USD:
EUR:

В самой красивой деревне страны

Чем славится Вятское?

В самой красивой деревне страны

Вообще-то, если верить предлагаемым экскурсионным турам, рекламный слоган звучит как: «Вятское – село, которое хотело стать городом». Согласна, PR-ход – что надо, на такое название купятся те, кто умеет видеть очарование российской глубинки. Да и все побывавшие в Вятском расписывают его, как «чудесную пряничную картинку».

Побывать в Вятском мы хотели давно. Но сами, без экскурсии, благо, что близко. Посему, когда пришла пора решать, как отметить очередную годовщину свадьбы, нам с мужем независимо друг от друга в головы пришла одна и та же мысль: а не поехать ли в Вятское?

Решили за день, собрали рюкзаки, прихватив нехитрый сухпаек и традиционную бутылку шампанского. Утром только чудом умудрились не опоздать на автобус-пазик до Вятского, набитый крикливыми дачниками. Билеты продавали не в кассах автостанции Филино, а прямо в транспорте (55 руб./чел., есть льготы). Как ни странно, нам удалось даже занять одно место на двоих, так что ехали практически с комфортом :). Что же, день начался удачно. Едем отмечать свою очередную ежегодную романтическую дату!

ИСТОРИЯ ТОРГОВОГО СЕЛА

Она немногим отличается от хроник любого другого крупного провинциального села. И пока в моих наушниках надрывается любимая панк-группа «F.P.G.», а за окошками мелькают леса, луга да деревеньки, вспомним матчасть, почерпанную с Википедии и официальных сайтов Вятского: www.vyatskoe.yar.ru и www.hotel-vyatskoe.ru.

Первое упоминание Вятского в письменных источниках – 1502 год. Тогда оно являлось центром митрополичьей Вятской волости. Причем, церковная жизнь села была довольно насыщенной, так, в XVII веке оно стало вотчиной патриарха Филарета. Впрочем, сей факт не помешал все той же Вятской волости стать «одним из центров революционной пропаганды среди крестьян в Ярославской губернии» (1870-е годы). Еще Вятское облюбовали старообрядцы, с конца XVIII века здесь устраивались богатые еженедельные базары и широкие ярмарки.

С середины XIX века жители села взяли да и начали разводить… огурцы! Может быть, в пику «огуречному царству» – Суздалю, а, может, местные почвы способствовали культивированию столь нежной культуры. Об этой славной странице прошлого напоминают интригующие подписи на схеме Вятского: «Огуречный цех» и «Огуречные ямы», отмеченные как «объекты перспективного развития села». Что же, вятских огурцов мы, конечно, не видели и не пробовали, а вот турагентства плотно ухватились за эту «сельскохозяйственную идею».

Что еще? Гражданская война, коллективизация, до 1923 года Вятское было приписано к Даниловскому уезду. А вот теперь относится к Некрасовскому муниципальному району, что в составе нашей Ярославской области.




ЦЕРКВИ, МУЗЕИ И ОКРАИНЫ

Наш пазик, несущественно облегчившись за счет выходящих дачников, с шиком остановился на центральной площади Вятского. Что же, на первый взгляд село действительно впечатляло. Выглядело оно в этот теплый июльский денек, словно сошедшим с рекламного буклета: яркие, свежеоштукатуренные особнячки, тенистая зелень парка, маковки храма, домики, то взбегающие на холмы, то прячущиеся в низинах. Просто картинка, мечта насмотревшихся на повсеместную разруху провинции туристов. Я сразу же вспомнила шикарный сайт местной гостиницы и телевизионную рекламу, приглашающую на очередную фольклорную программу. И в противовес – слова коллеги, у которой тут живет подруга: «Куда ты хочешь? В Вятское??? Да что там делать?!! Дорогущая гостиница, а вокруг – обычная деревня. Короче, ехать туда не за чем». Настораживала как непривычная взгляду «причесанность», так и тот факт, что коллега то же самое говорила о других наших маршрутах, о той же Карабихе, в очарование которой я влюбилась прошлым сентябрем. В наш лживый век «нельзя никому доверять», посему решили все проверить на себе.



