Сквозь призму туризма
Начавшаяся неделя оказалась богата на новости из мира туризма.
И, на первый взгляд, они мало кому интересны за пределами туристической отрасли. Но это только на первый взгляд.
Например, «Ведомости» пишут, что расценки на услуги гостиниц в Москве и Петербурге в будущем годы вырастут на 30-50%. В «Интуристе» заявили, что повышение в следующем сезоне составит 30–50%, а в «Тари тур» указали, что в некоторых гостиницах рост составит до 50%. По словам генерального директора Azimut Hotel Olympic Moscow Алексея Акиндинова, повышая цены, руководители гостиниц реагируют на возросшую загрузку. Вырос как внутренний туризм, так и поток гостей из Китая, Индии и Ближнего Востока, заместивших туристов из Европы.
Можно пройти мимо этой новости, а можно задуматься — почему вместо европейских туристов в России едут азиаты?
Средний европейский турист — это пенсионер, который благодаря большим накоплениям, хорошему здоровью и отсутствию серьезных обязательств может путешествовать по миру. При этом пенсионер этот очень внимательно следит за своим здоровьем и благосостоянием, а значит не будет ездить туда, где ему угрожает опасность. Считает ли средний житель Франции и Германии поколения послевоенных беби-бумеров, что в России сейчас опасно находиться? Вполне вероятно.
Средний турист из Азии — это, как правило, китаец, который зарабатывает достаточно денег, чтобы долететь до далекой Европы. Учитывая, что в прибрежных провинциях средние зарплаты сравнимы с доходом россиян в зажиточных регионах, долетают до Москвы только относительно обеспеченные китайцы. Они не видят особого различия между Россией, Германией и Испанией, для них все эти страны — Европа. Но Россия в в результате девальвации внезапно стала очень дешевой, так что не удивительно, что даже лакшери-магазины в последнее время перестраиваются под китайский спрос.
Сами же россияне, похоже, готовы ради привычного отдыха на все. Во всяком случае «Известия» пишут, что для оплаты турпоездок россияне готовы брать микрокредиты под огромные проценты. Опрос MoneyMan, крупнейшего в стране сервиса онлайн-кредитования, свидетельствует, что каждый четвертый заемщик МФО намерен потратить на отдых больше 50 тысяч рублей, только 17,2% из них планируют провести отпуск в России, остальные нацелились на зарубежные курорты.
Казалось бы, тратить на такую необязательную вещь, как отдых на курорте, огромные деньги — учитывая проценты в 2-3 месячных заработка среднего россиянина — довольно глупое занятие. Но можно посмотреть на это и с другой стороны: возможно, потребитель с оптимизмом смотрит в будущее и уверен, что скоро ему повысят зарплату или, возможно, удастся найти новый источник дохода. Если ожидаемого не произойдет, то на помощь этому потребителю придет недавно принятые законы о коллекторах и о банкротстве физлиц.
Еще одно подтверждение того, что россияне — достаточно упертый народ в том, что от только что купленных туров в Турцию они не спешат отказываться, несмотря на попытку военного переворота в стране и прочую нестабильность. Хотя и тут может быть другое объяснение: рынок просто не готов предложить таких же отелей по соотношению цена-качество. А это значит, что, несмотря ни на что, у Крыма все-таки есть перспективы, надо только заняться строительством хороших отелей. Но это уже совсем другая история.
Источник: polit.ru