Плохой Ижевск
Какой увидел столицу Удмуртии блогер Илья Варламов
Сегодня – плохой Ижевск. C Ижевском у меня особые отношения. Так вышло, что моя супруга родом из этого прекрасного города. Все 8 лет нашей совместной жизни я слушаю рассказы о том, какой Ижевск красивый и удивительный город. Что именно в нём такого красивого и удивительного, супруга никогда не рассказывала. Наверное, мне ещё тогда стоило заподозрить что-то неладное.
Впервые я оказался в Ижевске несколько лет назад, когда мне надо было снять производство рубашек для рекламного поста. Город в ту поездку я видел мельком из окна автомобиля. Была ранняя весна, и ничего, кроме грязи, неубранных тротуаров и разбитых дорог, я не увидел.
В этот раз к Ижевску у меня были завышенные требования. Я хотел увидеть прекрасный город, про который я слышал 8 лет. Но его не оказалось. Ижевск не понравился. В городе большие проблемы с дорогами, тротуарами и общественными пространствами. Гулять по Ижевску совершенно не хочется, хороших общественных пространств нет, смотреть не на что.
Местные жители говорят, что в городе не осталось ни одного дореволюционного жилого дома. Самые старые здания в Ижевске – это корпуса оружейного завода, построенные в начале XIX века под руководством Андрея Дерябина.
Для тех, кто в этом блоге оказался впервые, напоминаю: про город я делаю два отчета. В одном описываю все негативные стороны, в другом – позитивные. Сегодня мы посмотрим на плохой Ижевск, завтра будет хороший.
01. Чтобы понять, какой Ижевск на самом деле, вам надо туда приехать. Здесь вас ждет первый неприятный сюрприз. В Ижевск из Москвы летают только две авиакомпании: "Ижавиа" и "РусЛайн".
В аэропорту Ижевск базируется отвратительная авиакомпания "Ижавиа". Она решила не пускать в столицу Удмуртии все приличные авиакомпании – видимо, чтобы избежать конкуренции – и занять доминирующее положение на рынке. Это позволило "Ижавиа" установить заоблачные цены на билеты, несмотря на паршивый сервис.
Вообще в Ижевск осуществляют рейсы лишь четыре авиакомпании: помимо упомянутых двух это ещё "Оренбуржье" (рейсы из Уфы) и Dexter (Киров, Нижний Новгород, Самара).
В итоге "Ижавиа" потом приходится отменять свои рейсы "из-за низкого пассажиропотока". Причём отменяются рейсы не в соседние Киров или Нижнекамск, а в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург, то есть в такие города, куда самолёты, по идее, вообще всегда должны летать полными. Видимо, с ценообразованием "Ижавиа" всё-таки что-то не рассчитала. Зато "Ижавиа" получила субсидии на полёты в Крым.
Цены на билеты и в самом деле какие-то адские. В будний день билет в одну сторону стоит дороже 8 тыс. рублей, туда-обратно – 15,5 тысяч. В Уфу или Пермь можно слетать в 3,5 раза дешевле, при том что Ижевск к Москве ближе.
Сама авиакомпания утверждает, что "тарифы на рейс по маршруту Ижевск – Москва установлены ОАО «Ижавиа» в диапазоне от 3950 до 13000 рублей в эконом-классе с различной квотой мест". Но местные жители говорят, что билетов за 4 тысячи рублей в продаже не бывает почти никогда.
Гендиректор "Ижавиа" рассказывает, что в Пермь и Уфу летать дешевле из-за более экономичных самолётов, тогда как ижевский перевозчик катает пассажиров на Як-42. Неплохо придумано! Но если вы устанавливаете такие цены на билеты, не пора ли обновить парк?
02. Что еще плохого есть в Ижевске? Памятник Ленину. Памятник Ленину надо перенести в музей. Постоянные читатели этого блога заметили, что про памятник Ленину я пишу в каждом отчете про плохие города. После этого в комментарии приходят поклонники Ильича и истерят: "После этой фразы пост не читал!" Отличный фотооберег получился. Не читайте дальше ;)
03. Ижевск называют "городом тысячи озер". Связано это с непересыхающими лужами на тротуарах.