Я уже упоминала о восторге, который непременно вызывает Вятское у всех прибывших. Я согласна, для туристов здесь рай. Особенно для изголодавшихся по не раздражающим взгляд пейзажам. Ведь людям так надоело смотреть на грязь, коей и в обычной жизни предостаточно, на разруху, которую ежедневно наблюдаешь в соседнем дворе. Людям не хочется замечать негатив, размышляя, отчего в нашей глубинке такое плачевное положение дел, вникать в чьи-то проблемы, ездить по богом забытым местечкам с целью привлечь если не инвестиции в них, то хотя бы внимание к ним. Им легче и приятнее любоваться закатами на Карибах или на худой конец нежиться в шезлонгах у бассейнов в турецких отелях – «домиках для Барби». Конечно, комфортнее смотреть на пальмы в кадках и мечтательно вздыхать о кораллах в голубой лагуне, чем с глубокой грустью взирать на поросшие мхом камни разрушенных церквей и облупленную штукатурку старинных особняков. Их взгляду милее вот такая искусственная, «заплаточная» прилизанность, чем горькая, но не прикрытая настоящность. Для них вот некие современные предприниматели и организуют подобные «музеи». И на них же зарабатывают деньги. И пипл это хавает.

Я уже бывала в подобных местах. Например, Суздаль, несмотря на всю свою очаровательность, красивые пейзажи и многочисленные церкви, так и не оставил в моем сердце глубокого следа. Мышкин – тоже вроде бы раскрученный бренд, но его спасает та добрая наивность, тот по-детски незатейливый хенд-мейд, что заставляют воспринимать весь поставленный на поток туризм как забавную хитринку, присущую простаку-крестьянину.

Часто приходится читать в рассказах или комментариях о том, что, дескать, какие симпатичные городки или деревеньки есть в Европе, с кукольными домиками, чистыми дорожками и благоухающими цветниками. Хорошо? Да, конечно. Но я почему-то смотрю на эти идиллические картинки лишь с вежливой улыбкой, ни одной струнки души они не задевают. Наверное, дело в нашем русском менталитете. Нам нужно над чем-то поплакать, о чем-то пожалеть, в нас навсегда засела эта «есенинская грусть». Уж такие мы, русские.

С другой стороны, а многих ли из вас, путешествующих по европам, возят по задворкам тех самых «поселков-картинок», по бедным фермам или грязным рабочим городским окраинам? Что-то мне не верится, что «там» все так карамельно, что «у них» нет такого же запустения, как у нас.

Вот и Вятское не исключение. Всех тех, кто пишет восторженные дифирамбы на тему: «Вот могут же наши, когда хотят!», водят исключительно по наработанным туристическим маршрутам. Хитрые экскурсоводы, рассказывая вам о купцах и огурцах, навряд ли допустят, чтобы вы свернули в неугодный переулок. С наскока Вятское воспринимается таким сказочным селом, «которому несказанно повезло», копнуть глубже – банальная до оскомины идея, как сделать из ничего «конфетку». Цитата из статьи с Википедии: «С 2007 года ООО «Ярославская инвестиционно-финансовая компания» реализуется программа реконструкции села Вятского с целью превращения его в туристический центр». И все встает на свои места. Никто не будет «ради идеи» подновлять штукатурку. В Вятское, бесспорно, вкладывают огромные деньги. А еще больше получают с толп туристов, в том числе иностранных, которые стадами ходят за экскурсоводом, щелкают фотоаппаратом и поют хвалебные оды «облагороженной глубинке».



И все же Вятское пока еще не превратилось полностью в очередной пафосный «музей под открытым небом». Это только с виду – глянец, показушная причесанность, насквозь пропитанная тленом коммерции. А стоит лишь на пару шагов свернуть в сторону от туристической тропы – вот они более привычные для нашего взгляда домики-покосушки, облупленная штукатурка и окна с выбитыми стеклами, грязь и мусор по обочинам. Русское разгильдяйство. Безысходность. Но именно они почему-то вызывают сочувствие, а не «барские нумера» пафосной гостиницы. Но, думаю, с таким размахом, распробовав Вятское – сладкий кусок пирога, и до окраин доберутся дельцы.



