Марийский Дед Мороз
Перед Новым годом начался настоящий парад национальных Дедов Морозов.
Татарский Дед Мороз, например, прописался в Новом Кырлае, на родине Тукая, а имя его всем известно всем в России – это Кыш-Бабай!
Главные герои новогоднего казахского праздника дедушка Аяз Ата со своей спутницей Снегурочкой, которую зовут Акшакар.
Мош Крэчун (Moş Crăciun) - Молдавский дед Мороз по заведенной давным-давно традиции тоже носит усы и бороду.
Мордовский Мороз Атя в праздничные дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.
И вот, оказывается, как сообщил нам знаменитый путешественник Лев Киндулов – у марийцев также есть свой Дед Мороз - Йўштє Кугыза!!!
ОТ ЛЬВА КИНДУЛОВА
Оказалось, что я земляк марийского Деда Мороза, и в преддверии Нового Года решил немного написать о нем.
Йўштє Кугыза (Йюшто Кугыза, холодный дедушка, старик — дословно), марийский Дед Мороз, недавно вновь вернулся на свою родину, в село Кукнур, где имеет теперь свою резиденцию. Администрация села, района и простые зеваки были свидетелем, как Йюшто Кугыза появился из леса в самой северной точке Марий Эл, у деревни Купсола, на берегу озера Келшимаш.
Как и полагается всем Дедам Морозам, он был в теплом длинном зипуне, с посохом, с большущей белой бородой, в меховой шапке с белым верхом, подпоясанным красным кушаком.
Он пришел не один, а со своей внучкой, красавицей Лумўдыр (Лумудыр, дословно — снежная девочка). Всю зиму Йюшто Кугыза будет жить в Кукнуре, принимать гостей, дарить подарки, устраивать экскурсии по местным родникам, кататься с гостями с горок на мешках, набитых соломой, знакомить с обычаями древних мари.
Йушто Кугыза появился в фольклоре мари давно, около десятого века. По утверждениям Руслана Бушкова, местного историка и краеведа, кандидата исторических наук, он родился именно в Кукнуре. По легендам, жил он в большом каменном доме, с женой Йушто Кува, сыном и дочерью. Сына звали Поран (вьюга), дочь — Теле (зима).
Позже появилась и внучка — Лумудыр. Йюшто Кугыза веселый, любит шутки, розыгрыши. Научит любого петь и танцевать. В течение недели — в марийский Новый Год Шорыкйол (празднуется в пятницу после 22 декабря, после нарождения новой луны), ездит по деревням на лыжах, заходит в дома, дарит подарки и веселит людей. В то же время Йушто Кугыза — более серьезный и основательный персонаж, чем, например, новогодние ряженые Васли Кугыза и Васли Кува. Он - хранитель марийских легенд, обычаев, знает значение всех слов, и как каждое образовалось.
Современный кукнурский Йушто Кугыза имеет секретаря, и к нему можно записаться на прием, чтобы потом приехать и попариться в баньке по-черному и по-белому, поесть блинов и пообщаться.
ИСТОРИЯ ДЕДА МОРОЗА
Марийского Деда Мороза зовут Юшто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр.
Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик.
Но кроме Юшто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки.
Краткая новогодняя энциклопедия: У кого какой Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».
Название закрепилось от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большего приплода овец. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников, и православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством. Васли Кува-Кугыза и Шорыкйол Кува-Кугыза обычно возглавляют шествие ряженых и приносят в дом удачу и счастье.
СТАТЬЯ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Этнотуризм… Марий Элыште этнотуризмым вияҥдаш лиеш да кӱлеш. Тидлан амалжат шуко: эн ончыч, марий калыкын тӱвыраже, йӱлаже шкешотан, оҥай, вес могырым, мемнан пӱртӱсна ару, мотор. Чылажымат шот дене виктарен колташ гын… Республикын кажне районжо мо дене гынат чаплана, ойыртемалтеш. Теве ме палена Кужеҥер районын Визым кундемжым. Тушто - теле туризмлан моткоч чапле вер. А У ий деч ончыч Шернур район Кукнур велне Марий Йӱштӧ Кугызан резиденцийжым почыныт – тыге этнотуризмын эше ик корныжлан негызым пыштыме…
Пален лийза, Марий Элын ик эн йӱштӧ верыштыже - Шернур кундем Кукнурышто – ынде Марий Йӱштӧ Кугыза ила.
Кузе мый палем, у шонымашым илышыш шыҥдараш пижыныт Мер Каҥашын еҥже-влак да Шернур кундемыште илыше-шамыч, тӱҥ шотышто, районысо тӱвыра пӧлкам вуйлатыше Августа Швецова. Тушто У ий деч ончыч Йӱштӧ Кугыза икымше гана уна-влакым вашлийын. Тудо Кукнур кундемыш мийыше-шамычым, тоштымарий вургемым чиен, кож воктене мураш-кушташ, мыскарам ышташ, Лемде олык лапыште мунчалташ ӱжеш. Вара шем мончаш да ош мончаш пураш темла. Пайрем кочкыш дене сийлымеке, йомак чондайжым ронча…
ПЕРЕВОД
*****************
Этнотуризм… В Марий Эл можно и нужно развивать этнотуризм. Для этого есть много причин: во-первых, мы имеем уникальную культуру, традиции и обычаи народа мари, во-вторых, сама природа манит и лелеет. В принципе, в республике каждый район особенный, интересный – есть что показать и чем удивить. Но, конечно, надо вкладывать, развивать, помогать энтузиастам и не только…
Многим известна деревня Визимбирь Куженерского района – здесь можно дальше развивать и летний, и зимний туризм. А вот перед Новым годом в д.Кукнур Сернурского района открыли резиденцию Марийского Деда Мороза – Марий Йӱштӧ Кугыза. Это – ещё один способ и место для развития этнотуризма.
Йӱштӧ Кугыза встретил своих первых гостей...
Так, он предлагает одеться в одежду предков и покружиться, спеть-потанцевать вокруг ёлки, потом покататься на лыжах, на мешках с сеном, помыться в черной или белой бане. Угостив народными блюдами, окутает сказкой...
Источник: komanda-k.ru