В Севастополе хотят превратить Фиолент в новый центр туризма
Полудикий мыс, который считается одним из самых красивых мест Крыма, давно застроен дачами, домиками и нелегальными мини-отелями в советском стиле. Здесь нет централизованного отопления, водо- и газоснабжения, на улицах периодически образуются горы мусора, а дорожки к пляжу обваливаются, угрожая унести жизни людей. В правительстве Севастополя решили, что пора сделать перезагрузку территории, чтобы превратить её в современный центр туризма. Но для этого жителям Фиолента придётся передать в муниципальную собственность участки.
В резиновых сапогах до цивилизации
Фиолент давно перестал быть садово-дачной территорией для пенсионеров. По сути сейчас это настоящий огромный жилой район, на территории которого проживают порядка 20 тысяч человек, но официально здесь зарегистрированы только около 5 тысяч. Из-за этого и многие проблемы. Например, из-за перенаселения образуются горы мусора, так как объём мусорных контейнеров и периодичность вывоза мусора рассчитаны на официальных жителей. Как рассказывает «Октагон.Крым» житель Фиолента Сергей Воинков, каждое садовое товарищество решает проблему самостоятельно. Некоторые скидываются и заказывают дополнительный вывоз, кто-то возит свои пакеты в город.
В районе изношены и коммуникации, которые просто не предназначались для такого большого количества абонентов и бесперебойной повышенной нагрузки. Сети требуют модернизации, а деньги в бюджете на это пока не предусмотрены.
Последняя крупная авария на электрических сетях, которые особенно часто случаются в холодное время года, произошла в районе Фиолента в конце декабря. Весь район погрузился во тьму. Учитывая, что многие домики не оборудованы газом или дровяными печами, сутки без электричества людям показались адом.
«Стало холодно, невозможно было поесть или выпить чай, помыться и принять душ. Особенно тяжело пришлось семьям с детьми. Хотя нам повезло: была возможность развести огонь в мангале, подогреть еду и вскипятить чайник. Как первобытные люди в XXI веке».
Ольга Величко
жительница Фиолента
Нет на Фиоленте и централизованной канализации. Одной из причин регулярных обвалов грунта на пляжах как раз и являются выгребные ямы, которые обустроила на своих участках подавляющая часть садоводов. Из-за этого вода меняет направление привычного течения и разрушает новые участки обрыва, поясняет жительница Фиолента Марина Резванова. Пока проблему решают контролируемым обрушением грунта и предупреждающими табличками. Но все коттеджи и виллы, которые стоят у самого обрыва, находятся в теоретической опасности, равно как и отдыхающие под ними пляжники.
В райском уголке, который так хорошо смотрится на фото с определённых ракурсов, нет крупных супермаркетов, детских садов и поликлиник, мест для прогулок и отдыха. За всем этим требуется ездить в город. И если летом с городским транспортом почти нет проблем, то зимой без частного авто не обойтись. Ведущая в Севастополь двухполосная дорога давно нуждается в ремонте и расширении.
– Пробки – это наше всё. Стоим по 40 минут минимум по нескольку раз в день. Это, считай, быстро добрались. Добраться до дороги ещё попробуй. В дождь всё размывает, идти нужно по глине и лужам. Я детям с собой даю резиновые сапоги, они до дороги доходят и их снимают. До-другому невозможно, сухим с нашего участка просто не выйдешь, – рассказала жительница мыса Ирада Кутепова.
Комфорт в обмен на землю
Формат садового некоммерческого товарищества (СНТ), в которые объединено практически всё население Фиолента, предполагает, что его члены все решения, в том числе вопросы развития инфраструктуры, принимают самостоятельно и за свой счёт. Город финансировать работы внутри товарищества не имеет права. Однако форма СНТ даёт его членам экономить на налогах, расходах на вывоз мусора и других.
Для решения проблем Фиолента требуется, чтобы каждое товарищество – а на территории мыса их больше двадцати – приняло решение перевести земли в формат индивидуальной жилой застройки (ИЖС). В этом случае проблемы с инфраструктурой и коммуникациями сможет решать город.
Однако для создания социальной инфраструктуры недостаточно формального изменения статуса земли. Чтобы построить сады, школу, крупный супермаркет и дорогу по всем правилам, от жителей Фиолента, скорее всего, потребуется освободить участки для строительства.
«Никто об этом не думал, когда вся эта застройка шла, и во многом земельные участки хаотично сформированы», – сообщил Развожаев на итоговой пресс-конференции в 2021 году.
Может оказаться, что собственникам придётся отказаться от каких-то территорий, а городу в свою очередь потребуются участки, которые будут выкупаться под линейные объекты. Если этого не делать, у города могут возникнуть проблемы. «Не дай бог пожар – соответствующие чиновники будут подвержены уголовной ответственности за то, что они не реализовали те или иные нормативы», – озвучил свои опасения губернатор.
Ещё одна сложность, по словам властей, – это незарегистрированные гостевые дома и мини-отели, которые потребуется выводить из тени.
Начать реформирование территории власти намерены с переговоров: большое совещание по проблемным СНТ Фиолента состоится в конце января с участием инициативных групп садовых товариществ. Губернатор Севастополя подчеркнул: перевод в ИЖС будет зависеть от желания собственников и технической возможности обеспечения инфраструктурой.
Но не все жители Фиолента хотят стать частью города. Есть и те, кто смотрит на активность правительства с опасением. Помощник председателя СНТ Фиолента Евгений Мазуров вспомнил, какой шум подняли местные жители, когда на одном из заброшенных участков, принадлежащих городскому МВД, было решено строить СИЗО.
– Именно то, что пока мы СНТ, а не район Севастополя, нам даёт возможность самим решать, что и как у нас тут будут строить. Тогда люди не захотели видеть зэков у моря, и СИЗО отменили. Уверен: как только мы станем частью города, такой свободы у нас не будет, – сообщил «Октагон.Крым» житель Фиолента.
Он также выразил уверенность, что как только правительство начнёт определять участки, которые потребуется освободить под дорогу или прибрежный парк, многие одумаются, но будет уже поздно.
Наталья Лазарева