Мы с Гретой
Следующий день автопробега прошел трудно. Я еще не переключилась с московской жизни, привычного рабочего графика и ежедневных задач. По опыту знаю, «отпускать» меня Москва будет постепенно. Зато Грета ведет себя молодцом! Правда, мне пока никак не удается отучить ее лаять на проходящих мимо людей. Хотя, может пусть лает? Вдруг эта ее «вредная привычка» сослужит мне добрую службу, дорога все-таки... Остановились в Волгограде в гостинице, нам предложили более просторный номер, чтобы двоим было удобней!
Республика Калмыкия
В Волгограде у нас неожиданно появилась попутчица, ведь я готова подвозить людей для оптимизации расходов на ГСМ. За полчаса до отъезда в приложении для попутчиков пришло сообщение о брони до Элисты. Оксана примчалась к гостинице – торопилась на праздничные выходные к мужу, он военный. По ее рекомендации я тоже заглянула в Элисту, красивый ухоженный город. Задержалась в буддийском храме, а дальше – по калмыцким степям в сторону Чечни.
В степи только запах трав и разноголосый птичий хор. Встречаются солончаки. Пернатых — множество. Одну птицу Грета спугнула с гнезда — та, (видимо самоотверженная мать) сидела до последнего, пока собака чуть не наступила на нее, упорхнула прям из-под лап. Гнездо не пострадало, надеюсь, птица вернется.
Расстояния между населенными пунктами огромные. Кругом только степь да степь, пейзаж однообразен на сотню километров. Так и проехали всю Калмыкию практически без остановок, за исключением собачьих выгулов и заправки. Не встретилась нам и ни одна гостиница. Уже по темноте доехали до деревни Кочубей, где и остановились в скромном отельчике с собственным закрытым двором, что заценила Грета, набегавшись вдоволь перед сном.
Чеченская Республика
Страшно ли мне одной, вернее вдвоем с собакой? Этот вопрос, пожалуй, самый популярный среди моих знакомых и наблюдателей в соцсетях. Отвечаю: «Не знаю. Скорее да, чем нет». Но эти дороги Кавказа, мною «намолены» больше 20 лет назад, и эта молитва сейчас здесь со мной.
В 1990-е годы в Чеченской республике проходил службу мой друг. Я помню, как сидела у телевизора на коленях, с тревогой слушая новости, и просила Бога, чтобы с ним ничего не случилось. Я так горячо молилась, что видимо наверху меня услышали, и друг вернулся домой живой и здоровый. Сегодня я проезжаю здесь сама, читая на указателях — Ведено, Шали, Аргун, Гудермес, Грозный — названия городов и сел, знакомых всей стране из сводок боевых действий 20-летней давности. Сейчас я испытала здесь странное чувство. Будто я и для себя их отмаливала тогда.
В Грозном я намеренно заехала в главную мечеть «Сердце Чечни», чтобы получить благословение на путешествие по Кавказу. У меня давно сложилась личная традиция – обязательно заходить в храм той страны, где нахожусь. Не важно, какую религию или философию исповедует местный народ, я с благоговением захожу и в христианскую церковь, и в мечеть, и в буддийских храм, и в синагогу.
Из Грозного через Аргун, Шали, Ведено еду к озеру Кезеной-Ам. По пути много вооруженной охраны, блок-посты. Мне стало несколько тревожно от такого зрелища. Хотя, с другой стороны, картина вызывает некое ощущение защищенности — люди «при исполнении» везде приветливы, вопросы задают скорее из любопытства, ни разу не проверили документы. На стекле моего авто информационный лист - кто мы, с какой целью путешествуем, с просьбой оказывать поддержку и помощь. Пока встречные обходились тем, что знакомились с нашей «визиткой» и желали хорошей дороги.
К озеру мы прибыли уже в сумерках. Дорога к нему идет в горах, застали прекрасный закат. Однако, ехать из-за сильного тумана пришлось буквально на ощупь, местами видимость была не больше 2-3 метров. Технике езды по горным дорогам я училась в Крыму и в Грузии, а чувствовать горные серпантины — в Марокко. Так что было не страшно, а даже интересно получить новый опыт.
Перед деревней Харачой дорога внезапно закончилась, размыта. Стоит перекрытие и указатель съезда на ужасного вида грунтовку. Впору бы развернуться и поехать обратно, но озеро-то хочется посмотреть. Что делать? Свернула по указателю, благо объездной участок оказался коротким. Неожиданные объезды и перекрытые дороги в силу строительства и сезонного размытия здесь обычное дело. Один раз мне даже пришлось проезжать сквозь стройку, где обустраивалась новая развязка и единственным регулятором движения был экскаваторщик, который перемещал кучу щебня и параллельно указывал заблудившимся автомобилистам направление пути.