И все же я рада, что сюда мы приехали сами, без экскурсии. Так легче, пусть и на контрасте, воспринимается Вятское: село-музей и обычная русская деревня в одном лице. Именно таким мы его увидели, и таким я хочу показать его вам, приглашая прогуляться по дорожкам Вятского и отметить нашу седьмую годовщину свадьбы.

Вышедшие из пазика люди мгновенно исчезли с небольшого пяточка, играющего роль сельской площади. Мы остались одни наедине с тишиной и пока еще безоблачным летним небом. Пусть сегодня суббота, но до обеда мы практически нигде не наблюдали привычной людской движухи, местное население, видимо, предпочитало сладенько отсыпаться. Не поверите, но из всех людей мы видели лишь старушек, спешивших на утреннее богомолье в Воскресенскую церковь, одинокую машину местных ментов (простите, но новомодное слово «полиция» уж совсем не вяжется с селом :)) да чумазых гастарбайтеров. И карты нет, и спросить дорогу не у кого. Зато на удивление есть огромная красочная схема с улицами и достопримечательностями, а на каждом углу в центре стоят новенькие указатели наподобие тех, что в музеях. Бесспорно, удобно и сразу же располагает. Как располагают и обрамляющие площадь и прилегающие улочки симпатичные купеческие особнячки, яркие, подновленные, сияющие на солнышке свежей штукатуркой. Я, конечно, тут же достала фотоаппарат. Муж, лишенный моей близорукости и эмоциональности, чуть остудил мой пыл. Оказалось, что все эти милые здания занимает местный туристический комплекс, а, следовательно, в отреставрированных особняках располагаются корпуса гостиницы, ресторана и музея. Мы даже зашли во дворик гостиницы, где увидели практически «европейский» дворик с ровной лужайкой, лавочками и даже часовенкой со святой водицей. Мило, не так ли?



А вот и более душевнаяАллея славыс гранитными плитами с именами павших бойцов и обязательным бронзовым воином с пулеметом на постаменте. Читаю табличку: «Никто не забыт, ничто не забыто». Такие мемориалы есть практически во всех провинциальных городках и поселках, что мне, безусловно, импонирует.



В глубине парка видимпамятник «Императору-Освободителю Александру II». Бюст даровавшему свободу крестьянам царю работы скульптора А.М.Опекушина был установлен в 1911 году. После революции его место занял более соответствующий времени Карл Маркс. Хотя мне лично логика «красного правительства» не совсем понятна, ведь Александр II своей знаменитой реформой дал ту самую долгожданную свободу угнетенным простолюдинам. Вроде бы благо сделал. А борцы за все ту же свободу вместо благодарности отправили монумент в топку. Но справедливость восторжествовала. Я читала, что в 2008 году копию того опекушенского бюста вновь вернули в парк, ее выполнил тутаевский скульптор В.Алаев.



За устремившим взор в безоблачные дали императором увидели разноцветный заборчик с вывеской«Музей русских забав». По сути это маленький парк с незатейливыми качелями-каруселями, пусть слегка подновленными. У меня вызвало сомнение, что крестьяне в базарные дни катались на механическом «колесе обозрения», пусть и маленьком. Вот еще один пример «предприимчивости»: взяли да и сделали апгрейд обычному детскому парку, небось, и денюжку за вход берут, музей все-таки. Правда, в действии сего аттракциона мы почему-то не наблюдали.



А вотцерковь Воскресения Христова(1750 г.), что стоит на окраине центрального парка, нам понравилась. Храм симпатичный, душевный, по-сельски лаконичный и вместе с тем красивый. Достаточно высокий бесстолпный четверик увенчан пятиглавием с зелеными маковками, которые потихоньку реставрируют. Сквозь бежевую штукатурку видны красные кирпичи, от этого Воскресенская церковь кажется розоватой, как пасхальный кекс. Очарование придают побеленные наличники и зеленые вставки на кокошниках, аристократичность – удивительные для села портики «в традициях нарышкинского барокко». А основной доминантой села служит высокая восьмигранная свечка-колокольня, краснокирпичная, с крохотной зеленой луковкой.



