Основание мифа. Экскурсия по легендарным подземельям «Городка Чекистов»
«Городок Чекистов» — целый квартал конструктивистских жилых домов в Екатеринбурге, выстроенный для работников известного ведомства. Несмотря на огромный интерес к архитектуре авангарда вообще и конкретно к этому комплексу в частности городок до сих пор окутан плотной завесой мифов и легенд. Самые душераздирающие из них связаны с подземной частью квартала. Говорят, что подземелья необъятны, что они уходят вглубь на несколько этажей, в ширину — к соседним конструктивистским зданиям, жителей городка подозревают в том, что свою чекистскую работу они вели прямо в подвалах собственных домов, а на один из уровней подземелья приходила железная дорога.
Недавно появилась возможность самим посетить легендарные подвалы и разузнать, что же скрывается под землей на Ленина, 69.
Не буди зверя
Буквально пару недель назад в цокольном этаже корпуса №14 (который стоит по улице Первомайской) открылся бар «Спящая собака». Этот бар с крафтовым пивом и интерьерами в стиле лофт отличается от других своей локацией, принадлежность к которой он усердно эксплуатирует. На стенах висят фотографии строительства городка, вывеска и оформление выполнены в цветах авангарда. Внутри нас ждут Максим Малета — управляющий бара и Руслан Карамов — гид, специализирующийся на подземных экскурсиях.
Фото: Александр Козлов
В этих интерьерах будет удобно проводить экскурсии по истории городка — в оформлении видно все строительные приемы и технологии того времени.
Если сидеть очень тихо, то можно услышать о чем говорят соседи. Фото: Александр Козлов
Если сидеть очень тихо, то можно услышать, о чем говорят соседи. Ты в «Городке Чекистов», детка!
Важную роль в интерьере играет дверь в подвал. По ней сразу понятно, где подземелье. ____________________________________________________________________
Вход в подвал городка чекистов. Фото: Александр Козлов.
Здесь бар заканчивается, а экскурсия начинается.
Максим Малета, управляющий:
Изначально в планах не было никаких экскурсий, мы просто искали помещение под бар, и нам понравилось это. Раньше тут был продуктовый магазин. У нас ушло около года на подготовку. Многие детали оставили — просто немного «окультурили» пространство.
Уже в процессе подготовки подземелье нашло нас само. Было понятно, что оно тут есть, и оно вызывает любопытство многих. Мы хотели сделать что-нибудь интересное в нем, особенно на фоне интереса к «Городку Чекистов». Еще до открытия мы познакомились с Русланом — и появился проект экскурсии по подземельям.
____________________________________________________________________
Экскурсовод на работе. Фото: Александр Козлов.
Город, вид снизу
Руслан Карамов:
Подземный город — это одно из направлений екатеринбургских экскурсий. Подземелье «Городка Чекистов» — вновь открытый объект. Нам бы хотелось рассказать про городок в двух аспектах: «надземная» история — изученная и структурированная и подземелья — мифы и легенды, которые могут и не быть правдой, но они имеют право на жизнь и должны где-то помещаться. С 2011 года я вожу экскурсии под землей. У нас есть разные маршруты — это подземные реки Екатеринбурга, несколько объектов за городом.
В Екатеринбурге много туннелей — в общей сумме более 50 километров.- продолжает Руслан. — Многие из них старые, стены выложены камнем, перекрытия держатся на деревянных сваях. Часто это реки, которые были «зарыты», на самом деле, пущены в подземных коммуникациях. Под землей похоронено множество мостов, которые раньше были на поверхности — по улице Свердлова, Розы Люксембург. Есть и другие коммуникации, более новые.
Мы полностью обеспечиваем безопасность маршрута — проводим инструктаж, предоставляем все необходимое оборудование (непромокаемые костюмы, каски, фонарики, перчатки), раз в месяц исследуем все наши маршруты, чтобы отследить изменения и не столкнуться с неожиданностями во время экскурсии.
В Екатеринбурге есть как минимум три человека, которые ведут подземные экскурсии, так что это направление довольно популярно. ____________________________________________________________________
Коммуникации в подвалах городка чекистов. Фото: Александр Козлов.
Мы стараемся изучать мифы, чтобы больше узнать о тоннелях. Например, если в домах по весне подтапливает подвал — значит, там наверняка течет подземная река. Иногда люди рассказывают про каких-нибудь рабочих, которые ушли в люк и не вернулись — значит, есть другой выход. Есть люди, бывшие непосредственными участниками создания этих тоннелей — строители, которые убирали реки под землю. Лет через 20 мы сами будем частью городской легенды — представьте, группа из двадцати пяти человек на глазах прохожих вдруг выходит из люка!