04. Никто точно не помнит, когда огромные лужи впервые появились в городе и почему. Одни утверждают, что это проявились следы динозавров, которые миллионы лет назад гуляли по этим местам, другие связывают это с вмешательством внеземных цивилизаций. Есть и те, кто утверждает, что ямы на тротуарах, заполненные водой, появились потому, что тротуары давно никто не ремонтировал. Но в эту невероятную версию мало кто верит.
05. Лужи на тротуарах не исчезают даже в сильную засуху. У властей города был даже план выпустить в городские лужи уток и лебедей, чтобы в этих водоёмах был хоть какой-то смысл.
06. Мне кажется, это хорошая достопримечательность города. Я бы высадил только какие-нибудь водные растения в лужи, чтобы было красиво. Идёте вы по городу, а у вас цветы, лягушки квакают, камыши шумят.
07. Зимой Ижевск из "города тысячи озер" превращается в "город тысячи катков".
08. К сожалению, скоро эта уникальная достопримечательность может исчезнуть из Ижевска. Здесь начали что-то подозревать и делать правильные тротуары. Жаль...
09. Знаменитый ижевский провал. Возможно, город находится в сейсмоопасной зоне?
10. Вообще, с тротуарами в Ижевске всё очень плохо.
11. На некоторых тротуарах, даже в центре города, нет покрытия.
12. Внезапно столб!
13. Про безбарьерную среду здесь тоже не слышали.
14. Центральная площадь города разрушена...
15. Как такое возможно?
16. Ижевские водители суеверны. Говорят, здесь есть примета, что если припарковать машину на асфальте, то придет "парковочный монстр" и съест автомобиль. Поэтому все ижевские водители ставят свои машины на газоны, даже если есть места на дороге. Иначае чем объяснить такую массовую парковку на газонах?
17. Удивительно. Люди заезжают в лужи и грязь, лишь бы быть подальше от дороги. Никогда раньше не встречал такого, а вы?
18. Из-за этого Ижевск очень грязный, напоминает Уфу.
19. И это я еще приехал летом. А представляете, что в Ижевске творится ранней весной? Грязь и пыль повсюду. Даже сейчас было сложно дышать около крупных дорог.
20. Обычное дело для Ижевска.
21. Водители не брезгуют ставить свои повозки прямо на детских площадках. Как такое возможно?
22. Ижевску срочно надо защищать газоны от автобыдла. Нарушителей штрафовать, газоны защищать столбиками.
Во дворах Ижевска появляются парковки, жильцы фактически сами их строят. При этом они не считают нужным получать согласие тех, кто против парковок и у кого просто нет машины. Так что газоны постепенно исчезают, и дворы превращаются в асфальтовые пустыни для ненаглядных повозок.
23. С парковкой вообще в Ижевске чудеса происходят. Что машины делают на тротуаре?
24. Но самое крутое не это... Сейчас я вас удивлю. На фото Александро-Невский кафедральный собор в самом центре Ижевска.
25. На его территории тоже парковка! Как так получилось, я не знаю. Это все равно, что в Москве открыли бы парковку в Кремле для всех желающих.
26. Посмотрим, как в Ижевске обстоят дела с новым строительством. Может ли здесь Ижевск чем-то удивить гостей? Конечно, может! Например, в Ижевске могут сдать новый дом и забыть сделать к нему дорогу.
27. Дом сдан, полностью заселен, а дороги нет! Все в говне. Как была стройплощадка, так и осталась.
28. Пандус для инвалидов. Забавные лабиринты из оград. Как думаете, возможно ли сделать более элегантное решение?
29. Во дворах все очень грустно.
30. Ничего нет, кроме котов. Коты – это, конечно, прекрасно, но хотелось бы что-то еще.
31. Вместо лавочек – старые покрышки.
32.
33. Еще в Ижевске очень плохие дороги. Это общепризнанный факт. Даже специальные знаки висят.
34. Конечно, дорогие не такие плохие, как в Йошкар-Оле, но хуже, чем в среднем по России.
35.
36. Иногда дороги локально ремонтируют. Только почему-то до конца не доделывают. Я ехал на велосипеде и попал в эту яму с щебнем. Чуть не разбился.
