USD: 64.2009
EUR: 70.6724

В Кисловодске прошел форум «Российские курорты"

Кавминводы обошли по наличию койко-мест Баден-Баден и Карловы Вары вместе взятые

Текст: Николай БЛИЗНЮК
Фото: vedomosti.ru

В Кисловодске прошел форум «Российские курорты"
В чем основная  проблема КМВ? Ответы на этот и многие другие вопросы прозвучали на ежегодном национальном форуме «Российские курорты: как стать конкурентоспособными на мировом рынке», который впервые прошел в Кисловодске.
 
В его работе участвовали представители министерств, отраслевых союзов, ассоциаций федерального и регионального уровней, руководители санаторно-гостиничных комплексов, туристических компаний; представители банков и инвестиционных компаний.
 
С докладом о перспективах развития туристско-рекреационных Особых экономических зон (ОЭЗ) на Северном Кавказе выступил генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа» Сергей Верещагин. Проект по созданию туристического кластера предусматривает строительство новых горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия), Матлас (Дагестан), Цори и Армхи (Ингушетия), Ведучи (Чечня), а также пляжных курортов на Каспийском побережье (Дагестан) и бальнеологических в Ставропольском крае.
 
По словам Сергея Верещагина, ОАО «КСК» как оператор проекта возьмет на себя рекламные и маркетинговые функции, формирование единого туристического зонтичного бренда, а также реализацию стратегии строительства курортной инфраструктуры и управления проектами, что позволит снизить издержки инвесторов и придерживаться единой транспортной и тарифной политики.
 
Сергей Верещагин отметил также ценность механизма государственно-частного партнерства, заложенного в основе проекта туристического кластера: по аналогичному пути развивались рекреационные зоны в Турции, Египте, Мексике. «Однако помимо капитала, инфраструктуры и налоговых льгот инвесторы хотят получить от государства подтверждение серьезности его намерений и готовности «не менять коней на переправе», т. е. обеспечивать поддержку даже в случае изменения экономической либо политической ситуации. Особенно это актуально для проектов с длительными сроками окупаемости, к которым относится и проект создания туристического кластера на Северном Кавказе», – отметил глава ОАО «КСК».
 
Действенными средствами улучшения инвестиционной среды туристско-рекреационных ОЭЗ на Кавказе, по оценке Сергея Верещагина, могут стать механизмы долгосрочного финансирования государственно-частных инициатив, упрощение процедур получения статуса резидента ОЭЗ, предоставление крупным стратегическим инвесторам права последующей продажи построенных ими объектов, а также расширение полномочий субъектов РФ в части создания специальных условий работы для инвесторов.
 
На вопрос депутата Думы Ставропольского края Николая Мурашко о планах ОАО «Курорты Северного Кавказа» на Кавказских Минеральных Водах Сергей Верещагин напомнил, что в этом регионе у компании есть особая экономическая зона «Гранд СПА Юца». По его мнению, с точки зрения бальнеологии с Кавминводами не сравнится ни один европейский курорт.
 
В свою очередь, заместитель генерального директора ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» (группа Внешэкономбанка) Артем Шашкин, отвечающий за проекты развития региона, прямо заявил на конференции:
 
- Основной проблемой развития Кавминвод является отсутствие централизованного управления.
 
По словам докладчика, практически на каждом европейском курорте создан специальный орган управления с небольшим штатом, но существенным годовым бюджетом – от 10 до 50 миллионов евро. В его функции входит стратегическое развитие региона, маркетинг, поддержка инвесторов, информирование, реклама и так далее. Аналогом такого органа на Кавминводах пытались было сделать администрацию КМВ, но не наделили ее внятными управленческими полномочиями и бюджетно-распорядительными функциями.
 
- Мы надеялись, что министерство курортов и туризма Ставропольского края станет таким органом. Но на сегодняшний день принято решение о его упразднении.
 
Артем Шашкин считает, что на Кавминводах следует создать орган по развитию туризма с ежегодным бюджетом в размере не менее 200 – 300 миллионов рублей. Пока функции такого органа заместитель гендиректора корпорации предложил возложить на фонд «Посети Кавказ», который являлся организатором недавнего фестиваля этнической музыки «Вомад» в Пятигорске и претендует на роль консолидатора туристической отрасли всего Северного Кавказа.
 
