Как я дважды обогнула Землю на попутках: опыт автостопщицы
За два с небольшим года я объехала автостопом 20 с лишним стран. Суммарное расстояние, которое я преодолела попутками, приближается к двум экваторам. За это время перед моими глазами пронесся калейдоскоп людей разных профессий, взглядов и увлечений.
Как я начала путешествовать
Впервые я прокатилась автостопом в 19 лет. Приятельница предложила мне куда-нибудь съездить на зимние каникулы. Выбрали Казань. За неимением денег решили добираться бюджетно — от Москвы до Мурома на электричках зайцами, а после — попутками.
Мы серьезно рисковали. Отправились зимой без навигатора, мобильного интернета (его тогда еще не существовало) и денег на обратный билет. К вечеру мы доехали только до Нижнего Новгорода, там переночевали у знакомого. В итоге весь остаток отдыха и провели в этом городе.
Хотя мы и не достигли цели, это мини-путешествие привело меня в восторг. Я открыла для себя, что можно перемещаться на значительные расстояния без особых затрат.
Поначалу я путешествовала на небольшие расстояния — в пределах одного дня езды. Окончив университет, мы с молодым человеком отправились автостопом на Байкал. Расстояние в пять с лишним тысяч километров казалось серьезным вызовом. Но мы успешно добрались до самого глубокого в мире озера и вернулись обратно, посетив по пути шесть городов: Челябинск, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск и Иркутск.
Нас подвозят на мотоблоке с прицепом в Болгарии
Вскоре я расширила географию своих поездок, начав путешествовать по странам, языка которых даже не знала. Все оказалось элементарно. Достаточно было поздороваться и назвать город, куда едешь. Обычно после этого мне дружелюбно предлагали сесть в машину. Например, я проехала по Марокко три тысячи километров, выучив на местном языке только: «здравствуйте», «спасибо», «красиво», «вкусно» и «бесплатно». Отмечу, что чем безопаснее в той или иной стране и чем выше уровень жизни, тем менее охотно люди подбирают незнакомцев на дороге. Они не понимают, почему ты не можешь позволить себе купить билет.
Мы впятером не влезли в кадр, но вместились на заднее сиденье машины в Марокко
Впоследствии, уже когда я начала зарабатывать и могла себе позволить заплатить за путешествие, я не забросила свое увлечение автостопом.
Почему автостоп круче самолета
Автостоп — прекрасный способ увидеть страну или регион изнутри. Новые знакомые охотно рассказывают о местных традициях и жизни, советуют крутые локации, помогают осваивать азы языка. Ты перенимаешь их опыт и начинаешь смотреть на мир шире. При этом ты узнаешь изнанку чужой жизни, которую люди готовы показать только тому, кого никогда больше не увидят.
В Румынии поймали хиппи-автобус с путешественниками из Ливана, направлявшимися в Германию на завод Folkswagen
Тебя может подобрать кто угодно: строитель, художник, охотник или бизнесмен. Однажды в Болгарии нас подвозил на «газели» малоизвестный артист. По его словам, он даже играл в паре русских фильмов, а в «несезон» — то есть зимой — занимался перевозками. На смеси болгарского и плохого английского он поведал нам, как однажды его машину украли цыгане, надеясь, что в кузове найдется что-нибудь съестное. Но, по словам болгарина, добычей они оказались не удовлетворены — почему-то закричали и убежали. Мы предположили, что угонщиков разочаровал пустой салон, — но водитель рассказал, что осматривавший его машину дорожный полицейский отреагировал аналогичным образом.
Преодолев языковой барьер, мы поняли, что ехали в катафалке
После мужчина и вовсе нас запутал, сообщив, что завтра повезет в салоне-холодильнике двоих пассажиров при минусовой температуре. На вопрос, за что людям предстоят такие страдания, он ответил лаконично: «Воняют». Совместными силами нам удалось преодолеть языковой барьер — в конце концов мы догадались, что ехали на… катафалке. Мы долго смеялись, осознав, какой «груз» заставил воришек-цыган с криками убежать.