Мы вошли в церковь, куда уже спешили на субботнюю службу вятские прихожанки. Внутри храм выглядел богатым, в теплом свете свечей проступали смутные очертания ярких росписей, сверкал резной позолоченный иконостас, негромко и проникновенно пели на хорах. Мы тихо осмотрели фрески и иконы и покинули святую обитель, дабы не мешать молебну старушек. Очень душевная и симпатичная церковь.



А мы, изучив план села, перешли по мостику речку и, следуя указателям, пошли искать основные достопримечательности. Первое, на что обратили внимание – милейший рядок деревянных банек на зеленом бережке речки Ухтанки с отражающимися в воде облаками. Оказалось, это одна из экспозиций –музей «Русская банька по-черному». Потом мы не раз еще проходили мимо, и каждый раз я с восхищением фотографировала этот душевный пейзаж. Впрочем, это еще один более чем наглядный пример, как сделать ту самую «конфетку» из… допустим, обмылков. Ведь, что удивительно, никто специально для музея эти баньки не строил. Раньше в любой деревне на берегу речки можно было наблюдать подобные постройки. Вот и в вятских банях когда-то мылись-парились селяне из близлежащих домов. А потом, то ли в частный сектор провели водопровод, то ли по выгодной цене выкупили этот участок земли с сараюшками у местных и организовали музей. А что, совершенно настоящий, так сказать, полное погружение в стародавнюю действительность. Мы тоже у себя на участке строим баньку, посему мужу непременно хотелось заглянуть внутрь, сравнить, так сказать, антураж. Но все вятские музеи по непонятной причине начинали работать поздно, с 11 часов, видать, любят местные поспать не по-деревенски долго. Посему осмотрели строения лишь снаружи. Позже в сети нашла фото: ну, все банально, печка-каменка, веники, полки. При этом все такое свеженькое, сразу понятно, никто здесь не парится – музей. Снаружи все четыре баньки смотрятся более антуражными, такие старенькие, почерневшие. Кстати, их показывают вкупе с экспозицией музея купца Горохова.



Вволю нагулявшись у банек, перешли по мостику на противоположную сторону. Здесь находится еще одна изображенная на указателе достопримечательность –«Ерехтанский источник». Состав бьющей из него воды считается целебным, местные уверяют, что он даже приближен к минеральным водам знаменитого Баден-Бадена. На табличке читаем, что водица «по своим данным является минеральной с повышенным содержанием кальция (90 мг/л), магния (15 мг/л) и калия (21 мг/л)» и имеет низкую концентрацию «натрия (11 мг/л), нитратов (0,07 мг/л), нитритов (0,02 мг/л) и хлоридов (13 мг/л)». Вот так вот, все честно! Даже указан «оптимальный способ применения воды – купание, умывание и обтирание». Впрочем, оценить по достоинству качества целебной водицы нам не удалось: банально не было подходящей тары, да и журчащий по пожелтевшей плиточке ручеек не впечатлил. Зато показалась очень симпатичной обрамляющая родник современная скульптурная композиция во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Ограждение в форме креста, сине-желтая плитка, милое изображение Богородицы, колокол – незатейливо, но очень душевно.



