USD: 63.8881
EUR: 70.4111

Золотая миля российского гольфа

Можно ли запустить затратный гольф-проект в кризисные времена и за два неполных сезона обеспечить 50-процентную заполняемость клуба? Опыт гольф-клуба «Сколково» говорит, что да

Текст: Наталья Филатова
Фото: Пресс-служба

Золотая миля российского гольфа

Защита инвестиций

«Сколково» сегодня — один из самых ярких девелоперских проектов, вторая «Золотая миля», с той лишь разницей, что инфраструктура Остоженки формировалась одновременно со строительством в этом районе элитных жилых комплексов, а основную ценность району придает историческая застройка и географическая близость к Кремлю. А «Сколково» как инвестиционно привлекательный проект начал создаваться фактически с нуля: компания Millhouse выкупила здесь 80 га в 2007 году, когда район еще не ассоциировался с инновационным центром и бизнес-образованием.

Рядом с деревней Сколково в километре от МКАД были самозахватные огороды, ЛЭП, питающая район Одинцово, — место для строительства элитного жилья выглядело не самым привлекательным образом. Интуитивно было принято решение начать работу с улучшения имиджа всего района в целом, создания элитарной атмосферы, и гольф-поле стало идеальным решением этой задачи. Во всем мире поле для гольфа поднимает цену на расположенную рядом коммерческую недвижимость в среднем на 30%. Правда, одновременно девелоперы понимают, что это очень длинная инвестиция: стоимость строительства хорошего гольф-поля составляет от $10 млн, а окупится оно в лучшем случае через 8–12 лет. Для российских девелоперов это довольно долгий срок, чтобы сделать инвестицию привлекательной. С другой стороны, дорогое жилье без инфраструктуры к тому моменту уже никто не покупал. И Millhouse стал первым девелопером, решившим привлекать покупателей уровнем инфраструктуры. К тому же аудитория, готовая стать первым потребителем этой инфраструктуры, в районе уже была: в Сколково находится поселок Фонда развития международного университета (ФРМУ), где живет много состоятельных граждан.


Millhouse — инвестиционная компания, подконтрольная Роману Абрамовичу. Зарегистрирована в Лондоне. Основной вид деятельности — управление крупными активами в различных сферах экономики, от авиаперевозок до медиарынка. Значительная часть активов относится к сфере коммерческой недвижимости.


— Наличие поселка ФРМУ было для нас хорошим мотивационным фактором, — поясняет генеральный директор гольф-клуба «Сколково» Марат Богатырев, руководивший проектом с самого его начала в 2007 году. — В наличии был так называемый отложенный спрос, но отсутствовал объект рекреации. Еще важно понимать, что к тому моменту Millhouse земельным участком вложился в создание расположенной по соседству Московской школы управления «Сколково». Логика развития этого по-настоящему международного проекта подсказывала, что его следует дополнить каким-то иностранным лоском. Гольф-поле — супервариант. Соответственно, у нас появилась вторая сильная мотивация: сбалансировать территорию, поддержать и развить свою инвестицию в Московскую школу управления.

План на салфетке

Вторая половина 2007 года ушла на поиски архитектора, который бы спроектировал поле; выбирали между известными специалистами — Джеком Никлаусом, Арнольдом Палмером и Гарри Плейером. В результате выбор пал на Джека.


Джек Уильям Никлаус по прозвищу Золотой Медведь — американский профессиональный игрок в гольф. За свою карьеру выиграл в общей сложности 18 крупных турниров. В числе первых попал в World Golf Hall of Fame — Зал мировой славы гольфа (1974). По окончании карьеры занялся публицистикой, а также организовал фирму по изготовлению оборудования для гольфа Nicklaus. В качестве архитектора Никлаус спроектировал множество успешных спортивных объектов.


— С одной стороны, это, конечно, выглядит достаточно банальным решением — просто обратиться к лучшему в мире специалисту по строительству гольф-полей, — комментирует ситуацию Марат Богатырев. — Но если хочешь посмотреть лучший в мире баскетбол, то включаешь матчи НБА. Если надо построить трассу «Формулы-1» — обращаешься к лучшему архитектору Герману Тильке. Потому что альтернативы нет. Так и с гольфом.

