Курортный роман у классиков
Курортный роман – источник множества шуток и анекдотов, которых вызвала к жизни его скоропалительность и быстротечность.
Но при всей своей легковесности этот роман способен вдохновить… на творчество.
Второй из главных классиков русской литературы отправил своего любимца, героя своего времени, "на воды" - к минеральным источникам, горам и курортным развлечениям. И там, в антураже променадов, целебных вод, балов и пикников в горах, в лихую спираль свиваются сразу два романа. Один - роман по старой памяти. С первой, но уже замужней любовью главного героя, которую зовут говорящим именем Вера и которая собирается умирать. И второй, возникший от сплава ревности, зависти, скуки и вспышек чувственности, с молоденькой и чистой княжной Мэри, имя которой настолько распространено (хоть и звучит на английский лад), что на его месте мог бы стоять прочерк, чтобы читатель заменил его по своему вкусу любым другим.
И тот и другой – классика курортного романа.
Благодаря замыслу автора мы, читатели, можем проследить чувства, мысли и идеи, которые движут мужчиной благородного происхождения, устраивающего на курорте два романа одновременно – что не редкость и в наши дни. Как только романы кончаются – становится понятно, зачем они и начинались – скука, тоска опять овладевают героем, а романы были лишь средством спастись от нее.
Мысли и истинные чувства женщин, вовлеченных в этот круговорот, по большей части остаются нам неизвестными. Если бы смертельная болезнь Веры так не подчеркивалась автором, она бы выглядела единственной, кто получил удовольствие от курортного романа по всем правилам: молодое тело и трепетные мысли симпатичного человека и откровенные манипуляции им, а потом разлука, потому что хватит уже, отдохнула. Разлучение происходит якобы потому, что муж увез, так, во всяком случае, сообщает Вера, но что там было на самом деле – мы не узнаем.
Страдание Мэри велико – как страдание любой юной девицы, которая в любви пока еще умеет только брать, а не давать, и еще не понимает толком, что такое курортный роман. Но мало ли таких несчастливо влюбленных дев остается после каждого лета и каждой поездки в горы или на море?
Итак, на примере двух романов в одном, мы имеем три образца поведения: курортного ловеласа, способного сражаться сразу на два фронта, грамотную в науке страсти нежной замужнюю кокетку и юную деву, которая путает курортный роман с любовью навсегда – в чем и заключается ее прелесть для ловеласа.
© iStock
В "Длинном языке" благоразумная Наталья Михайловна крутит в Ялте два романа с проводниками-татарами. Тоже классика жанра – отдыхающие и симпатичный обслуживающий персонал. Здесь все понимают, что происходит, и никто не собирается ни за кого замуж. Это отдых, это развлечение, это временно. В самый разгар страсти нежной дамочка помнит о том, кто она и каково ее положение в обществе. "А все-таки ты не должен забывать, что ты только татарин, а я жена статского советника!" И все бы кончилось хорошо, не вздумай Наталья Михайловна так живо рассказывать мужу о падении чужих нравов на курорте.
Список образцов романов и лиц был бы не полон без "Вешних вод" Тургенева. Там, среди термальных источников Висбадена, приехавший по делам молодой Санин, без пяти минут муж красавицы-итальянки, попадает в сети жены своего друга, Марьи Николаевны, и становится ее любовником. Перенаправленная страсть с одной стороны и грамотная манипуляция с другой дают курортный роман высокого накала. В результате судьба Санина разбита, свадьба расстроена, а в коллекцию Марьи Николаевны добавлен еще один экземпляр.
И, чтобы и тут не отступать от классики, упомяну Цветаеву с Эфроном, которые, если верить ее воспоминаниям, познакомились на пляже.