На этой же стороне, чуть поодаль, в двухэтажном кирпичном особняке располагается упомянутый ранеемузей «Вятского торгующего крестьянина». Тоже вполне настоящая лавка, которую мы сначала приняли за сувенирную. Чуть позднее, когда вернулись сюда и попытались попасть внутрь, строгая служительница отчитала нас за самоуправство и предложила посетить экспозицию за… 100 рублей с носа. Правда, вместе с банькой. Впрочем, что там есть внутри, мы уже представляли: прилавок на первом этаже с муляжами товаров и купеческие покои на втором. В любом провинциальном музее можно увидеть подобное за более лояльную цену. Посему просто полюбовались особнячком, запертым на амбарные тяжелые замки, около которого стояли крайне антуражные бочки, думаю, когда-то в них солили те самые хваленые вятские огурчики. Рядом с огромной вывеской «Торговля Гороховых» такой же современный плакат с узнаваемой буквой «S». Что-то сомнительно, что вятский крестьянин продавал здесь булки и картошку за валюту. А вот музейщики с такими расценками явно гребут баксы лопатой.



Выйдя на дорогу, мы увидели симпатичныйдомик-часовенку над крещенской купелью. Признаюсь честно, с первого взгляда очередной новодел меня не впечатлил. Лимонный низенький домик под красной черепичной крышей, на фронтоне яркая фреска, расписанная местной знаменитостью – художником Н.Мухиным, – вроде бы ничего особенного. Зато когда прошлись здесь в очередной раз, и часовня оказалась открытой, зашли внутрь. Как ни странно, народу здесь не было, служительница любезно предложила пройти внутрь, абсолютно бесплатно. А внутри – и, правда, купель в форме креста, с бирюзовой водицей, иконы, свечи – очень душевно. Понравилось даже мужу, не говоря уж обо мне. Не устаю повторять, что новодел новоделу рознь. Здесь как-то сразу чувствовалась святость места.





Дальше пошли просто гулять по улочкам села. Я попутно фотографировала все еще отреставрированные вблизи от центра особнячки и подновленные деревянные домики в кружеве наличников со спутниковыми тарелками, камерами наблюдения и охранной сигнализацией. Поневоле складывалось впечатление, что вятские жители живут более чем зажиточно. А вот так называемый«Дом со львами»оставил самое благоприятное впечатление. Такой двухэтажный ярко-желтый особняк, выглядевший одновременно старинным по архитектуре и совершенно современным по новой отделке. Разглядели на фасаде львов с оскаленными пастями, полюбовались кипенно-белой лепниной. А у дома еще сохранился колодец, деревянный, с крутящимся колесом, которым вытаскивали ведро с ключевой водицей. Хотя, похоже, оставлен он сугубо для антуража, наверняка, купеческие покои усовершенствовали, проведя все необходимые коммуникации. Дом жилой, причем, занимается не какой-нибудь организацией. Около него обнаружили плакат со старинным видом особняка. Мне стало интересно, это так повезло рядовым селянам либо в «Доме со львами» обитает местное начальство?



А дальше мы вышли к еще однойцеркви, Успения Богородицы(1780 г.). Вот ее-то, как раз и не показывают туристам, а зря. Скажу сразу, храм полуразрушен. От него и остались-то одни краснокирпичные стены, даже куполов нет. Но именно этот храм произвел на меня одно из сильных впечатлений. Монументальные руины как-то внезапно предстали перед нами во всей своей печальной красоте. Воображение тут же дорисовало нужные элементы, и я поняла, каким же красивым и величественным был он в период своего расцвета. По архитектуре: "четырёхстолпный пятикупольный храм с мощным центральным восьмигранным куполом и малыми угловыми". Наверное, объем храма продолжала колокольня. Рядом с Успенской церковью чудом сохранилось старинное кладбище с надгробиями. Очень проникновенное место. Мы походили рядом, заглянули в зарешеченные окна и к удивлению обнаружили на одной из стен яркие большие иконы. Позже прочла, что это постеры фресок работы все того же художника Н.Мухина и якобы символизируют надежду на возвращение святыни верующим. Впрочем, работ в церкви никаких не ведется, но вход внутрь перегорожен, дабы оградить святыню от вандалов. А как бы хотелось восстановить эту красоту!