37. По всему Ижевску стоят какие-то странные мусорные баки. Они огромные, страшные, и их много. В такие мусорки, конечно, удобно прятать трупы, но мне кажется, Ижевск достоин чего-то более изящного.
С мусором в Ижевске дела обстоят не так печально, как в других крупных городах, но отсутствие правильных контейнерных площадок и мусорных баков приводит ко всяким курьёзам. Во время недавнего урагана мусорные баки, например, стали полноценными участниками дорожного движения.
38. Посмотрим на контейнерные площадки во дворах. Баки почти везде новые. В некоторых дворах есть даже сетки для раздельного сбора пластика. Но все равно площадки неправильные. Баки надо как минимум закрывать.
39. В Ижевске есть проблемы с визуальным мусором и засильем наружной рекламы. Какие-то ужасные рекламные заборчики... Кстати, недавно такие были по всей Москве, но год назад их убрали. Твой ход, Ижевск!
40. Первые этажи многих зданий отдали под торговлю. Здесь полный бардак.
41. Бардак с оформлением фасадов, рекламой, парковкой. Так делать нельзя.
42. Каждый пристраивает себе какие-то лесенки, каждый прокладывает к своим магазинчикам тропинки, делает свое благоустройство.
43. Если и перестраивать первые этажи жилых зданий, то делать это надо централизованно. Вот, например, в том же Ижевске есть попытка правильного подхода. Сделали единую лестницу ко всем магазинам. Конечно, выглядит это все плохо, но тут важен подход.
44. В Ижевске нет ярко выраженного центра. Ходишь по городу, и все время кажется, что где-то через квартал будет центр, но центра нет. Один большой спальный район.
45. Есть в Ижевске и новая набережная.
46. На набережной тоже ничего нет. Никаких точек притяжения. Люди, конечно, сюда по вечерам приходят, так как идти больше некуда. Но набережная могла бы быть лучше.
47. Что это такое? Вам хочется здесь проводить время? Хорошее место, потенциал которого не раскрыт.
48. А вот так набережная заканчивается. Точнее, заканчивается отремонтированная часть и начинается неотремонтированная. Пройти, не испачкав ноги, невозможно.
49. Мусор здесь не убирают.
50. Хорошее место для прогулок, точнее, для любителей бездорожья.
51. Кусты завалены мусором.
52. Дороги затоплены.
53. Очередные ижевские озера, не пересыхающие круглый год.
54. Еще в Ижевске почему-то есть подземные переходы. Как мы знаем, подземных переходов в нормальном городе быть не должно.
55. Напоминаю вам, что подземный переход – первый признак тоталитаризма. Людей нельзя загонять под землю. Подземные переходы неудобны для маломобильных граждан: инвалидов, пенсионеров, мам с колясками. Есть миф о том, что подземные переходы безопасны, но это большое заблуждение. На самом деле количество ДТП с участием пешеходов выше на участках дорог, под которыми проложены подземные переходы, чем там, где есть хорошо оборудованные надземные. Дело в том, что люди начинают переходить улицу в неположенных местах, чтобы не тратить силы и время на спуск под землю, а водители не ожидают их появления на дороге. Пробок из-за сфетофоров тоже можно избежать, если внедрить интеллектуальную систему управления движением. Подробнее читайте у "Городских проектов".
56. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что подземный переход – это плохо, в Ижевске в него засунули торговлю, оставив людям маленький узкий проход.
57. В Ижевске неплохой общественный транспорт и ужасные остановки. Особенно неплох ижевский трамвай. Особенно плохи трамвайные остановки.
58. Платформы по центру дороги никак не огорожены. Они узкие, там плохо помещаются люди. Нет никакого навеса от осадков и ветра, нет освещения, а в случае дождя проносящиеся машины обливают людей водой и грязью с дорог.
59. Иногда нет даже такой площадки, и люди выходят прямо на дорогу!
60. Это вообще недопустимо. Машины в Ижевске не останавливаются, когда люди выходят прямо на дорогу из трамвая!
61. Я не шучу. Трамвай подъехал, открылись двери, люди прыгают на дорогу и в страхе жмутся к трамваю, пока машины на огромной скорости проносятся мимо. Как такое возможно?
