Княжеские развалины
Почему захолустная деревня Щербатовка так привлекательна для жизни
Первые упоминания о деревне Щербатовке, что в Рязанской области, датируются 1814 годом. О ней писали как о владении княгини Щербатовой. До революции это было глухое, отдаленное место, здесь селились староверы и инакомыслящие. Сейчас об истории села напоминает только старое кладбище. В наше время, несмотря на отдаленность от «цивилизации», Щербатовка, наоборот, притягивает людей. В селе три улицы и около 200 домов, среди которых почти нет заброшенных — многие заново отстроены или капитально отремонтированы. Как живут в русском селении XXI века — показывает «Лента.ру».
Селом Щербатовка стала в 1898 году, когда разбогатевшие крестьяне Кугушевы возвели на свои средства каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы. До этого с 1835-го по 1856 год деревней владели княгиня Щербатова и княгиня Голицына.
В 30-е годы, при советской власти, как и многие церкви в России, каменная церковь в Щербатовке была разрушена. Из ее кирпича и могильных плит построили школу. Сейчас от нее остались одни руины.
Семей с детьми в селе мало, молодежь старается уехать в город. Первая причина — негде работать.
Здесь нет не только работы, но и интернета, медпункт находится в строительном железном вагончике, клуб и почта закрыты.
Несмотря на это, село продолжает жить. Как ни странно, то, что было его недостатком в прежние времена, сейчас превратилось в достоинство.
Летом в Щербатовке всегда многолюдно. Дети приезжают проведать родителей, привозят внуков. Любители отдыха на природе — провести отпуск. В отличие от пригородных дач, здесь особая жизнь, тишина, простор, заповедные места.
Культурная жизнь деревни сосредоточена в библиотеке и новой деревянной церкви, построенной на пожертвования прихожан. И если с церковью все хорошо, то библиотека находится в аварийном здании дореволюционной постройки.
Ни разу не было случая, чтобы в библиотеку кто-нибудь пришел с сигаретой или в нетрезвом виде.
Выборы проходят здесь же, в Щербатовке. В деревне есть прозрачная урна для голосования, с которой комиссия ходит к тем жителям, кому трудно прийти в избирательный участок самим, и, конечно, яблоки.
Одна из старейших жительниц деревни Валентина Прокофьевна Лапшонкова. В этом году ей исполнилось 93 года.
Николай Иванович Кабанов — единственный оставшийся ветеран ВОВ в деревне. Несмотря на солидный возраст — 92 года — он проводит время в огороде и на рыбалке.
Анастасии Ильиничне 91 год. Раньше она работала почтальоном, сейчас живет с дочерью и котом.
На праздничную службу в деревню приезжает из районного города Касимова отец Алексей.
Новогодние шары висят в домах круглый год как украшение. В углу — старые иконы.
Галина Скороход уже более 20 лет работает в деревне фельдшером. Раньше медпункт находился на первом этаже старинного купеческого дома, где сейчас библиотека.
Из-за плачевного состояния здания медпункт переехал в строительный вагончик. Летом там нестерпимо жарко, зимой — лютый холод.
В селе практически нет заброшенных домов. Многие здания перестроены или капитально отремонтированы.
Деревня очень удачно расположена: с трех сторон ее окружает густой лес, с четвертой — живописный берег Оки. Возможно, поэтому здесь так любят бывать дачники.
Проводить на природе значительную часть года — это современный тренд. Некоторые и зимуют здесь, а квартиру в городе сдают.
Раньше коров в деревне было целое стадо. Сейчас мало кто держит корову или теленка.
Зато куры есть у всех местных жителей, поэтому каждый день на заре всех будят петухи.
Вид на деревенскую площадь: новая деревянная церковь, заброшенный клуб, руины школы и типовой памятник ВОВ советских времен.