Наверное, так бывает. Слишком сильное впечатление произвел на меня этот храм. Невольно подчиняясь какому-то странному чувству, я прошла через арку, прикасаясь пальцами к теплому кирпичу, и вдруг обнаружила крутую лесенку. Подозвала мужа, который тут же принялся исследовать ведущие в неведомую высь ступени. Я ждала на улице, когда он сверху крикнул: «Сфотай меня!». Видимо, здесь и была когда-то колокольня, верхушку снесли, а ступени остались. Преисполненная авантюризма, я начала карабкаться по крутым ступенькам, цепляясь за шершавость каменных стен колодца. Подниматься было сложновато, но недолго. Мы оказались на крыше, не на самой вышине, где купола, но достаточно высоко над землей. Судя по граффити, мы были не первые. Живописные краснокирпичные руины покрывала сочная зелень, на крыше беззаботно росли молодые деревца и кустарники с красными ягодами, под ногами бойко зеленела травка. Посередине крыши зиял огромный провал, сквозь который можно было рассмотреть захламленное помещение храма и те самые большие иконы. Так необычно было видеть светлые лики на обшарпанных стенах. Волосы трепал ветерок, кеды несмело ступали по кирпичной кладке, под пальцами ощущалось тепло прогретых кирпичей, а внизу открывались изумительные виды на село и Воскресенскую церковь. Ощущение было потрясающее. Мы организовали импровизированную фотосессию – у меня после Выборга особая любовь к руинам. Получилось весьма антуражно. А ведь мы, кстати, венчанные. Символично и необычно в день свадьбы побывать на крыше церковных руин.





Далее мы, опять же ориентируюсь по указателям, вышли еще к одному святому источнику. Надо сказать, что Вятское подобными родниками богато, правда, видимо, не все они надлежащим образом облагорожены или просто доступны. Мы, как ни странно, обошли их не все. Тот, к которому мы вышли, носил очень красивое название –«Богородицын источник, что на 37 ключах». Местечко здесь действительно очаровательное, даже несмотря на явную туристскую ориентированность. Среди частного сектора в низинку ведут ступеньки. Простой деревянный колодец-журавль, над ним деревянный золотистый образ Богородицы, по бокам – кружки, хочешь, пей себе на здоровье. Перед источником вымощенная чистенькой плиточкой площадка с небольшим прудом посередине. В зеленоватой воде отражаются кроны вековых деревьев, склонивших свои ветви над водоемом. На противоположном бережке стоит очередная крепенькая банька. Вроде все так причесано, а местечко выглядит душевным и милым, здесь так тихо и спокойно. И водички из источника отведали. Пусть не написан нигде ее состав, но как-то особенно верилось, что те 37 Богородицыных ключей, правда, благодатные.





После источника мы вновь вернулись в центр и обследовали другую сторону села. Мое внимание привлекли надписи «Урлов посад» и «Музей любви». Оба объекта находились в одном месте, и если первый мне просто показался забавным, похожим на фамилию нашего нового «протестского» мэра, то во второй в такой-то день нам просто необходимо было попасть!

Свернули по указателю«Урлов посад». И тут во всех своих красках предстали перед нами вятские контрасты. Так сказать, полный «разрыв шаблона». Еще утром мы, как обычно свернув «не туда» в поисках «домика неизвестного архитектора» (его, кстати, так и не нашли), вышли на какую-то боковую улочку, по которой под лай собак вышли буквально в чисто поле. И если в центре все особнячки сияли новой краской, то по мере продвижения к тому самому полю, штукатурка чудесным образом становилась обшарпанной, а деревянные домики серыми, невзрачными и покосившимися. Это меня не удивило.

Но «Урлов посад» – я такого еще нигде не видела. Было бы интересно узнать об истории этого местечка. Судя по всему, еще в прошлом веке посад был чем-то вроде местной Рублевки, жили здесь зажиточные купцы. Какие красивые фасады особняков обрамляли неширокую мостовую: вот желтый дом с мезонином, вот целый ряд украшенных лепниной особнячков, рядом с лимонным соседствует ярко-голубой, окна этого украшает нежное лепное кружево, а над аркой оранжевой двухэтажки можно рассмотреть вычурные гроздья винограда, женские головки и вензеля «АЕ» – наверняка, инициалы владельцев. Впрочем, то, что я описываю, можете увидеть и вы. Но… Но в этих прекрасных домах уже никто не живет. Целая улица особняков с обшарпанными фасадами, отбитой лепниной, выбитыми стеклами. В американских вестернах показывают «города-призраки», так вот, в Вятском есть такая «улица-призрак».





