памяти туманом и только изредка будет сниться с трогательной улыбкой, как снились другие". Если бы так и случилось, то курортный роман остался бы курортным, но воспоминания о любви превращаются в наваждение и в саму любовь. Уже не может Гуров не ехать и не повидать Анну Сергеевну. И выясняет, что у нее все то же самое – и нет им жизни порознь, но невозможно жить и вместе, и так из банальности курортного романа вырастает возвышенная драма, как всегда, когда кончается игра и не вовремя приходит настоящее. Вот, собственно, и ответ на столь частый вопрос: может ли из курортного романа получиться что-то серьезное.

Список образцов романов и лиц был бы не полон без "Вешних вод" Тургенева. Там, среди термальных источников Висбадена, приехавший по делам молодой Санин, без пяти минут муж красавицы-итальянки, попадает в сети жены своего друга, Марьи Николаевны, и становится ее любовником. Перенаправленная страсть с одной стороны и грамотная манипуляция с другой дают курортный роман высокого накала. В результате судьба Санина разбита, свадьба расстроена, а в коллекцию Марьи Николаевны добавлен еще один экземпляр.
 
Не всякий роман, завязанный на курорте, будет "курортным". Иногда, особенно у людей молодых и не обремененных обязательствами и клятвами верности, там начинаются и обычные романы.

И, чтобы и тут не отступать от классики, упомяну Цветаеву с Эфроном, которые, если верить ее воспоминаниям, познакомились на пляже.

Также в рубрике
Порой про Патриаршие пруды в современной Москве можно говорить либо плохо, либо никак — слишком уж одиозную славу приобрело это место: «золотая молодежь», безудержный кутеж в брызгах шампанского, самые дорогие машины и все такое прочее...
 0
Сегодня гуляем по Москве с любимыми героинями из русской классики - бедной Лизой, Татьяной Лариной, Наташей Ростовой
 0