В своем докладе Артем Шашкин сравнил курорты Кавминвод с аналогичными бальнеологическими европейскими курортами: Баден-Баден, Карловы Вары, Друскининкай, Баден, Трускавец. Оказывается, Кавказские Минеральные Воды почти по всем позициям значительно опережают конкурентов. Если в здравницах КМВ 33,4 тысячи койко-мест, то в Баден-Бадене их всего 4,7 тысячи, в Карловых Варах – 10,3 тысячи. Соответственно, на Кавминводах в год отдыхает более 750 тысяч человек, а в Баден-Бадене – 334 тысячи, в Карловых Варах – 262 тысячи, в Друскининкае – 236 тысяч.
 
Что касается стоимости путевок, то, по данным Артема Шашкина, здравницы Кавминвод находятся в ценовом интервале между российскими федеральными и международными курортами. Как же дополнительно привлечь туристов на Кавказские Минеральные Воды?
- Вряд ли в ближайшие пять лет курортам Кавминвод по силам превзойти по качеству обслуживания международные курорты. Но и та ниша, которая на сегодняшний день существует, позволяет существенно увеличить турпоток, – считает Артем Шашкин.
 
Самым большим недостатком Кавминвод докладчик назвал отсутствие моря. Как показывает статистика, 40 процентов туристов едут именно на пляж, на море. Регион КМВ, безусловно, является лидером оздоровительного туризма. Он может стать лидером бизнес-туризма, познавательного и событийного туризма. Социологические опросы отдыхающих показали, что многим не нравится, что на Кавминводах аквапарки не соответствуют современным требованиям. Да их и очень мало. Нет в регионе КМВ и тематических парков, – таких, ради которых многие едут на зарубежные курорты.
 
С советских времен считалось, что стандартный срок полноценного лечения и реабилитации на курорте – три недели. Теперь перед наукой стоит задача сокращения медицинских программ хотя бы до двух недель. Либо разделение этих программ так, чтобы человек мог приехать в здравницу два раза в год.
 
Чтобы повысить конкурентоспособность кавминводских курортов, здесь следует основательно поработать не только курортной науке, но и управленцам, инженерам, считает Артем Шашкин:
 
- Для инвесторов на Кавказских Минеральных Водах непочатый край работы. И странно, что здесь никто серьезно не занимался исследованиями недостатков инфраструктуры.
 
Что касается возможного вклада «Корпорации развития Северного Кавказа» в проекты на Кавминводах, то, как объяснил Артем Шашкин, «Нам нужен инициатор, который придет с идеей и с начальным капиталом. Мы готовы эту идею оценить, внимательно исследовать и реализовать. Я призываю креативных предпринимателей, которые хотят сделать то, что станет точкой притяжения в этом регионе, прийти и предложить. Мы им гарантируем поддержку».
 
Говорили участники конференции и о том, что пора четко определиться, что такое санаторно-курортный комплекс Кавминвод. Это инструмент восстановления и сохранения здоровья российского народа или высокоприбыльный бизнес? Поскольку средства, которые государство выделяет на оплату социальных путевок, на сегодняшний день не покрывают себестоимости лечения, у санаториев все меньше заинтересованности участвовать в госзаказе.
 
По данным Юрия Барзыкина, вице-президента Российского союза туриндустрии, в прошлом году на зарубежных курортах отдохнули более 15 миллионов россиян, а на отечественных – 36,6 миллиона. Объем платных и гостиничных услуг составил 141 миллиард рублей. Доля туризма в ВВП страны составляет всего три процента.
 
Несмотря на рост востребованности туризма в целом, рынок рекреационных услуг в России за последние годы сократился ввиду отсутствия прежней государственной поддержки. Юрий Барзыкин предложил формировать потребительский спрос на рекреационные услуги в рамках новых реализуемых проектов. «Потенциально успешной базой для создания конкурентного турпродукта может стать направленность на развитие семейного отдыха и расширение спектра услуг на международном рынке», – сказал он.
 
Президент группы компаний Formika Максим Зверков предложил в рамках реализуемых проектов большое внимание уделять развитию делового туризма в совокупности с рекреационным: «Мировые туристические тренды подтверждают, что деловые туристы большое внимание уделяют рекреационным и SPA-услугам во время бизнес-поездок».
 
Прозвучали на конференции и другие предложения по повышению конкурентоспособности российских и, в частности, кавминводских курортов.
 
Источник: stapravda.ru
 
Также в рубрике