Сюда не водят организованных туристов. Но, если верить схеме, и не скрывают наличие «Урлова посада». Как и не скрывают наименование организации, его реставрирующей. Да, не все так печально в славном Вятском. Около полуразрушенных особнячков стоят симпатичные таблички с картинками в стиле «как это будет». И если до левой стороны еще не дошли руки, то правую вовсю реставрируют. Правда, от первоначальных домов, должно быть, остались лишь фундаменты, а возводимые вновь строения напоминают больше частные мини-отели на нашем Черноморском побережье, чем купеческие особнячки. Может, восстанавливать действительно было уже нечего, а может, гастарбайтеры были не в состоянии скопировать изображение «старого дома» с плаката-картинки. Кстати, о гастарбайтерах. Я уже упоминала, что местных жителей мы не заметили. А вот смуглых и раскосоглазых людей, эмоционально изъяснявшихся на национальном языке, было предостаточно. Они тащили стройматериал, что-то колотили, штукатурили, создавалось впечатление, что позиционирующее себя как «исконно русское» Вятское превратилось в среднеазиатскую страну.





На реставрируемых домах и новостройках «под старину» виднелись надписи с названием компании, метражом и телефонами. Было бы наивно считать, что «Урлов посад» восстанавливают в рамках программы «Доступное жилье – каждому жителю Вятского». Те деньжищи, что вкладывают в реставрацию улицы, с лихвой окупятся, а в особняках поселятся уже современные «купцы». Вот и станет Вятское настоящим «филиалом Рублевки», а что, буржуям из престольной будет прикольно иметь подобную «антуражную дачку». И уж насколько понравился мне даже в таком разрушенном состоянии «Урлов посад», сохранивший старинный неповторимый дух, настолько гадко и противно становилось от царившей здесь атмосферы продажности. Теперь вы понимаете, почему не по всем тропам старинного села водят туристов?





Кстати, где-то в конце «Урлова посада» мы увидели еще один источник, к которому вел узенький мостик. Новенький колодец с зеленой главкой – мы так и не поняли, может быть, он тоже был частный? А искомый «Музей любви» так и не обнаружили. На его месте в симпатичном особнячке нежно-салатного цвета размещался детский сад. Что ж, тоже, так сказать, «любовный музей» xD :).



А дальше мы отправились искатьзоопарк. И даже нашли что-то похожее, огороженный участок, реставрируемое здание фермы. Но как поняли и узнали позднее, этот объект тоже лишь планируется к вводу. Зоопарк будет контактный, прямо как у нас в Ярославле, то есть всех его обитателей, будь то овечки, козочки, курочки, свинюшки, можно будет погладить и покормить. Идея замечательная, ну а зверушек, думаю, в селе найдут :). Кстати, к зоопарку мы шли мимо зеленой сосновой рощицы – чем не уголок для туристской релаксации?

Погуляли по очередным окраинам, вышли к старому кладбищу, напротив которого увидели симпатичный амбар – я вспомнила, что похожий был у нас в деревне, и я называла его «вентилятор». По пути назад, «в цивилизацию», обнаружили куст малины. Такой свежей, спелой, ароматной! Зря мне муж показал первую гроздь :). От куста любимых ягод меня было просто не оторвать! И я как в детстве ела ягоды прямо с ветки, ловя губами алую гроздь! Ах, я готова была простить Вятскому всю его коммерциализацию за эти сладкие минуты блаженства! Не знаю, как огурцы, а малина в селе отменная!