О существовании подземелий в «Городке Чекистов» я знал еще с детства. Потом я и мои друзья спускались сюда, но тема не получила развития — не было свободного доступа. Когда доступ появился, захотелось сделать интересный экскурсионный проект.
Спуск
Подземелье «Городка Чекистов» существует уже почти 90 лет. Все, что о нем достоверно известно, — сегодня нет ни одной актуальной карты или схемы этого подвала. О том, что в помещениях стоит вода, и конструкции могут быть в неидеальном состоянии, говорят последние несколько лет. Перед спуском мы получаем строгий инструктаж — ходим только по выделенным дорожкам, не отходим в сторону без разрешения экскурсовода, смотрим по сторонам и под ноги.
Берегите ноги и голову. Фото: Александр Козлов.
Покидаем бар Спящая собака и начинаем спуск. В конце лестницы, в первом зале, нам выдают амуницию сталкеров. Мы переоблачаемся и становимся готовы к приключениям.
Подсветка подземелья. Фото: Александр Козлов.
Первые залы драматически подсвечены. Они огромны — это высокие просторные помещения, напоминающие производственный цех. Подвалом это место назвать язык не поворачивается.
Экскурсии ведутся в сопровождении. Фото: Александр Козлов.
Высота потолков больше трех метров, шаг конструкций — около 12-ти метров. С массивных железобетонных балок свисают сталактиты. На полу метровый слой абсолютно прозрачного льда.
Тоннель. Фото: Александр Козлов
Дальше просторные железобетонные залы сменяются узкими коридорами из бутового камня. Тоннели уходят в темноту, потолок опускается до высоты человеческого роста, постепенно подбирается клаустрофобия.
Подземные экспозиции городка. Фото: Александр Козлов
Часть тоннелей занята коммуникациями, проложенными в разное время — с момента строительства и до наших дней. По дороге нам встречаются комнаты, в некоторых углах подземелья для экскурсантов приготовлены сюрпризы — «экспонаты», которые случайно можно найти во время экскурсии — фотографии, плакаты и вещи.
Труднодоступные места подземелья городка чекистов. Фото: Александр Козлов
Самое большое впечатление производят последние залы маршрута — здесь потолок держат колонны с огромными расширяющимися капителями, стен почти не видно в темноте, но на полу так много строительного мусора, что высота помещения становится «непроходной». Мы идем, пригнувшись наискосок. Только гид знает, где здесь выход.
Те самые легендарные места подземелья. Фото: Александр Козлов
Содержание экскурсии пересказывать не хочется — оно достойно внимания, рекомендуем сходить самим. В начале пути, в залах, подсвеченных драматическим театральным светом, экскурсовод нагнетает обстановку мифами и легендами, некоторые из которых доходят до абсурда и похожи больше на детские страшилки. Ближе к концу, там где подземелья более реальны, он говорит о правде и неизученных моментах, которые и дали столько пространства для фантазии.
Что еще мы узнали на экскурсии
Настоящим хоррором для архитекторов и строителей, которые придут на экскурсию, станут не леденящие душу истории, а состояние конструкций подвала. К сожалению, сегодня за ними никто не следит — дома являются памятником архитектуры федерального значения, поэтому подвалы жильцам не принадлежат. Чтобы понять, насколько все серьезно, мы взяли комментарий у Сергея Кудрявцева, конструктора, кандидата технических наук, главного инженера «НИИ ВСУ Интер/ТЭК». Вот несколько рекомендаций, которые нам удалось получить:
— Вода в подвале — это очень плохо. Замерзая и оттаивая, она разрушает несущие конструкции подвала, а значит, всего здания. Воду необходимо откачивать и держать подвал сухим.
— Оголенной арматуры также быть не должно. Без защитного слоя арматура ржавеет, и в целом железобетон теряет свои несущие свойства. Эти конструкции необходимо восстанавливать.
— Очень важно понять назначение кирпичных стен — если это перегородки, то разрушение их не так страшно. Если это несущие стены, то их необходимо обязательно восстановить.
— Чтобы окончательно определиться, насколько критичны все эти повреждения, нужно выполнить обследование несущих строительных конструкций подвала, перекрытия или здания в целом. Стоимость такого обследование — около 100 тысяч рублей. Только после исследования станет понятен список работ по восстановлению и стоимость самого восстановления.
— Если все оставить как есть, то конструкции могут простоять еще лет 20. А могут начаться проблемы и через пять лет. Самое страшное в этой ситуации — неизвестность.
Попасть на экскурсию можно по записи. Стоимость зависит от количества человек в группе и начинается от 900 рублей.
Фото: Александр Козлов, проект Екатеринбург Наизнанку.
Источник: momenty.org
С 1 июня 2014 года начнется полетная программа из московского аэропорта Домодедово на греческий остров Скиатос