Как правило, автостопщиков подвозят добрые и отзывчивые люди. В Марокко нас пригласили на дегустацию на устричную ферму. В Хорватии водитель, узнав о моем увлечении заброшенными местами, отвез в огромное бомбоубежище, где некогда был по службе. В Германии русскоговорящий мигрант-казахстанец провел мне экскурсию по городу. Нас часто везли лишние километры, угощали в кафешках и приглашали переночевать.
Водитель пригласил меня и друзей попробовать устриц на ферме под Касабланкой (я снимаю)
Но правильный автостопщик — не потребитель. Он стремится платить за добро добром. Развлечь интересной беседой, поделиться знаниями или выступить в роли штурмана. Я бронировала путешествовавшим по России китайцам отель, практиковала английский с детьми на пассажирском сиденье, делилась едой и лекарствами. А однажды мне довелось писать речь на свадьбу дочки подвозившего нас дальнобойщика.
Из истории вопроса
В 60-е годы в СССР автостоп начали продвигать на официальном уровне как недорогой способ совершать туристические поездки. Путешественнику необходимо было приобрести книжку с отрывными талонами «Автостоп» на разный километраж и выписывать их подвозившим водителям. В конце туристического сезона по этим талонам устраивали розыгрыш призов среди автомобилистов.
Так выглядели призы для тех, кто подвозил автостопщиков
Позже движение вышло из-под государственной опеки и стало развиваться стихийно. Возникли клубы автостопщиков — например, Петербургская Лига Автостопа, Гильдия Мастеров автостопа или Академия Вольных Путешествий.
У клубов автостоперов есть своя форма
Сейчас автостопщики-профессионалы относятся к такому передвижению как мастерству и даже спорту. Они придумывают правила и методики, тестируют свои навыки в групповых соревнованиях на скорость. Я с уважением отношусь к их почти научному подходу. Но сама воспринимаю автостоп проще — как приключение. В одном я с гуру солидарна. Грамотное поведение на трассе — залог успешной поездки.
Члены клубов планируют групповые поездки как серьезную операцию
Подготовка к путешествию
У автостопщиков есть своя википедия — Hitchwiki. Обычно перед выездом я ищу на сайте статью о городе, откуда стартую. Там можно прочесть подробные советы других автостопщиков, как добраться до нужной трассы. Вплоть до номеров общественного транспорта. После этого на онлайн-карте я прокладываю маршрут до пункта назначения. Обычно навигатор советует федеральную трассу. Лучше избегать малоизвестных, пусть и более коротких дорог. Водителей там слишком мало. Обязательно отмечаю на карте остановки автобусов или электричек в пешей доступности от выбранной магистрали.
То, что должен иметь с собой автостопщик:
За несколько лет я так и не завела специальной куртки для автостопа, обшитой светоотражайками. Но чистая и яркая одежда в комплекте с большим туристическим рюкзаком повышают шансы поймать машину. Девушке лучше надеть брюки. Юбка или короткие шорты — неудачный вариант. У водителей может создаться впечатление, что барышня вышла на трассу не сэкономить, а заработать.
Выбор места
Удачная позиция (так автостопщики называют место для «ловли» машины) должна быть удобной для остановки авто и хорошо просматриваться. Хорошо подойдет широкая обочина или достаточной длины дорожный карман, въезды или выезды заправок.
На автобанах, где тормозить запрещено, «голосуют» как раз на выезде с заправок, стоянок и придорожных кафе. Ловить машину под мостом или в тоннеле, посреди перекрестка, на съезде с горки или подъеме, рядом с отбойником или сразу за поворотом — провальная и даже опасная затея.
Голосование
При виде машины я уверенно поднимаю правую руку и большой палец вверх. Смотрю водителю прямо в глаза, чтобы у него создалось впечатление, что я безмолвно обращаюсь именно к нему.