Марат ездил в гости к архитектору, и его впечатлило то, что к «Никлаус-плаза» в городе Уэст-Палм-Бич ведет Jack Nicklaus Avenue. Уровень популярности блистательного в прошлом гольфиста на родине зашкаливал. К моменту их встречи Никлаус уже успел побывать в районе Сколково и прекрасно помнил площадку. «Джек во время обеда взял салфетку и на ней нарисовал контур нашего участка, по памяти. И показал, как примерно могут быть расположены лунки», — делится воспоминаниями Богатырев.

В 2008-м поле было спроектировано, но грянул экономический кризис, спутавший все карты. Посткризисный 2009-й был грамотно потрачен на хлопотное дело — перенос коммуникаций линии электропередачи. Чтобы впечатлиться объемом проделанных работ, достаточно узнать, что, скажем, сейчас на этих 80 га земли высажено 2,5 тыс. деревьев и 100 тыс. кустарников, которые поливаются форсунками, подключенными к тысячам километров сигнального кабеля.

Разумно использовав кризисный период, в 2010-м наконец решили приступить к масштабному строительству. В какой-то момент Никлаус стал наведываться на стройплощадку с супругой — это, по словам знающих людей, явный признак его влюбленности в проект, который стал предметом гордости гуру.

«Сложность этого проекта заключалась в том, что нужно было из совершенно ровного поля, над которым проходила линия электропередачи, сделать сложный ландшафтный рельеф, — говорит Олег Кустиков, председатель совета директоров компании «Процион», которая реализовывала проект. — Был проведен большой объем работ по перемещению грунта, создана система искусственных водоемов, высажены деревья. Особенно сложно было соответствовать высоким требованиям Джека Никлауса, но мы рады, что все получилось». В мае 2014-го поле мирового уровня на 18 лунок было готово к игре. В компании Millhouse РБК+ сообщили, что строительство поля и его озеленение обошлиcь в $25 млн.

Импортозамещение в действии

Гольф — это не только элитарный спорт, но скорее «образ» жизни (причем здоровый! ) и отличная возможность для бизнес-встреч. Во всем мире гольф-клуб — это место ведения бизнеса: игра может длиться около четырех часов. Вокруг никого нет, то есть можно в тишине обсудить важные вопросы. Поэтому вопрос членства в клубе — всегда достаточно тонкий момент: закрытое или открытое, пожизненное или годовой абонемент. Важно учесть и привлекательность для клиентов, и экономический момент.

Чтобы выяснить, каков настоящий характер человека, сыграй с ним в гольф.
Пэлем Г. Вудхауз, английский писатель

Владельцы «Сколково» рассматривали два варианта: закрытый клуб с пожизненным членством и полуоткрытый, когда можно купить годовое членство, поиграть в гольф в качестве гостя клуба. «В России пожизненное членство не самый востребованный формат — общество еще не научилось мыслить такими долгосрочными горизонтами. В итоге рабочим остался полузакрытый вариант», — рассказывает Богатырев.


Марат Богатырев, член совета директоров гольф-клуба «Сколково»:
— Мы строили клуб в расчете на самого привередливого клиента и самые высокие стандарты. Клуб для пожизненного членства. В США стоимость такого членства — от $500 тыс., в Азии — до $1 млн, в Европе доходит до €300 тыс. Вот на этих клиентов мы и ориентировались. До сих пор эти люди не ходили в русские гольф-клубы. И мы меняем эту ситуацию.


Членство в гольф-клубе «Сколково» на сезон сегодня стоит 730 тыс. руб. Семейное (распространяется на супруга и двоих детей)  — 880 тыс. руб. Максимально клуб рассчитан на 500 членов, сейчас их уже 260. «Важно, что мы кроме прочего организуем своим клиентам любопытный досуг — проводим интересные турниры, развиваем культурную программу. Очень многие, кто раньше играл только за границей, теперь посещают наш клуб, потому что мы обеспечили соответствующий уровень», — объясняет Марат Богатырев. Вот оно, импортозамещение в действии! По оценкам господина Богатырева, 80-процентное заполнение клуба гарантирует ему операционную окупаемость. Ведь молодой клуб не забывает и об иных источниках привлечения дохода. Гольф-сообщество — прекрасная аудитория для многих премиальных брендов. Соответственно, клуб — идеальная площадка для их позиционирования. Например, у «Сколково» возникли эксклюзивные контракты с компаниями Audemars Piguet и Audi. «Купание в лучах славы друг друга дает производителям лучших товаров совершенно новые возможности», — считает Марат Богатырев.