Вернувшись в центр, мы все-таки зашли в центральный«Музей русской предприимчивости», тот самый, где рассказывается «история одного села, которое хотело стать городом». Побывать не то, чтобы хотелось, поскольку таких провинциальных музеев мы пересмотрели чуть больше чем до фига. Но все же зашли. Интуиция не обманула: посуда, платья, шляпки, патефоны. И цены на билеты – 100-150 руб. на любую экспозицию, в том числе упомянутый Гороховский лабаз с баньками и музей «Дом ангелов». Еще плюсуйте фотосъемку. Если сосчитать, то получится значительная сумма, думаю, в крупных городах за такую цену можно посмотреть что-то более интересное. Не, ребята, вы здесь явно переборщили. Я понимаю, «торговое село», «предприимчивость» и все такое прочее, но хорош из Вятского Рублевку делать! Конечно же, мы не пошли. Даже из принципа. Хотя муж настоятельно отправлял меня исследовать экспозицию, зная мою увлеченность старинной утварью. Последней каплей негатива была информация, что заявленный «Музей любви» еще пока не существует, значит, зря мы топтали ноги по «Урлову посаду». Так что весь позитив испарился после близкого знакомства с местными музеями.



Исправлять ситуацию надо было праздничным обедом. Местный разрекламированный ресторан еще не работал, в бистро идти не хотелось, а плечи давил рюкзак с сухпайком. Посему мы решили особо не париться, и уселись на славную лавочку в центральном скверике. Игнорируя фланирующую машину вятских полицаев, достали бутылку шампанского, на газетке разложили огурцы, хлеб, яйца, сосиски, помидоры. Хавая нехитрую закуску под шипучку, явно сошедшую с конвейера нижегородского завода, а никак не из погребов славной провинции Шампань, мы целовались под сенью вековых деревьев и обсуждали свои впечатления о Вятском. Близился полдень, и в Вятское потянулись турики. Сначала приехала машина, владельцы которой стали вытаскивать тяжеленные чемоданы. Явно москвичи приехали не на один день, надеясь «окунуться в атмосферу глубинки». Потом мимо нас прямиком к памятнику Александру-Освободителю проследовала ватага иностранных школьников, прибывших на автобусе. Они что-то горячо обсуждали, но, к сожалению, японского (а школоты этой национальности было большинство) я не понимала. На нас никто не обращал внимания, что не могло не радовать. Вот так вот, только вдвоем, я и мечтала провести этот день.

Я вот ругаю коммерцию, наслушавшись панк-рока, пытаюсь протестовать против системы, обывательства, потребительства. А Вятское понравилось бы многим туристам, так пусть приезжают. Я была однажды – и хватит. Не цепануло оно меня, вот и все. Просто для меня существует четкая грань между внешней показушностью и истинным положением дел. Вот если бы храмы и историческая застройка сохранялись и восстанавливались только потому, что так надо, по-другому нельзя, оттого, что сердце так велит, а не с меркантильными целями. Впрочем, праздничный день мы провели хорошо, на свежем воздухе, к тому же было занятно взглянуть на это разрекламированное село-музей. А главное, чтобы все перемены пошли на пользу рядовым жителям Вятского.



* * *

Неожиданно пошел дождь. Проливной, мелкий, частый. Мы допили шампанское под живописным кустом с красными ягодами, сидя на камешках на берегу реки Ухтанки. Шедшие мимо туристки с прибывшего автобуса поинтересовались, приняв нас за местных, что здесь можно посмотреть. Наскоро объяснила, пусть люди порадуются.
В Вятском мы пробыли примерно часа 3, все вроде, кроме музеев, обошли, и муж начал меня уговаривать сесть на ближайший автобус. Забежали в местный сельмаг, где я, минуты на 2 предавшись ностальгии (обожаю такие провинциальные лавки, хотя, в Вятском, конечно, совсем не сельские цены), купила очередной трешный лак бирюзового цвета. Дождь усилился, наш пазик покатил по проселочным дорогам…

P.S.Остальные фото можно посмотреть в альбоме.



Спасибо за внимание!

Источник: www.otzyv.ru

Также в рубрике

С 23 по 26 марта в Москве прошла крупнейшая в России международная туристическая выставка MITT.

 0

С четвертой редакцией путеводителя можно ознакомиться на сайте Культура.рф

 0