USD: 94.3242
EUR: 100.2787

Сонная школьница дальних Крестов

Рассказ о том, как девочка Настя добирается до школы после оптимизации школьной сети в Псковской области

Текст: Светлана Прокопьева
Сонная школьница дальних Крестов

Вапреле в 7 часов утра уже светло и Настя Шаркова выходит на деревенскую дорогу одна. Зимой, в темноте, ее провожает мама с фонариком – никакого освещения в деревне Кресты нет. В 7:20 подходит автобус, и Настя занимает любое, какое ей понравится, место – следующий пассажир зайдет только через 8 километров в деревне Долговицы. Это будет одноклассница Дина; девочки поздороваются и на час с лишним включат музыку через наушники – все равно в тряске и шуме разговаривать невозможно.

Получить среднее образование – не только право, но и обязанность российского школьника. В идеале ребенок должен идти в школу пешком, весело размахивая портфелем. Но не более полукилометра в городе и двух километров в деревне – такие нормы установлены действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН)­. Если расстояние до школы больше, необходимо организовать подвоз учащихся, гласят эти правила. При этом в них говорится, что "время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону".

Десятиклассница Настя добирается до школы минимум час двадцать минут.

Настя (слева) и Дина

Настя (слева) и Дина

Она живет в деревне Кресты, к названию которой в Куньинском районе добавляют слово "Дальние" (есть еще одни Кресты, поближе к райцентру). До Куньи оттуда 73 километра, а до ближайшей действующей школы – 35. Школы в Крестах, где Настя пошла в первый класс, а ее мама Наталья Ивановна отработала 22 года учителем истории и немецкого языка, нет уже девять лет. Ее закрыли в самом начале "оптимизации школьной сети" Псковской области.

Настя и ее мама Наталья Шаркова

Настя и ее мама Наталья Шаркова

Последние два десятка детей доучивались в Долговицкой школе, но в прошлом году оптимизировали и ее. Теперь ближайшая школа – Пухновская средняя общеобразовательная – находится в деревне Боровково, а школьников, кроме Насти, в Крестах не осталось. Свой 10-й и следующий 11-й класс девочка будет уезжать из дома в 7:20 и возвращаться к 17:00, успевая только поесть, сделать уроки и лечь спать, чтобы выспаться до завтрашнего рейса.​

Закрытая школа в Крестах

Закрытая школа в Крестах

​​Путь из Крестов к знаниям пролегает по грунтовой дороге через безлюдные, заросшие молодым лесом поля. Автобус марки "ПАЗ" не разгоняется свыше 40 километров в час, даже если по дороге недавно прошел грейдер. Мне повезло проехать именно в такой момент, но все равно показалось, что эта тряска чудовищна.

Пухновская школа

Пухновская школа

СанПиН предписывает возить обучающихся "специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей". Но Настя и другие ученики Пухновской школы ездят обычным рейсовым автобусом, который по дороге забирает всех желающих. Свою "школьную" функцию автобус выполняет, делая крюк в деревню Затурщина (5 километров в сторону), где живет семиклассница Женя. И конечно, водитель подождет на дороге опаздывающего ребенка.

В остальном рейс Кресты – Кунья – это самый обычный пассажирский маршрут: может, сломается по дороге, может, придется ехать стоя. В "пазике" 22 сидячих места, а по списку с усмынского направления (Усмынь – деревня по пути из Крестов в Боровково) в Пухновскую среднюю школу должны ездить 27 учеников (не считая обычных пассажиров). Если людей слишком много, учительница Любовь Юрьевна, которая ездит на работу вместе с детьми, проследит, чтобы старшие уступали места младшим.

– Самое главное для нас – чтобы автобус не ломался, – говорит Любовь Юрьевна. – Но уже эту неделю мы ездили, и он два дня был в ремонте.

Сейчас условия перевозок, по ее словам, стали лучше. До февраля школьников возили две маршрутки, потом одна сломалась. С февраля по март последняя маршрутка делала два рейса: привозила первую партию школьников за час до уроков и отправлялась за остальными детьми, и те уже опаздывали. Сломалась и она.

Тогда детей пересадили на рейсовый автобус, который первоначально выходил из Крестов в 6:30 утра. После жалоб родителей перевозчик изменил расписание, а в самые дальние деревни отрядили отдельную "Газель". Осталось взять последний рубеж: добиться нового, хорошего автобуса. О том, чтобы дорогу покрыли асфальтом, жители Пухновской волости и не мечтают.

