USD:
EUR:

"Военным фотографам посвящается"

На выставке в Москве собраны работы классиков советской фотографии и неизвестных авторов

Текст: Виктория Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

"Военным фотографам посвящается"

В Мультимедиа Арт Музее открылась уникальная фотовыставка «Территория Победы: Военным фотографам посвящается». Генеральным партнером выставки выступила компания «Роснефть».

Экспозицию, занимающую два зала музея, составили работы как классиков советской фотографии — Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Эммануила Евзерихина, Георгия Зельмы, Владислава Микоши, Георгия Петрусова, Всеволода Тарасевича, Александра Устинова, Якова Халипа, Ивана Шагина, Аркадия Шайхета, Сергея Шиманского и других, так и неизвестных авторов. Как отмечают организаторы выставки, их имена еще только предстоит выяснить, в том числе с помощью посетителей — вдруг кто-то узнает в экспонатах работу своего дедушки? 

Аркадий Шайхет. Переправа через Днепр. Осень 1943

Аркадий Шайхет. Переправа через Днепр. Осень 1943

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Евгений Халдей. За круглым столом Берлинской (Потсдамской) конференции. Июль 1945

Евгений Халдей. За круглым столом Берлинской (Потсдамской) конференции. Июль 1945

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

В экспозицию вошли более 250 снимков из фондов Мультимедиа Арт Музея, агентства «ФотоСоюз», Севастопольского музея, Белорусского государственного архива кинофотодокументов, а также частных собраний. Особое место занимают фотографии из архива компании «Роснефть», на которых запечатлены нефтеперерабатывающие заводы и буровые установки Куйбышевска, Сахалина, Сызрани, Оренбурга военных времен, а также труд нефтяников, во много обеспечивших исход ключевых сражений.

— Я очень благодарен за возможность поучаствовать в этой замечательной, интереснейшей выставке. Фотография обладает тем безусловным преимуществом, что это, с одной стороны, достоверный документ. С другой — взгляд художника. И мы ценим возможность посмотреть на события Великой Отечественной войны глазами художников: фотографов, репортеров, корреспондентов, — заявил на открытии вице-президент компании «Роснефть» Михаил Леонтьев. 

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

Среди других экспонатов — кадры военного быта, редких минут отдыха и тревоги, хроника военных действий (чего стоит только кадр самолета, врезавшегося в здание в Будапеште авторства Евгения Халдея), прообраз современного селфи — групповые снимки военных фотографов и корреспондентов, снятые на автоспуске, и, конечно же, радость от победы. 

Ключевыми здесь стали хрестоматийные снимки Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», открывающие экспозицию, и работы Дмитрия Бальтерманца «Атака» и «Горе», известные во всем мире как емкая метафора главной трагедии XX века. 

Дмитрий Бальтерманц. Горе. Из серии

Дмитрий Бальтерманц. Горе. Из серии "Так это было...". Керчь, январь 1942

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Дмитрий Бальтерманц. Атака. 1941

Дмитрий Бальтерманц. Атака. 1941

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Евгений Халдей. Знамя победы над рейхстагом. Берлин, 2 мая 1945

Евгений Халдей. Знамя победы над рейхстагом. Берлин, 2 мая 1945

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

Как рассказала «Известиям» куратор проекта и директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, всего на войне было около 2 тыс. фотографов из 62 стран, однако именно советским мастерам удалось создать самые пронзительные свидетельства этого страшного события. 

— На этапе подготовки выставки мы просмотрели тысячи фотографий и поняли, что в каждой стране — своя война, но горе и радость от окончания войны — общие. Именно наши фотографы сделали самые знаковые снимки войны. Может быть, потому, что эта война оказалась самой разрушительной именно для нашей страны, — отметила Ольга Свиблова.

Одним из центральных экспонатов выставка стала мемориальная стена с напечатанными именами около двух сотен военных фотографов. Как заявила директор, в ее планах — перенести их на настоящий мемориал. Предположительно — в сквере рядом с музеем.

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Марк Редькин. Город Николаев в день освобождения. Жители снимают таблички с названием улицы Адольфа Гитлера. 1944

Марк Редькин. Город Николаев в день освобождения. Жители снимают таблички с названием улицы Адольфа Гитлера. 1944

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Георгий Липскеров. Пусть солдаты немного поспят. 1945

Георгий Липскеров. Пусть солдаты немного поспят. 1945

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

— В нашей стране огромное количество памятников солдатам, мемориалов. Мне кажется правильным установить мемориальную доску людям, сражавшимся с фото- и кинокамерой. Именно они оставили для нас образы, помогающие нам заново пережить эти страшные моменты, погрузившись в которые, каждый из нас будет стараться сделать всё, чтобы страшное время войны не возвращалось, — заявила Ольга Свиблова. 

Также на выставке можно увидеть уникальную военную кинохронику и 16 мультимедийных мемориалов, представляющих ретроспективу знаменитых военных фотомастеров.  

«Территория Победы» продолжает программу «История России в фотографии. Фотолетопись России», начатую музеем в 1997 году. Выставка продлится до 14 июня.

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Эммануил Евзерихин. Сталинград. 1942

Эммануил Евзерихин. Сталинград. 1942

Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ

 

Марк Редькин. Победа! Берлин, май 1945

Марк Редькин. Победа! Берлин, май 1945

Источник: Известия

Также в рубрике
Крупнейший курортный город практически отрезан от Большой земли. Затоплены больницы, пансионаты, сотни домов. Все основные экскурсии отменены, канатные дороги не работают. Но стало ли это всё неожиданностью для местных властей, учитывая, что подобное повторяется почти ежегодно?
 0

Перевод часов меняет расписания транспорта

 0