Озеро Кезеной-Ам неимоверной красоты, находится в горах. Единственный подъезд к нему, где можно остановиться – туристическая база, полная постояльцев. Мы забрались по крутому подъему на самую верхнюю точку, где будто специально для нас оказалась площадка, покрытая галькой, и расположились там на ночь.
На следующий день, в День Победы, я проснулась в 4:30 от холода, и сон сразу как рукой сняло – за окном был рассвет на все небо, потрясающий. Буквально за считанные минуты ярко-лиловые краски неба сменились на бледно желтые оттенки. Кто рано встает…
Отъезжая от озера, увидела красивый пейзаж. Решила остановиться на спуске и сделать фотоснимок. Но услышала странный скрежет заднего колеса, будто прокручивается. «Неужели не поставила на ручник?», — моя первая мысль. Но рычаг был на месте, а тормозная колодка подозрительно скрипела. Тут же сажусь в авто и трогаюсь с места. Пока не знаю, что с этим делать, покажу в Махачкале специалистам. Но на спусках и подъемах решила больше не останавливаться – только ровные площадки.
Короткий отдых. Дальше ставлю навигатор на Ведучи – проезжаем деревню Зоны, принимаю там сероводородные ванны. Охрана на блок-посту в Шатой предупреждает, что дорога в Ведучи закрыта на 10 дней, поэтому доезжаем только до водопадов Нихалой, и дальше – в Дагестан: Сулакский каньон и Махачкала.
Республика Дагестан
Из Махачкалы выезжаем не торопясь — после двух дней в чеченских горах, отдыхаем, набираемся сил. В 12.00 выезжаем к Сарыкумскому бархану, уникальному памятнику природы Дагестана. Его хорошо видно уже с трассы «Кавказ», но надо знать правильный подъезд. Вот я не знала, и поехала куда глаза глядят. Восторгу не было предела – встретила маковое поле! Грета вдоволь поносилась по полю, едем дальше.
Вдруг появляется УАЗ и пересекает дорогу, его звуковой сигнал я приняла за приветствие. Водителем УАЗа оказался старший госинспектор участка «Сарыкумские барханы», относящегося к заповедной зоне. Оказалось, что въезд на его территорию допустим только по специальному разрешению, которому у меня не было. Поэтому УАЗ выехал на перехват несанкционированным гостям. Отловленные нарушители порядка – мы с Гретой — были доставлены на кордон в качестве гостей, оформлены как полагается, накормлены гречкой с тушенкой, напоены кофе, выгуляны по барханам и отправлены с миром дальше.
В Сарыкуме мы задержались, а путь лежал в горы. По плану, я должна была добраться до темноты в поселок Хунзах и там остаться на ночлег. Но вместо асфальтированной дороги навигатор повел меня по каменистой. Устав кружить по горным серпантинам со скоростью черепахи, я решила остановиться на ночевку возле родника. А утром… Ради таких моментов я и хожу в горы. Ранний подъем с рассветом, ты стоишь на вершине вселенной и наблюдаешь, как первые лучи солнца касаются холодной земли, чтобы согреть ее. Медитация, умывание в роднике, завтрак.
Приключения мои на этом не закончились. Я ведь ночью заблудилась на горной дороге. Местами она вдруг начинает расползаться на несколько неуловимых дорожек, навигатор беспокоится, а я еду, куда подскажет внутренний голос. В этом случае он сфальшивил. Вместо того, чтобы поехать вверх, я отправилась вниз, к мраморному карьеру. Когда я это поняла, было уже поздно, ибо попала в жуткое месиво из грязи и камней после ночного дождя. Развернуться уже нельзя – справа обрыв, слева каменная стена, можно только вперед. Благо впереди увидела строение, с горящим на нем фонарем. «Есть электричество – значит, есть люди», — подумала я. Постучала в окно. Люди были. Призналась им, что заблудилась. Рабочие карьера дружно взяли мою машину на буксир и вывезли на безопасный участок. Показали верное направление, попозировали для фото на память и пожелали хорошей дороги. Счастье есть.
Я посмотрела водопад Тобот, остатки Гунибской крепости, побывала в природном парке «Верхний Гуниб», и отправились в Дербент, а оттуда – на азербайджанскую границу по нормальным асфальтированным дорогам. Об этом уже в следующей серии.
Источник: www.forbes.ru