Директор школы Екатерина Хрулева

Директор школы Екатерина Хрулева

– Проблема, конечно, для нашей школы большая, потому что детей у нас на подвозе очень много, – говорит директор Пухновской средней школы Екатерина Хрулева. Екатерина Петровна сама ездит на работу из соседней деревни Слепнево за 13 километров. Слепневская школа тоже пала жертвой оптимизации – так же как Крестовская, Прихабская, Усмынская, Долговицкая и начальная Маковская школы.

В старших классах учатся одни девочки: все мальчишки после 9-го класса уезжают поступать в техникумы и в деревню, как правило, уже не возвращаются. Девочки уезжают после 11-го – стараются поступать в вузы. Вся Пухновская школа насчитывает сегодня 76 учеников и 5 дошкольников, из них более 60 детей приезжают издалека. Дальше всех ехать детям из деревни Жигули, это более 50 километров.

Расписание, которое в конце концов сложилось, директора, в принципе, устраивает. Не устраивает состояние транспорта:

– Потому что автобус у нас уже старый, и он часто ломается. Конечно, нам владельцы обещали, что будут за ним тщательно следить, на время поломок его заменять. Но все равно, это очень нервно. Потому что расстояние большое, пешком домой не дойдешь.

Из окна кабинета Екатерины Петровны можно увидеть два старых автобуса, доживающих свой век в школьном дворе. С другой стороны школы стоит сравнительно новый, рабочий "пазик" с табличкой "Боровково – Курилово, Рябово". Он привозит на учебу школьников с другого конца волости.

– Этот автобус делает маршрут утром, стоит в школе до двух часов и потом везет детей домой, тоже двумя рейсами, – рассказывает Екатерина Хрулева. – И родители усмынской стороны тоже хотели бы, чтобы у них был свой автобус. Пусть он будет маршрутным, не обязательно, чтобы он возил только детей, но все-таки чтобы он был в школе и мы были спокойны, что дети уедут домой вовремя.

Хотя сокращение малокомплектных школ в свое время подавалось в Псковской области как часть комплексной программы модернизации образования (дескать, лучше возить детей дальше, зато учить лучше), сегодня подвоз школьников находится в компетенции Госкомитета по транспорту. То есть решается сугубо техническая проблема: доставить всех, кого нужно, куда нужно и когда нужно. Условия перевозок и их влияние на учебный процесс остаются вне зоны внимания.

Первый зампредседателя комитета по транспорту Игорь Сильченков признает, что имеет место "несогласованность действий": сначала принимается решение об очередной оптимизации школьной сети, а затем транспортников ставят перед фактом. При этом школьных автобусов в строгом смысле слова в Псковской области нет, говорит Сильченков:

– Начиная с 2011 года у нас подвоз школьников организовывается на регулярных пассажирских маршрутах пригородного сообщения, а в некоторых случаях и междугороднего. Что касается Куньинского района, там действительно проблема как в самом подвозе, так и в том, на чем подвозят. Проблема старения подвижного состава для всех транспортников не нова, и ее надо решать, но то, что школьники больше часа добираются до школы, – конечно, это ситуация не то что неприятная, а недопустимая.

Региональные власти все эти годы хвалились программой "Школьный автобус". Но Сильченков объясняет, что в 2010 году прошли проверки прокуратуры и Ространснадзора, которые выявили "целый куст" недостатков в организации школьных перевозок в плане подготовки к рейсу, подбора водителей:

– В ряде случаев автобусы использовались не по назначению. Там и картошку возили, и чуть ли не гробы возили на этих несчастных школьных автобусах. Поэтому было общее собрание с главами районов и было принято решение, чтобы профессионалы занимались тем, чем они занимаются. То есть если возить, то этим должно заниматься автотранспортное предприятие, – говорит Сильченков.

По словам чиновника, закон не запрещает, "если школа богатая будет или район", покупать свои собственные комфортные автобусы и, строго выполняя все правила, самостоятельно перевозить детей. Но этот сценарий заведомо невыполним в Псковской области, учитывая состояние местных бюджетов. А поскольку с региональным бюджетом дела не лучше, не стоит рассчитывать и на строительство асфальтовых дорог – что действительно могло бы сделать путь до школы быстрее и комфортнее.

Единственное, чем власти обещают помочь ученикам Пухновской средней школы, – купить новые автобусы к новому учебному году. Будут хотя бы каждый раз доезжать до конца маршрута.

Источник: svoboda.org

Также в рубрике
Порой про Патриаршие пруды в современной Москве можно говорить либо плохо, либо никак — слишком уж одиозную славу приобрело это место: «золотая молодежь», безудержный кутеж в брызгах шампанского, самые дорогие машины и все такое прочее...
 0
Сегодня гуляем по Москве с любимыми героинями из русской классики - бедной Лизой, Татьяной Лариной, Наташей Ростовой
 0