"Если судить по официальной версии произошедшего, то причина катастрофы — халатность едва ли не десятка человек, говорит организатор экспедиции Андрей Китаев. - Так, экипаж был уверен, что на высоте полета — 2000 м — скорость юго-западного ветра — 40 км/ч. Фактически ветер был северо-западным, и скорость его достигала 130 км/ч, но экипажу об изменениях не сообщили. Самолет стало относить от трассы, в 23:43 командир сообщил о пролете Канска, но приборы канского авиадиспетчера были отключены. В то время местоположение самолетов обычно определялось семью радиопеленгаторами, находящимися в разных точках, однако и тут оказывается, что данные пеленга и самого экипажа сильно разнятся, однако при этом какие бы ни было указания пилотам не поступают, то есть фактически полетом не руководит никто. Время идет, данные радиопеленгаторов расходятся все больше, бортрадист указывает на это, но толку нет: оказывается, во всех точках красноярской диспетчерской службы в этот момент дежурят стажеры — опытные работники заняты. При этом и опытнейший пилот, не раз совершавший рейсы по этому маршруту, отклоняется от привычной трассы на несколько сотен километров. В 00:10 28 октября самолет пропал без вести. Его поиски результатов не дали".
Как стало известно позже, в Восточном Саяне самолет столкнулся с горой Сивуха на высоте 1800 м. Все находившиеся на борту люди погибли. Ил-12, прежде чем его обнаружили, пролежал в тайге семь месяцев. На место крушения самолета случайно наткнулся местный охотник. К этому времени погибшие были полностью съедены дикими животными, хоть как-то опознать их не было никакой возможности. Впрочем, никто особо и не пытался это сделать.
"Тут надо понимать особенности того периода, - говорит Андрей Китаев". - Только что умер Сталин, режим был еще силен. Все держалось в строжайшей секретности. Кроме того, места эти практически недоступны: ни на автомобиле, ни на вертолете не добраться. А засекречено все так, что даже по списку экипажа данные расходятся. Он вроде бы состоял из семи человек — таковы официальные данные на момент вылета. Тогда погибших должно было быть 20. Однако в имеющихся документах указано, что погибли 19 человек, в том числе шесть членов экипажа. Где второй пилот? Еще одна загадка".
На 50 с лишним лет о катастрофе вообще забыли. Точнее, ходили в тех местах легенды о разбившемся здесь когда-то китайском самолете. В 90-е годы местные жители на гусеничной технике добрались до места крушения и разобрали Ил-12 на металлолом. На поляне остались только два двигателя и всякая мелочь — личные вещи погибших. Они-то отчасти и помогли воссоздать картину происшедшего.
Дальше все делалось на чистом энтузиазме: Андрею Серафимовичу удалось постепенно восстановить список погибших, связаться с некоторыми из их родных. Говорит, когда вышел на брата одной из пассажирок рейса 136, для того вообще стало открытием, что его сестра погибла. О том, где она и что с ней, 50 лет никто не знал, и найти, как ни пытались, не смогли. Сотрудничает Китаев и с внуком стюардессы из того экипажа: молодой человек помогает раскапывать информацию.
Первая экспедиция к месту крушения Ил-12 состоялась в 2010 году. Можно сказать, самодеятельная: собралась группа товарищей, решили добраться до горы Сивуха, поставить крест в память о жертвах крушения. А в этот раз, в 2013-м, задача была посложнее: в горы предстояло доставить 80-килограммовую памятную плиту с теми данными о рейсе, экипаже, пассажирах, которые удалось к этому времени собрать.
Андрей Петров в экспедицию отправился в качестве видеооператора. Но, говорит, больше пришлось машины по непролазным дорогам толкать, чем снимать. Из-за этого бездорожья, к слову, экспедиция вместо намеченной недели продлилась две — уазики перегружены, дорог ноль.
Но добраться — еще полдела. Участникам экспедиции предстояло своими силами занести 80-килограммовую плиту на гору высотой 1800 м. Машины не пройдут, с вертолетом договориться пытались — летчик отказался: говорит, невозможно там на нужной высоте зависнуть и опустить плиту.
Из этих мест, говорят специалисты, даже мощные джипы все до одного возвращаются с поломками. Поэтому УАЗы, которые пошли в экспедицию, тщательно к ней готовили. Восемь человек сами отправились в манскую тайгу, и столько же помогали им приводить технику в порядок. Получилось, экспедицией занимались ребята с автотранспортного факультета СФУ (кстати, и посвящена она была его 50-летию).
Работа поисковиков не закончена, и продолжается она при этом снова на чистом энтузиазме. С подготовкой памятной плиты им помог красноярский бизнесмен. А если силы и средства позволят, не исключено, что через пару лет в манскую тайгу уйдет еще одна экспедиция — на этот раз, говорит Андрей Китаев, чтобы установить часовню на месте трагедии. Возможно, что к этому времени удастся разгадать другие тайны, связанные с авиакатастрофой 60-летней давности.
Напомним, весной 2013 года был обнаружен другой пропавший самолет. Почти год потребовался, чтобы найти пассажирский Ан-2. Обломки лайнера все это время покоились на дне болота. Их случайно обнаружили охотники, разбившие лагерь у этого болота.