В дороге по Хорватии познакомились с американцем и продолжили путь втроем. Соревнуемся, кто быстрее поймает машину
Когда кто-нибудь затормозит, подхожу к машине и говорю (за границей — показываю в мобильном переводчике на экране смартфона) что-то вроде: «Здравствуйте! Я еду автостопом в сторону города N. Пожалуйста, подвезите, пока вам по пути». Сразу уточняю, что рассчитываю проехать бесплатно.
Важно помнить, что чистая одежда и отсутствие неприятных запахов — залог успеха, поэтому нужно заранее подумать о гигиене. Привести себя в порядок, как правило, можно на заправках или в придорожных кафе.
Я не называю слишком далекий пункт назначения. Добродушный дедок на «запорожце», который едет на дачу в Подмосковье, может отказаться везти в сторону Новосибирска.
Поведение в машине
Получив согласие, сажусь в машину и благодарю водителя. По моим наблюдениям, большинство автомобилистов подбирает автостопщиков, чтобы скоротать время в пути за беседой. Я начинаю с представления и небольшого рассказа о цели своей поездки. Если водитель отвечает односложно или включает музыку погромче — лучше замолчать.
Черногорский водитель с бульдогом на коленях знал по-английски буквально пару фраз, одна из них: «Do you wanna smoke?» («Курить будешь?»)
Я прошу предупредить меня за несколько километров до того, как наши пути разойдутся. Это дает мне время собраться и приглядеть удачную позицию на обочине. На прощание я благодарю водителя, желаю ему хорошей дороги и иногда дарю на память фотографию из путешествия.
Как избежать рисков
Самый распространенный вопрос, который задают водители: «Не боишься вот так одна ездить?» Если честно, я каталась попутками так много раз, что просто перестала испытывать страх.
Я как шахтер или пожарный: осознаю риски, но привыкла к ним
Пока ничего ужасного со мной не случалось. Надеюсь, и не случится. С десяток раз доводилось ездить с водителями в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По-хорошему, в этом случае в машину лучше не садиться. Но при знакомстве они держались бодро, и мы слишком поздно понимали, что человек под допингом. В Марокко или Грузии водить «накуренным» и предлагать «угоститься» попутчикам — вообще обычное дело.
Я и застопленная машина где-то в Марокко
Как не стать объектом приставаний
Когда я езжу одна, пожалуй, каждый десятый водитель предлагает мне «отдохнуть» и «поразвлечься». Раньше меня это смущало. Теперь же я отвечаю жестко: «Если вы меня только ради этого подобрали — можете прямо здесь высадить, я другую машину поймаю».
Обычно прямота отрезвляет ловеласов. Они оправдываются: извини, мол, я только из интереса, попытка — не пытка. Если после моего отказа водитель больше не затрагивает эту тему — едем дальше как ни в чем не бывало.
Но однажды ситуация немного вышла из-под контроля. Горячий водитель из южной республики откровенно пытался развести меня на секс. Он игнорировал все мои возражения и искренне не понимал, почему я не хочу предаться утехам. Когда он попытался схватить меня за грудь, я потребовала остановить машину и вышла прямо посреди автобана.
Криминальные истории
Из широкого круга друзей-автостопщиков в серьезные ситуации попадали только двое. Моему щуплому приятелю пришлось отдать все деньги и айфон громиле-кавказцу, который угрожал избить его до полусмерти. Другой товарищ путешествовал со своей девушкой по Казахстану. Они приняли приглашение на шашлыки от подвозившей их парочки. В пиво ребятам подмешали снотворное, наутро они очнулись уже без вещей.
При этом автомобилистам подбирать на трассе незнакомцев тоже страшно. В лучшем случае попутчик заляпает грязными ботинками салон… Водители боятся, автостопщики боятся — но все же первые подбирают вторых. Чудо человеческой взаимопомощи случается, магия автостопа работает. Вот почему я до сих пор предпочитаю попутки самолетам. Этот вид путешествий возвращает мне веру в людей.
Мария Михалева
В Подмосковье живет отшельник, который выбрал для себя довольно необычный образ жизни