Без пряника не заигрывают
Турбизнес в Тульской области учатся делать из всего, даже из … воздуха
Тульская область часто упоминается в журналистских репортажах как интереснейший туристический регион России. К югу от столицы взору любителей активного отдыха открывается край древних поселений, старинных усадеб, церквей, садово-парковых комплексов, где с каждым годом гостей встречают все приветливее. В Тулу хочется ехать вновь и вновь …
Блогер на грядке
Шалфей и кориандр, тимьян и тмин… В музее-усадьбе Андрея Болотова в сельце Дворяниново удивляешься не дворцовой спеси, а разнообразию представленных растений, столь полезных человеку. Похоже немного даже на обычные огородные сотки, но тут каждая грядка с табличкой – и можно пощипать, пробовать. Разрешается! И именно так хозяин «уговаривал» крестьян сеять картошку – это когда к ныне народному овощу относились как к заморскому фрукту. Одних сортов яблонь и груш у дворянина не перечесть. Большой энергетики был человек! За 95 лет жизни русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод успел сделать так много, что не знаешь как и запомнить всего, что рассказывает экскурсовод. А Андрей Тимофеевич словно знал, что нам будет трудно, и помог – оставил обо всех своих деяниях дневниковые записки, оформив их в книгу под названием «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». Куда там нам, современным блогерам, до такого завидного постоянства и откровенного самопиара!
Так вот, дворянскую усадьбу наподобие «Дворяниново», размером не меньше – только славой обделенную, в Тульской области можно купить за символический 1 рубль. И таких по региону раскидано около трех сотен… Пару столетий назад было более двух тысяч. Понятное дело, после обретения прав на историческое наследие на земле тульской новому собственнику придется капитально вложиться и изрядно поморщить лоб, соображая, как же здесь великие мира сего – граф Толстой, художник Поленов – сочетали отдых в России с умением выразить свою личность и возвеличить Отчизну. Потому и продает дешево лакомые земельные кусочки правительство региона, что в дальнейшем рассчитывает на народную, инвесторскую инициативу. Турист ныне пошел сметливый – нет-нет да спросит: «А почем у вас жилые квадратные метры?». В регионе с неблагоприятной демографической ситуацией на такие вопросы отвечают с превеликим удовольствием.
- Два года мы даем на составление проекта развития усадьбы, и пять лет на реализацию плана, – рассказывает Татьяна Рыбкина, министр культуры и туризма Тульской области. – Все это время собственники будут освобождены от уплаты налогов. У них есть время обустроиться. Туристов к нам едет с каждым годом все больше и в каждый новый заезд москвичи хотят посмотреть что-то новое. Так что конкуренции бояться не следует.
Чем больше новых старых усадеб, тем лучше, считают в правительстве. Будущих собственников они намерены возить, как и нас, участников пресс-тура, по региональным памятникам истории и культуры. В музее-заповеднике Поленова мы тоже побывали. Посмотрев на эскиз картины «Три богатыря» Васнецова, где на месте Ильи Муромца позирует хозяин усадьбы - Василий Поленов, невольно подумал, что и пару столетий назад народ здесь жил очень степенной, основательной и активной жизнью на широкую ногу. Посмотришь на такое полотно – и бегом к речке. Пока спускаешься, тут и там открываются живописные виды, что так и просятся на холст. А воздух-то, воздух-то какой чистый, благоухающий! Турист нынче пошел падкий и на участие в интерактиве. Ему коль зима – в прорубь бы окунуться, а коль макушка лета – Обь косыми саженями переплыть. Осенью же и весной хорошо прогуляться по тропинкам – и лучше всего на лошади! В Поленове конюшня всегда к услугам любителей конных прогулок.
Дворец с перспективой
В тульских музеях интерактив давно уже не только взял верх над статикой застекленных полок, но и побудил к творчеству новое поколение самодеятельных артистов театрального плана. Мне показалось, они уже вошли во вкус, играя горничных и мещан. Не знаю, как насчет «Вильяма нашего Шекспира», но герои Грибоедова и Островского им точно будут как родные. Небольшие пантомимы, удачно скрашивающие некогда скучное действо музейных экскурсионных циклов, довелось наблюдать в здании Дворянского собрания и музее оружия в Туле, в центре культуры и ремесла, а также в графском дворце города Богородицк. Жители области любят облачаться в дворянскую, мещанскую, крестьянскую одежду и играют роли с полной самоотдачей. Дело за благодарными зрителями. Пока таковых дефицит.