62. На некоторых остановках забыли положить асфальт.
63. А вот это вообще вопиющий случай. Чтобы попасть на трамвайную остановку по центру дороги, нужно спуститься и подняться по подземному переходу! Это учитывая тот факт, что на дороге есть светофор, и ничто не мешало сделать удобный наземный переход. Как думаете, какой процент людей пользуется предложенным подземным переходом, а какой перебегает дорогу?
64. В Ижевске очень мало памятников архитектуры. С теми, что остались, обходятся очень своеобразно. Вот, например, реконструировали дом купца Килина, который до революции владел в Ижевске двумя кирпичными заводами. После его эмиграции в доме сначала появился кинотеатр "Фурор", затем клуб для рабочей молодёжи, штаб "красных", коммунальное жильё, Удмуртский институт истории языка и литературы. В 90-е дом сгорел, но в 2006-м его отреставрировал некий бизнесмен из партии власти. Видимо, под свои нужды, потому что к памятнику архитектуры прилепили вот это уродливое здание, облицованное серой плиткой. В нём открылся ночной клуб с караоке, два ресторана и спа-салон...
65. Другие старинные дома просто разваливаются...
66. Ещё в Ижевске довольно странная ситуация с незаконным жильём. Строительные компании скупают в частном секторе землю для индивидуального жилищного строительства, декларируют возведение частного дома и вместо этого строят малоэтажку с несколькими квартирами, которые потом продают. Вернее, продают даже не квартиру – это было бы незаконно – а долю в праве на недвижимость. В итоге на территории, предназначенной для двух-пяти человек, селятся сразу несколько семей.
Стоят квартиры в таких домах меньше 1 миллиона рублей. За эти деньги в обычном многоэтажном доме в Ижевске можно купить только квартиру-студию без полноценной кухни. Несколько таких малоэтажек уже были признаны самовольными постройками и "приговорены" судом к сносу. При этом маловероятно, что людям, которые уже купили квартиры, удастся вернуть деньги. Но спрос рождает предложение. Квартиры в таких домах всё ещё популярны из-за своей дешевизны, чем и пользуются застройщики.
67. Пост про плохой Ижевск хотел бы закончить сувенирами. В Ижевске нет нормальных сувениров. Хотя, казалось бы, городу есть что показать и подарить гостям...
Завтра будет хороший Ижевск.
Я решил обсудить плохое и хорошее в Ижевске с женой, Любовью Варламовой, которая, как я уже писал, уроженка этого города и занимается урбанистикой. Всегда интересно мнение профессионала (а ей в этих вопросах я доверяю), который при этом очень хорошо знает территорию:
"Озвученные проблемы, безусловно, существенно портят город, и ими обязательно нужно заниматься. Но это больше наведение порядка. Реконструкция тротуаров и установка нового освещения облегчат жизнь горожан, но не станут толчком для развития. Если же говорить о развитии, для Ижевска важно сформировать центр города, который сейчас не имеет ощутимых границ. Причём эти границы размыты как географически – нет конкретной локализации центра, он разваливается на куски – так и в смысловом плане: нет центрального места притяжения.
Одним таким центром почти все ижевчане считают территорию вокруг собора Александра Невского, которая, по большому счету, является транспортным узлом по всем направлениям города. Больше здесь делать нечего. И это при том, что именно здесь концентрируется историческая застройка, которой в Ижевске слишком мало. Конечно, совсем рядом Летний сад и Набережная, но и они полноценно не справляются с функцией притяжения. Здесь много людей, но делать здесь нечего.
Вторым таким центром ижевчане выделяют Центральную площадь, которая, по идее, должна быть сердцем города и связью с такими культовыми местами, как Монумент дружбы народов и панорама Ижевского пруда, но находится в запустении.
Необходимо создавать центр, насыщать его смыслами. Делать привлекательным и интересным, чтобы у горожан и гостей Ижевска было четкое понимание, куда им нужно пойти для того, чтобы провести время, испытать гордость за город, найти себе занятие. При этом нужно охватить не только конкретные точки, но целую территорию, которая эти точки объединяет".
Источник: zyalt.livejournal.com