Сегодня на проекте гольф-клуб «Сколково» работают около ста человек, и только двое из них — иностранцы: англичане Ник Солски (гольф-директор) и Мэтью Марш (старший гольф-профессионал). Еще одно проявление полноценного использования внутренних резервов! Главным гринкипером стал россиянин, кандидат биологических наук с кафедры спортивного газоноведения Тимирязевской академии Денис Колтыхов. В течение года его наставником был вице-президент Ассоциации гринкиперов США Джо Бэйди. Теперь Денис прекрасно справляется с обязанностями самостоятельно и руководит командой отечественных гринкиперов из 50 человек.

Песок на поле тоже отечественный: тонкий и белый, как на карибских пляжах, но из Воронежа. Песок для гольф-поля должен соответствовать жестким параметрам. Для его сертификации в мире существуют всего две лаборатории — во Флориде и Шотландии. «Тест во Флориде мы прошли только с 11-го захода — именно с воронежским песком», — говорит Богатырев.


Евгений Плющенко, двукратный олимпийский чемпион в мужском одиночном катании:
— Гольф-клуб «Сколково» — это фантастическая площадка, с прекрасными условиями для игры, несмотря на наш климат. Одно из главных достоинств, что он находится в 15 минутах езды от центра города, и можно заехать поиграть перед работой, если вы любите рано вставать, или после рабочего дня. Я, например, часто приезжаю поиграть после ледовой тренировки. Я сейчас только осваиваю тонкости этой игры. Хочу выйти на приличный любительский уровень и думаю, что в следующем году буду заниматься под присмотром тренера.


Сегодня гольф-клуб «Сколково» не просто поле, а чемпионская площадка. «Мы можем сказать, что удовлетворены воплощением в жизнь наших планов. Всего на второй год существования у нас уже поселился самый значимый российский турнир — Russian Open с призовым фондом €1 млн. Это самый грандиозный турнир, на который может претендовать Россия. Он с успехом завершился 6 сентября, получив от лучших гольфистов мира самые высокие оценки», — делится Марат Богатырев. «Во время Евротура все отметили, что это поле действительно чемпионского уровня», — говорит Олег Кустиков.

Дом, который построил Бан

В гольф-клубе не только поле разработано одним из лучших специалистов, но и клубный дом построен знаменитым архитектором. Шигеру Бан — фактически символ современного искусства в архитектуре.

— Когда обдумывалась концепция стилистики клубного дома, не было задачи создать яркий образчик именно современной архитектуры, — рассказывает Марат Богатырев, — иначе через 20 лет он бы выглядел уже старомодно. Необходимо было построить то, что будет современным и через сто лет. Что-то в стиле домов Френка Райта. То, что в процессе строительства поля рядом возник Инновационный центр «Сколково», тоже очень сильно повлияло на облик объекта, да и проекта в целом. Когда географическое название становится синонимом слова «инновации», это налагает дополнительные обязательства, стилистические в том числе. Так что выбор Шигеру Бана был совершенно оправдан.

Инновационный центр повлиял не только на стиль клубного дома, но и на концепцию пространства в целом. Сейчас вокруг центра строится много арендного жилья: оно рассчитано на студентов-предпринимателей и наемных менеджеров, которые планируют приезжать сюда и в расположенную рядом бизнес-школу «Сколково» для получения бизнес-образования, преподавателей, лекторов — таков формат университетского кампуса. Чтобы лучше понять, как развитие района может повлиять на инвестклимат, владельцы проекта «Сколково» приняли решение временно отложить строительство жилых объектов. «Мы вовсе не забываем про окупаемость инвестиционной стоимости проекта в целом. Конечно, мы обязательно будем строить на территории жилье. Просто ждем подходящий для этого момент», — уточняет Марат Богатырев.


Самые дорогие клюшки для гольфа
Honma Golf’s Five Star Set — цена каждой клюшки в наборах, которые производит японская компания Honma, начинается от $5400; их изготавливают вручную из лучших сортов дерева прославленные мастера семьи Такуми. Cамый дорогой набор клюшек Honma из 14 предметов (в том числе сумка для клюшек и аксессуары) обойдется в $76 тыс. Клюшки включают детали, изготовленные из 24-каратного золота и платины.

Источник: www.rbcplus.ru

Также в рубрике

Туристский центр Алтайского края представил результаты исследования, проведенные компанией ASBA-консалтинг на территории Романовского и Завьяловского районов.

 0
Пропасть между ожиданием и реальностью
 0