- Мы очень надеемся на то, что к нам потянется молодежь, – говорит глава Богородицкого района Ираклий Маградзе. – Посмотрите на наши красоты – разве здесь не жизнь?! Вот плотину отреставрируем…
Дворец-музей графов Бобринских в Богородицке, действительно, уникальное место. Проектировать и строить здесь парк приезжал упомянутый нами уже Андрей Болотов, родоначальник русской агрономии. Здание дворца построено таким образом, что с него в одну сторону открывается перспектива на городскую улицу, а по другую сторону – на парковую дорожку. Глянешь в обе и задумаешься о собственной жизни: как ее строить, как научиться везде преуспевать…
Лепи сам
Главный компонент при изготовлении тульского пряника – воздух. Все другие ингридиенты, как то мука, мед, яйца, корица, сахарный песок можно найти в любом городе. И только воздух Тулы делает пряник тульским. Так объяснили нам в ходе мастер-класса на предприятии, где выпекают известное на всю Россию лакомство. Редкий гость Тулы уезжает из региона без хлебосольного подарка, маленького или большого, но обязательно вкусного! Самый огромный пряник видел с человеческий рост – в сувенирной лавке. Такие масштабы обусловлены размером противня. В Туле имеется и памятник прянику. Откусить хоть кусочек не получилось. Металл все-же.
Тульский кремль внутри очень просторный. Ветра могут играть здесь в футбол. Если вы были в Туле лет пять-шесть назад, то не узнаете стен ее фортификационного сооружения – они как с иголочки! В кремле появились четыре новых музейных комплекса и торговые ряды. Обширная реставрация стоимостью в 1,7 млрд рублей закончилась в прошлом году, и турист видит, наконец, исторический объект в законченном виде. Это вам не новгородский кремль, который каждое лето реставрируют, пытаясь сохранить каждый древний кирпичик. Преимущество новоделов в том, что они оставляют впечатление целостности, в то время как реставрируемые объекты заставляют любить сам процесс сохранения старины.
Еще в Туле обязательно стоит посмотреть новый музей оружия. Четыре этажа интерактива не могут оставить равнодушными ни детей, ни взрослых. История развития российского оружия, благодаря которому была и есть земля русская, предстает в интереснейших ракурсах. После такого наглядного представления гораздо легче читать и учебники по истории.
Вожа к Непрядве
Куликовскую битву часто называют побоищем. На поле при слиянии Дона с Непрядвой русские и литовские войска под предводительством московского князя Дмитрия не только победили монголо-татар, но, увы, потеряли три четверти сборного войска. Два года всего Русь не платила дань, а потом к Москве подошло войско Тохтамыша, а защищаться было уже невозможно.
Разгромив Мамая, который не был чингизидом, то есть потомком Чингиз-хана, и более того – беклярибек (управляющий) находился в конфликте с прямым потомком великого монгола. Русь, так получается, помогла Орде вновь объединиться. Тохтамыш разгромил ослабевшего Мамая, а самого Тохтамыша побили Тамерлан с Едигеем… Так может, надо было просто отсидеться? Вон тот же Новгород, с татарами не воевал, но дань платил исправно.
Вот чтобы разобраться в таких вопросах, полезно побывать на поле Куликовом самому, да не просто с сумой, а облачившись в доспехи средневекового воина. Каждый год в сентябре здесь сшибка. Кого доведется сыграть – Пересвета или Челубея, зависит от предпочтений и расклада в ролевой игре.
Как уверяют знатоки, Куликовская битва длилась не более трех часов – далее даже кони не выдержали бы, не то что люди. А вот историческое значение ее обсуждают веками...
И действительно – зачем же понадобилась Куликовская битва? Новая версия, услышанная от экскурсовода на Куликовом поле, звучит так. Дело было не в Мамае. Из Европы сначала на Новгород, а через него и на другие города Восточно-европейской равнины распространилась чума. Люди русские стали спрашивать проповедников – а это, новое страшное наказание за что нам? Преподобный Сергий Радонежский молвил им: за то, что дань татарам платите. Вот и потянулись с разных княжеств мужички к Оби с Непрядвой. За два года до 1380-го они уже били татар на реке Воже под предводительством того же Дмитрия. Врага стали знать лучше. Вот и решили закрепить успех.
Но не будем забывать, что помимо прозаической, чумной версии, остается и поэтическая.
«Невозможно быть русским,
Непрядву сочтя за ручей.
Не любя свой народ,
не полюбишь ничей».
Так написал Евгений Евтушенко в поэме «Непрядва». Не уверен за храбрость, но мыслей на Куликовом поле растекается много. А и правда – бить или не бить…
Сейчас меж Красным холмом и селом Монастырщино, традиционными мемориальными центрами Куликова поля, заканчивается сооружение нового, грандиозного музейного комплекса. С высокого холма уже можно озирать места Мамаева побоища. С утра здесь обычно стелется густой туман, но когда-то должно все проясниться…